Смекни!
smekni.com

Регулирование этнических конфликтов предупреждение и разрешение (стр. 16 из 28)

Искаженное и сознательно извращаемое в духе субъективизма производство подобных объяснительных схем, искажающих действительные причины возникновения и обострения национальных проблем, не является простым теоретическим заблуждением. Такие схемы обосновывают и оправдывают политику столь же «простую и понятную» - политику национализма и сепаратизма.

Правило деполитизации. Крайне важным для стабилизации, вышедшей из под чьего-либо контроля эскалации напряженности, является обуздание самого государства и государственной власти с помощью развития институтов гражданского общества. «Категория этнос принадлежит обществу, но не государству, - считает, например, юрист А. Яковлев. - Мы знаем, какого рода государство возвело национальность в ранг государственного признака. Нациналсоциалистическое государство»[108]. Рассмотрение этнической принадлежности как государственного, политически значимого признака - это рудимент тоталитарной политики, одно из эффективных средств тотальной регламентации общественной и личной жизни граждан. Сохранение, даже раздувание политической значимости этнической принадлежности, неявной привязки ее к гражданству, праву на собственность с помощью псевдоправовых, шитых белыми нитками ухищрений, есть не что иное как стремление сохранить тоталитарные элементы власти, придав ей с помощью этнократических инноваций респектабельность и «второе дыхание»[109].

Именно через гражданское общество, на наш взгляд, должны быть созданы общественные «иммунные системы», не позволяющие в условиях плюрализма собственности использовать государственную власть для ограничения возможностей конкурентов на основании этнических или каких-либо еще мотивов. В то же время этнические интересы индивидов и общностей, вне апелляции к количеству лет, прожитых на той или иной территории, должны также реализовываться на уровне гражданского общества, а не на уровне государства. Национальную политику в правовом государстве политическая власть должна проводить лишь в регулировании, поддержке и соблюдении равноправия всех культур.

Правило исключения подмены. Как уже выше отмечалось, конфликт между центром и республиками нередко воспринимается на уровне обыденного сознания как конфликт между Россией (русскими) и национальными республиками (титульной нацией) или конфликт русских (русскоязычного) и нерусских (коренного населения). Такая подмена явлений (понятий), поощряемая некоторыми национальными лидерами, склонными к этнонационализму и сепаратизму, совершенно необоснованна. Во-первых, абсурдно сведение России к «центру». То, что пределами «Центра» - это уже, получается, не Россия. Во-вторых, неопределенным остается содержание понятия «Центр: то ли это Москва, то ли руководящие органы федеральной власти, то ли еще что-то. В-третьих, неправомерно сведение этических отношений к отношениям между уровнями государственной власти, т.е. представлять русских как носителей федеральной (центральной) власти, а нерусских - как представителей региональной или местной власти.

Эта подмена понятий далеко не безобидна. Если обыденное сознание обывателя может назвать бюрократическую власть русской властью на том основании, что чиновник говорит на русском языке, то политолог, повторяющий то же словосочетание, либо обязан доказать, что эта власть реализует интересы русской нации, либо признаться в том, что он осознанно подменил существенные признаки понятия «власть» случайными и несущественными.

Правило демифологизации. Процесс становления наций как субъектов политики неоднороден, поскольку разные социальные группы и слои консолидируются вокруг своих реальных либо иллюзорных интересов с разной скоростью. Каждый из участников этого процесса пытается связать себя с национальным возрождением, «оседлать» этот процесс, используя его энергию и привлекательность, выдать свою политику за политику, отвечающую национальным интересам. Различные социальные и политические силы, связанные с государственным социализмом, имеют разный потенциал обновления. Однако все они вынуждены адаптироваться к изменившейся логике политического развития, одновременно пытаясь изменить эту логику. Все эти силы заинтересованы в перестройке экономики, политики национально-государственных структур.

Мифологизация этнических процессов проявляется, прежде всего, в стремлении национального движения или лидера представлять себя как исключительного выразителя общенациональных интересов, причем, с подобными заявлениями выступают иногда люди с взаимоисключающими политическими позициями. Мифологизация проявляется и в самооценке той или иной нации как исключительной, «богоизбранной» и т.п.

Правило самоутверждения. Самое верное средство предупреждения социальной напряженности, конфликтов - обеспечить возможность личностного самоутверждения человека, его конструктивного самовыражения. Социальная блокировка потребности к самовыражению не только фрустрирует личность, но и не дает развиться личностным качествам, что увеличивает несамостоятельность человека и зависимость его от власти.

Именно такого человека описал Т. Адорно в книге «Авторитарная личность»). Для него характерны: косность, ригидность, стереотипность мышления (а значит, и приверженность к простым решениям, пренебрежение наукой); вера в «моральную чистоту» собственной группы и отказ в таковой другим группам; преувеличенный интерес к проблемам власти (у многих наших граждан политомания доходит до того, что, не прочитав газеты или не прослушав политических новостей, они испытывают ощущения, подобные наркотической абстиненции), силы, насилия; боязнь дурного влияния, опасения попасть под власть «чужих»; цинизм, уверенность в том, что все средства хороши для достижения неизменно «высоких и справедливых» целей собственной группы; неспособность к самоконтролю, апатия, депрессивные состояния[110]. Круг тоталитаризма замыкается. С этих позиций раскрывается подоплека националистических идеологий. Шопенгауэр отмечал, что только несчастный глупец, ощущающий недостаток личностных качеств, обращается к заслугам нации, к которой он принадлежит случайно.

Правило альтернативных вариантов. Данное правило связано с учетом и использованием адаптационных механизмов жизнеобеспечения традиционных этносов. Они выработали особую стратегию природоиспользования, которая заключалась в параллельном развитии двух (или нескольких) моделей жизнеобеспечения с противофазной реакцией на изменение условий существования. Любые экологические сдвиги оказывались неблагоприятными для одной из этих моделей, но одновременно резко повышали продуктивность другой. Историю природоиспользования аборигенов Арктики можно представить как постоянный «перелив» населения от кочевой формы жизнеобеспечения к оседлой, т.е. от охоты и оленеводства к морскому промыслу или рыболовству и обратно в зависимости от конкретной динамики экономической и социальной обстановки. Подобного рода «переключения» в кризисных ситуациях, вызванных разными причинами, характерны и для других народов. Следует при этом заметить, что эти «переключения» происходили в пределах привычной среды обитания и не вели к потере этнических свойств популяции, так как не нарушали традиционных видов хозяйства и жизнеобеспечения[111].

Проблемы малых народов Севера, теряющих традиционный уклад хозяйственной и социальной жизни, активно обсуждаются среди социологов, этнологов и политиков[112]. Особо выделяются и рассматриваются проблемы психического здоровья,[113] профессиональной патологии,[114] адаптивных возможностей и эволюционной пластичности[115]. В целом ряде работ обосновываются и предлагаются модели экономической и социальной реабилитации[116]. В качестве одной из форм социальной защиты коренных народов Севера предлагается, в частности, бразование экологических парков3. Формируется особая научная дисциплина - этноэкология[117].

Привлекают внимание рассуждения и предложения Р.И. Ирназарова, связанные с признанием положения от этноутверждающей функции земли, ландшафта. «Знакомство с опытом стран Запада, в частности США, - пишет он, - показывает, что там при осуществлении хозяйственной деятельности на территории национальных образований приоритет отдается интересам коренного населения. Вот, например, как складываются взаимоотношения американской компании «Арктик-слоп», занимающиеся строительством газопроводов на Аляске и вездеходов для тундры. «Арктик-слоп» - акционерное общество, пайщиками которого могут быть только коренные жители Аляски - инцыпатские эскимосы. И данное положение утверждено конгрессом США. Работать в «Арктик-слоп» по найму может представитель любой национальности, а владеть акциями компании, то есть получать доход от использования природных ресурсов той земли, на которой тысячелетиями жили местные народы, вправе только представители этих народов».[118]