ПХY
Это означает, что Y готовит выгодное для него видение плацдарма, цель и доктрину, которые он пытается внушить Х. Если это ему удается, то мы имеем дело со следующим явлением:
ЦХY ЦХ
ДХY → ДХ
ПХY ПХ
Стратегия, разработанная Y специально для Х, принимается последней и становится его стратегией. Очевидно, что и решение, принимаемое Х, будет таким, каким хотел бы его видеть Y, т.е. Рху → Рх.
Каким же образом Y может изменить стратегию Х или другими словами осуществить рефлексивное управление? У партии Y существуют возможности воздействия на принятие решения Х путем формирования нужной картины плацдарма, формирования цели у противника и его доктрины: Пху → Пх → Цху
→ Дху → Цх.
1. Рефлексивное управление посредством формирования картины плацдарма Пху → Пх - это один из наиболее распространенных типов управления. Сюда следует отнести прежде всего маскировку одной из конфликтующих сторон своих объектов, или камуфляж.
2. Рефлективное управление посредством формирования цели противника Цху → Цх. Наиболее часто встречающимся видом такого управления является провокация. Она может осуществляться в виде идеологической диверсии, коварного «дружеского совета».
3. Рефлексивное управление посредством формирования доктрин противника Дху → Дх. Под доктриной противника будем понимать некоторый алгоритм, с помощью которого из видения плацдарма и цели вырабатывается решение. Доктрина противника обычно формируется путем его обучения. Особенно характерен в этом отношении пример с нападающим в футболе, который систематически сознательно попадается на определенном действии и, когда защитник закрепляет действие как стандартное и необходимое в борьбе с данным нападающим, последний в нужный момент неожиданно меняет тактику. Защитник, автоматически следуя усвоенному стандарту, оказывается не готовым к такой перемене.
4. Рефлексивное управление посредством связи Пху → Пх → Цху → Цх
В условиях реального конфликта противники редко применяют способ рефлексивного управления только по одной составляющей. Чаще всего воздействие идет в связке, где внушение нужной картины плацдарма затем приводит к формированию необходимой цели, а потом уже появляется нужное решение. Например, при вооруженном конфликте сторона намеренно ослабляет один из флангов, чтобы таким изменением плацдарма сформировать у противника вполне конкретную цель - атаковать именно в этом месте. На практике невозможно бывает передать видение плацдарма полностью, во всех деталях.
В связи с этим обычно противнику передается система опорных точек плацдарма - реперов, пригодных для построения им нужной картины плацдарма. В. Лефевр приводит очень удачный пример таких действий в конфликте[143]. Во II тысячелетии до н.э. библейский полководец Гедеон использовал светильники как средство рефлексивного управления своим противником - армией мадианитян. По нормам тех времен на каждую сотню бойцов полагался один трубач и один факельщик. Гедеон постарался довести эти нормы до сведения мадианитян, после чего каждому из 300 бойцов выдал по факелу и по трубе и ночью провел демонстрацию. Произведя несложные подсчеты, мадианитяне предположили, что войско Гедеона составляет 30 тыс. человек, и обратились в бегство. Противнику передавался репер - светильники. Фактически цель - избежать столкновений - была передана посредством картины плацдарма, а последняя - с помощью репера.
Е.Г. Баранов разрабатывает и предлагает для разрешения этнических конфликтов технологию социальной терапии, которая распадается на две разновидности: коррекция акцентуированных черт характера нации и лечение нациопатии.
Останавливаясь на содержании психокоррекционной работы, он отмечает: опыт колониальных империй показал, что прямое воспитательное руководство нацией, ее опека не только не дают положительных результатов, но и приводят к противоположным результатам. Не складываются основы самостоятельного поведения нации, напротив, усиливаются иждивенчество, национальная инфантильность. Более перспективный способ - опосредованное воздействие на коммуникативные процессы без ущемления самостоятельности нации. ООН и другие международные организации давно и успешно его применяют. Основная идея состоит в том, что интенсификация общения и совместной деятельности людей разных национальностей ломает (а по существу позитивно меняет) этностереотипы. Для придания этой работе целенаправленности необходимо определить ту черту характера нации, которая требует коррекции, выделить те ситуации, в которых она проявляется в большей степени. Используя подобные наличные и искусственно создаваемые ситуации, следует так организовать общение и совместную деятельность людей, чтобы возникли соответствующие когнитивные, аффективные, контактные состояния, складывались необходимые взаимоотношения. То есть речь идет о целенаправленной организации совместных культурных, экономических, научных и прочих мероприятий. Следует еще раз подчеркнуть: для планомерности и скоординированности этой деятельности необходимо создать соответствующую межгосударственную организацию, имеющую определенный экономический и научный потенциал, а также средства массовой информации и арбитражные органы[144].
Нациопатия, - считает В.Г. Баранов, - требует экстренного оперативного лечения. Психореабилитация нации осуществляется той же коррекционной работой (конечно, более интенсивной), но требуется предварительная изоляция и искусственное обеспечение основных адаптационных процессов (жизнедеятельности). В международной практике эти вопросы решает ООН.
Необходимость создания в рамках СНГ межнациональных миротворческих сил с каждым новым вооруженным конфликтом становится все острей. Пока их функции выполняют части и соединения российских войск. Хотя есть пример эффективной миротворческой деятельности российских войск в Приднестровье, это далеко не лучший вариант. Во-первых, во многих государствах бывшего СССР России не доверяют, ее боятся. Во-вторых, Россия и российское военнослужащие - слишком удобный объект для провокаций; уже не раз бывали ситуации, когда противоборствующие в военном конфликте стороны одновременно и почти хором обвиняли Россию в военной поддержке противника. Во многих «горячих точках» стало традицией брать в заложники российских военнослужащих и членов их семей. В-третьих, миротворческая деятельность российских войск не пользуется популярностью у населения нашей страны. Вчетвертых, в психокоординационных целях все государства должны ощущать свою причастность к миротворческой деятельности. В-пятых, миротворческие силы должны обладать не только особым статусом, но и иметь специальную подготовку[145].
Использование технологий урегулирования конфликта зависит от стадии его развития. Этот аспект проблемы достаточно полно разработан Ф. Гласлом и К. Муром.
Фридрих Гласл предложил такую схему последовательности перехода конфликта к радикальной эскалации, состоящую из трех фаз и девяти стадий.
Первая фаза: группы уверены в скрытых и явных напряжениях и антагонизмах, но стараются решать их рациональным и конструктивным путем.
Стадия 1. Попытки кооперироваться. Случайные срывы, ведущие к напряжениям и трениям.
Стадия 2. Поляризация сторон и дебаты. Дебаты - вид интеллектуального насилия.
Стадия 3. Дела, а не слова.
Вторая фаза: взаимоотношения групп становятся важнейшим источником напряжения.
Стадия 4. Обеспокоенность за репутацию и формирование коалиций.
Стадия 5. Потеря лица. Создаются мифы о противнике.
Стадия 6. Преобладание стратегии угроз.
Третья фаза: все конфронтации между группами становятся очень жесткими.
Стадия 7. Систематические деструктивные действия против потенциальных санкций другой стороны.
Стадия 8. Атаки против сильных центров врага.
Стадия 9. Полное разрушение и самоуничтожение.
На первой фазе развития конфликта, т.е. на первых трех его стадиях нецелесообразно вмешательство 3-х сил, хотя с третьей стадии рекомендуется проведение процессуального консультирования с его продолжением до 5-й стадии включительно.
Консультирование - это новаторская форма вмешательства в конфликт, осуществляемая квалифицированным и непредвзятым специалистом. Цель его работы - формирование продуктивного решения с помощью налаживания коммуникации между участниками. Суть действий - обращение к лежащим в основе конфликта вопросам с целью их решения посредством кооперации взаимодействующих сторон.
Различают процессуальное консультирование, относящееся к сути спорной проблемы и путям ее решения, и социотерапевтическое консультирование, нацеленное на то, чтобы изменить отношение конфликтующих сторон к проблеме и предложенным способам ее разрешения.