В-пятых, считается, что именно этнический конфликт предстает наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные виды кон-
фликта играют второстепенную роль. Причина в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества.
Разрушительные последствия межэтнических конфликтов актуализирует проблему их регулирования и, прежде всего предупреждения и разрешения.
Регулирование - это система действий, направленных на приведение социальной системы, социального процесса в нормальное состояние[52].
Регулирование предполагает выявление тех элементов (признаков) социальной системы (процесса), которые: во-первых, могут быть подвержены изменению; во-вторых, должны быть подвержены изменению. Эти элементы (признаки) назовем переменными социальной системы или социального процесса.
Н.С. Данакин выделяет и рассматривает четыре группы переменных социального процесса: структурные переменные, динамические переменные, функциональные переменные, факторные переменные[53]. Эти переменные характеризуют и такую разновидность социального процесса, как этнический конфликт.
Структурные переменные выражают статику социального процесса, его признаки безотносительно ко времени. Анализировать структуру социального процесса - значит определить его содержание и форму, участников и масштаб. Динамические переменные - такие переменные, которые позволяют анализировать процесс во временном измерении. В числе таких переменных - фазы (стадии) социального процесса, его продолжительность, состояние.
Несмотря на негативные последствия этнических конфликтов, рассмотренные выше, следует избегать их однозначной оценки, поскольку у них имеются и положительные функции. Одна из таких функций, к примеру, состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.
Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.
Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что он способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.
Воздействуя на функции (функциональные переменные) этнического конфликта, мы ограничиваем или нейтрализуем одни из них и содействуем проявлению других функций.
Факторные переменные - это все то, что оказывает воздействие на социальный - в нашем случае этнический - процесс. К ним относятся источники процесса, его условия и факторы. Факторные переменные, которые вызывают социальный процесс и определяют само его содержание, будем считать источниками социального процесса. Если нет источников, то нет и процесса. В основе любого процесса лежат те или иные источники, порождающие его, дающие ему жизнь.
Факторные переменные, которые сами по себе не вызывают социального процесса, но без которых он не может существовать, назовем условиями социального процесса.
Факторные переменные, которые влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, интенсивность и т.п.), определим как факторы социального процесса. Факторы не вызывают социальный процесс (в отличие от его источников) и не обеспечивают его существования (в отличие от его условий), но тем не менее влияют на него. Причем влияние оказывается иногда настолько сильным, что процесс даже приостанавливается или деформируется, или, наоборот, совершается в ускоренном темпе.
Источники и факторы социального процесса, взятые в совокупности, образуют причины социального процесса. Источники социального процесса выражают необходимость его возникновения или осуществления, условия - возможность его возникновения или осуществления[54].
С учетом предложенной классификации обратимся к рассмотрению переменных этнического конфликта и прежде всего его содержания.
Содержание каждого социального процесса специфично, но в любом случае оно включает в себя три группы элементов:
1) социальные действия и взаимодействия, осуществляемые в ходе социального процесса;
2) предмет социальных действий и взаимодействий, т.е. то, из-за чего или ради чего они совершаются;
3) изменения, вызываемые социальными действиями и взаимодействиями[55].
Исследователи выделяют и рассматривают различные виды социального взаимодействия, осуществляемые в процессе этнического конфликта.
Э.И. Скакунов в ходе социокультурного анализа осетино-ингушского конфликта выделяет и рассматривает три типа социальных отношений, в рамках которых происходит конфликт: иерархию и подчинение, конкуренцию, сотрудничество. Он приходит, в частности, к такому выводу: обе конфликтующие общины не менее чем на одну треть (осетины жестче) ориентированы на отношения иерархии и подчинения, однако в целом их представления о структуре нынешнего общества асимметричны. Если большинство ингушской общины (54%) видит свое общество как основанное на началах сотрудничества и взаимопомощи, то осетинская община оценивает уровень сотрудничества почти на половину ниже (29%), придавая одновременно настолько же большее значение отношениям конкуренции и борьбы (32%)[56].
Е.В. Крицкий выделяет в структуре конфликта явления двух порядков:
а) фокальные, непосредственно порожденные конфликтующими ценностными установками и интересами его участников;
б) периферийные, обусловленные катализирующим воздействием кон-
фликтной ситуации на политические, социальные, идеологические процессы в обществах, связанных с конфликтом[57].
Содержание этнического конфликта характеризуется также его предметом, т.е. тем, из-за чего происходит столкновение противоборствующих сторон. Содержательный анализ этнических конфликтов с этой точки зрения позволяет сгруппировать их в шесть основных типов.
I тип - конфликты, в которых, доминирующую роль играют территориальные притязания. Наиболее явный пример этого типа - осетино-ингушский. Напряженность в связи с территориальными спорами имеет место и в Кабардино-Балкарии.
II тип - конфликты сецессионного типа, в которых ставится вопрос о выходе из России и полной государственной самостоятельности. Здесь наиболее ярким примером является чеченский кризис. Сецессионные тенденции имели место и в Татарстане до заключения договора о разграничении полномочий между федеральными и республиканскими властями.
III тип - статусные конфликты, в основе которых лежат требования о расширении административно-управленческих полномочий в соответствующем регионе.
IV тип - социально-политические конфликты, в основе которых лежат требования социально-политического равноправия этнических общностей.
V тип - социокультурные конфликты, в основе которых лежат требования социокультурного равноправия этнических общностей.
VI тип - социально-бытовые конфликты, в основе которых лежат требования социально-бытового равноправия этнических общностей.
Имеются и другие классификации конфликтов в зависимости от их содержания. Так, например, весьма распространенный и в зарубежной, и в отечественной науке подход - классификация общественных конфликтов по сферам общественной жизни. Выделяют политические этнические конфликты, конфликты в экономической жизни, в духовной сфере и т.п. «Сферная» типология не является всеохватывающей и четкой, так как большинство этнических конфликтов имеют «межсферный» характер. А.А. Празаускас группирует межэтнические конфликты в зависимости от тех целей, которые ставят и преследуют национальные и этносоциальные движения (сепаратистские, ирредентистские, автономистские, этнолингвистические, этноконфессиональные, этноэгалитаристские, антиэмиграционные или почвеннические)[58].
Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о «действующих лицах и исполнителях» конфликтных отношений. Как утверждают Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта» сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъекты», «посредник». Заметим, что не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей.
Участником этнического конфликта может быть любая группа лиц, которая принимает участие в конфликте, но не отдает себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником могут быть сторонние лица, случайно оказавшиеся в зоне конфликта и не имеющие своего интереса[59].
Субъектом этнического конфликта является этническая группа, способная создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других групп, вызывать те или иные изменения.
Поскольку потребности субъектов, их интересы, цели, притязания могут реализовываться нередко только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие могут принимать такие политические организации, как партии, парламентские организации, государственный аппарат, «группы давления» и т.д., они являются выразителями воли соответствующих этнических групп. Нередко этнический конфликт принимает форму конфликта лидеров (широкие массы выходят на улицы лишь в моменты наивысшего обострения ситуации). Яркий пример - этнический конфликт в Карачаево-Черкессии между карачаевцами и черкесами, обострившийся в период проведения там президентских выборов. В большинстве национальных конфликтов в первые годы перестройки в нашей стране субъектами выступали исключительно представители государственных структур власти.