- к аккумулированию отрицательных эмоций у враждующих сторон;
- к закреплению стереотипов и образов «врагов», тем самым формированию предпосылок для последующих конфликтов;
- к снижению уровня сотрудничества между сторонами конфликта или вообще отказу от него;
- к нарушению коммуникационных взаимосвязей;
- к ослаблению ценностно-ориентационного единства межгруппового взаимодействия;
- к нарастанию враждебности между конфликтующими сторонами;
- к неоправданной трате ресурсов (материальных, интеллектуальных и т.д.);
- к человеческим потерям и ухудшению условий жизни; - к разрушению социальной системы.
Вместе с тем, этнические конфликты имеют и положительные функции. Конструктивные функции социального конфликта были впервые выделены и рассмотрены Л. Козером в его работе «Функции социального конфликта». Он выделил тринадцать функций[68]. Предложенная им функциональная модель легла в основу классификаций, разработанных другими исследователями. С учетом этих классификаций предлагается выделить двенадцать конструктивных функций этнического конфликта:
1) социальная функция - конфликт способствует группообразованию, установлению и поддержанию нормативных и физических границ группы;
2) структурирующая функция- конфликт способствует установлению и поддержанию относительно стабильной структуры внутригрупповых отношений, содействует интеграции и идентификации, социализации и адаптации, как индивидов, так и групп;
3) коммуникативно-информационная функция- конфликт помогает членам группы правильно понять суть проблем, требующих разрешения, а также возможных для этого путей;
4) предохранительная функция - конфликт играет роль «предохранительного клапана», способствуя выбросу отрицательных эмоций и напряженности в отношениях между сторонами;
5) связующая функция - в ходе конфликта стороны «проверяют», «узнают», «зондируют» друг друга, так что «ранее враждебное взаимодействие часто приводит к дружественному»;[69]
6) адаптивно-стимулирующая функция - конфликт высвобождает социальное напряжение, усиливает способность группы к изменениям, стимулирует творческую активность;
7) мобилизационная функция- конфликт мобилизует все имеющиеся у сторон ресурсы;
8) стабилизирующая функция- конфликт способствует созданию и поддержанию баланса сил и, в частности, власти;
9) институциональная функция - благодаря конфликту возникают новые социальные институты и организации, защищающие интересы противоборствующих сторон или выполняющие посредническую миссию;
10) рекреакционная функция - конфликты делают жизнь более интересной. Пребывание в конфликте часто пробуждает любознательность и стимулирует интерес. Конфликт нарушает привычный ход вещей, отвлекает от рутины;
11) диагностическая - возникающий конфликт сигнализирует о возникших в социальной системе дисфункциях;
12) проспективная функция- конфликт позволяет увидеть будущее, к которому придет организация, если ничего не предпринимать, и к чему можно прийти, если вмешаться в конфликт.
Подобное деление функций конфликта (как на положительное, так и на отрицательные) несколько условно. Все они взаимосвязаны, влияют друг на друга, вытекают друг из друга.
Знание и учет функций этнического конфликта имеет принципиально важное значение для обеспечения эффективности его регулирования. Смысл регулирования заключается при этом в трех взаимосвязанных действиях, а именно:
1) в ограничении и блокировании деструктивных функций этнического конфликта;
2) в содействии конструктивным (положительным) функциям конфликта;
3) в поиске и использовании альтернативных механизмов реализации функций конфликтного взаимодействия. Так, например диагностическая функция может быть заменена функцией ранней диагностики этнической напряженности, адаптивно-стимулирующая функция - функцией этнического соревнования и т.д.
Функциональные переменные этнического конфликта непосредственно связаны с целями регулирования, его предполагаемыми результатами. Мы оказываем воздействие на структурные и динамические переменные конфликта с целью получения желательных результатов на уровне его функциональных переменных. Однако между нашими целенаправленными действиями, структурно-динамическими переменными и функциональными переменными не хватает еще одного звена - факторных переменных конфликта. Регулирование конфликта образует четырехзвенную структуру: - целенаправленные действия - факторные переменные - структурные и динамические переменные - функциональные переменные. Субъект регулирования конфликта оказывает непосредственное целенаправленное воздействие на его факторные переменные, меняя посредством них структурные и динамические переменные, которые в свою очередь вызывают функциональное изменение конфликта, вплоть до его прекращения. Схематически представим это так.
Схема регулирования этнического конфликта
Завершая анализ этнических конфликтов как объекта регулирования, отметим следующее.
Во-первых, обоснование четких методологических позиций в отношении этнических конфликтов и их регулирования осложняется противоречивостью подходов к толкованию самого этноса как определенной социальной группы. Причем, основные «водоразделы» методологической интерпретации проходят по линиям «объективное и субъективное», «статичное и динамичное», «социальное и государственно-правовое». Анализ различных концепций этничности позволяет сделать вывод о том, что каждая из них раскрывает определенные стороны важные для ее понимания: неомарксизм - объективные основы этнических отношений; теории ресурсной конкуренции - условия и факторы их актуализации, появления межэтнической напряженности; символический интеракционизм - субъективную интерпретацию этих отношений, теории рационального выбора - мотивацию поведения индивидов в пространстве межэтнических отношений. Принимая в целом «динамическую» теорию этноса Л.Н. Гумилева, отметим определенный «позитив» и в альтернативной - «статической» - концепции, что проявляется, в частности, в ее широком использовании в практике государственного строительства. Нельзя не отметить определенные «плюсы» и в концепциях этнического релятивизма, которые основываются на очевидных тенденциях интернационализации общественной жизни и выступают за деполитизацию этнических отношений.
Во-вторых, в этнических конфликтах обнаруживается ряд характерных и повторяющихся черт, а именно: «первичность» этнического конфликта в отношении других видов социальных конфликтов, историческая «константность» этнических конфликтов, функциональная обостренность, эмоциональная насыщенность, способность к быстрой и масштабной иррадиации.
В-третьих, разрушительные последствия этнических конфликтов актуализируют проблему их регулирования, что предполагает выявление тех их признаков, которые могут и должны быть подвержены изменению. Совокупность этих признаков включает структурные, динамические, функциональные и факторные переменные. Из структурных переменных выделены и рассмотрены конфликтные действия и взаимодействия (соперничество, сотрудничество, компромисс, оборона, отступление, уклонение), их предмет, субъекты конфликтного взаимодействия, из динамических - стадии (фазы) развития конфликта, его продолжительность, состояние. Выделены и рассмотрены также функции межэтнических конфликтов: как отрицательные (9 функций), так и положительные (12 функций).
В-четвертых, задачи регулирования межэтнических конфликтов связаны, в конечном счете, с их функциональным изменением, что достигается посредством воздействия на структурные и динамические переменные, что опосредовано в свою очередь направленными воздействиями на факторы конфликта. Мы оказываем непосредственное воздействие на факторные переменные, через них оно достигает структурных и динамических переменных. Их изменения сопровождается, как уже отмечалось, функциональным изменением конфликта, вплоть до его прекращения.
Определение функциональных, структурных и динамических переменных межэтнического конфликта - это только первый шаг к построению теории и технологии его регулирования. Следующий шаг - выявление и характеристика факторных переменных.
РАЗДЕЛ 2.
Регулирование конфликтов осуществляется прежде всего посредством двух видов действий: профилактических и коррекционных. Профилактические действия направлены на то, чтобы не допустить конфликт, когда есть реальная основа для его возникновения и развития. Коррекционные действия направлены на изменение, исправление ситуации, устранение или хотя бы ослабление появившегося конфликта. Первые действия имеют упреждающий характер, вторые - разрешающий (устраняющий).
Независимо от их характера, и те, и другие регулятивные действия могут быть успешно выполнены при условии знания и учета факторов, вызывающих этнические конфликты и оказывающих на них воздействие. Поэтому всесторонний анализ факторов этнических конфликтов, их взаимосвязи, особенностей действия имеет принципиально важное значение для обоснования эффективных механизмов их упреждающего и корректирующего регулирования.
В научной литературе представлены различные подходы к исследованию причин (факторов) этнических конфликтов. Так, в зарубежной и, прежде всего, англо-американской литературе широкое распространение получила натуралистическая концепция этнического конфликта. Она приписывает народам «всеобщую тенденцию преувеличивать различия между членами тех или иных культурных и этнических групп» и верить в «превосходство предполагаемых свойств своей группы над предполагаемыми свойствами другой группы» (этноцентризм). Сторонники данной концепции рассматривают этноцентризм (разновидностями которого являются расизм, национализм и т.п.) как «в существе своем психологическое явление, коренящееся в структуре личности» и имеющее, как правило, бессознательный характер[70].