Смекни!
smekni.com

Правовой статус работника и работодателя (стр. 27 из 31)

В некоторых развивающихся странах была проведена попытка содействия добровольному арбитражному рассмотрению споров об интересах. Сторонам вместо передачи спора на обязательное рассмотрение правительством предлагалось самим передать спор на рассмотрение выбранных ими арбитров. Пока что добровольное арбитражное рассмотрение споров об интересах еще не получило широкого распространения, что в основном объясняется нехваткой квалифицированных арбитров, способных заручиться доверием обеих сторон. Вместе с тем данный подход может рассматриваться как перспективный.

Забастовка, являющаяся наиболее яркой формой коллективных действий в случае трудового спора, часто рассматривается как крайнее средство, к которому прибегают организации трудящихся с целью добиться удовлетворения своих требований. Характер и степень признания права на забастовку существенно отличаются в разных странах и подвержены изменениям, причем есть страны, где право на забастовку законодательством прямо не признается, хотя в нем, при наличии определенных условий, предусмотрено освобождение от гражданской ответственности за участие в забастовке (Великобритания, Ирландия).

Вопрос о праве на забастовку вызывает особые трудности в государственных и полугосударственных секторах, где наиболее часто возникает проблема жизненно важных служб, связанная с последствиями, возникающими у третьей стороны, не имеющей прямого отношения к трудовому спору и зачастую считающей себя его жертвой.

Забастовки предоставляют трудящимся средства противостоять силе предпринимателей, но в зависимости от масштабов трудовых конфликтов они, равно как и локауты, могут иметь для экономической жизни разрушительный характер. Исходя из сочетания этих двух моментов и формируется законодательство о забастовках.

Право на забастовку признается, как правило, с учетом ограничений, которые могут быть установлены для определенных категорий трудящихся, и закрепляется конституцией, законодательством, судебными решениями или соглашениями между центральными организациями предпринимателей и трудящихся.

В некоторых странах (Франция, Италия) отсутствуют гарантии права на локаут (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация предприятия) на том основании, что трудящиеся обладают меньшей силой, чем предприниматели, и право на забастовку направлено на восстановление баланса. В других странах (США, Швеция. Мексика) признается как право на забастовку, так и право на локаут.

Различаются и субъекты забастовки. Так. в Италии. Франции право на забастовку понимается как право отдельных трудящихся, в то время как в Германии. Швеции это—право профсоюза. Практическим следствием такого различия является то, что если в первой группе стран неофициальные забастовки, в том числе стихийные, в принципе, считаются законными, то в странах последней группы они незаконны.

Однако существуют страны, где трудящиеся вообще лишены права на забастовку или где это право может быть строго ограничено. Общий запрет на забастовки может быть предусмотрен законодательством (Чад) или вытекать из положений, касающихся существующего механизма разрешения споров, предусматривающего обязательную передачу всех нерешенных споров в предписываемый арбитраж, решения которого являются окончательными и обязательными для конфликтующих сторон (Боливия, Колумбия, Нигерия, Филиппины).

Признанное право на забастовку регулируется законодательством. Это касается главным образом времени, целей и методов проведения забастовок и локаутов. Регулирование времени забастовок и локаутов воплощается в обязательстве сторон коллективного договора не прибегать к забастовке или локауту во время действия коллективного договора. Это обязательство, обычно называемое обязательством о поддержании мира, предусматривается в законодательстве (Швеция), устанавливается по общей договоренности между центральными организациями профсоюзов и работодателей (Дания), включается в коллективное соглашение, заключаемое между конкретными сторонами (США) или даже определяется судами, устанавливающими мир между сторонами (Германия, Швейцария).

Во многих странах регулируются также цели разрешенных законодательством забастовок. Часто забастовка является законной лишь в том случае, если она преследует цели, касающиеся трудовых отношений, или если это способствует разрешению трудового спора. Такие ограничения зачастую ставят под сомнение законность политических забастовок и забастовок солидарности.

Законность локаута в некоторых странах также определяется его целями. Так. во Франции и Италии предприниматель может объявить локаут лишь в качестве меры зашиты в том случае, если проводится законная забастовка, в то время как в Чили локаут может быть использован в ответ на любую забастовку, в которой участвует более 50 % рабочей силы.

Один из общепризнанных принципов, касающихся методов проведения забастовок и локаутов, заключается в том. что они должны носить мирный характер. Другой принцип состоит в том, что забастовка и локаут должны быть крайней мерой, к которой следует прибегать при разрешении трудовых споров, а поэтому следует принять все усилия к тому, чтобы урегулировать споры мирными способами. Этому принципу обязательная сила придана в Германии, Нидерландах, где забастовка считается законной лишь тогда, когда были исчерпаны все возможные для переговоров меры. В соответствии с законодательством многих стран требуется также предварительное уведомление об объявлении забастовки. Зачастую осуществление права на забастовку подчинено предварительному одобрению этого шага определенным процентом трудящихся.

Законодательство некоторых стран предполагает ограничение права на забастовку для отдельных категорий трудящихся по причине их статуса (государственная служба), функций (жизненно важные службы), иерархического положения (управляющий персонал) или сочетаний этих характеристик. Национальные законодательства существенно различаются в отношении ограничений, относящихся к государственной службе. Так, право государственных служащих на забастовку прямо признается законодательством Испании, Франции, Польши и в то же время прямо запрещается в Боливии. Южной Корее.

В большинстве стран в законодательстве и на практике устанавливаются различные ограничения и условия, которые, как правило, базируются на таких критериях, как служебное положение или уровень ответственности, характер выполняемой работы, условия объявления и проведения забастовки. Во многих странах есть положения, запрещающие или ограничивающие забастовки в жизненно важных службах. Эти положения весьма различны: от короткого ограничительного списка (Венгрия, Алжир) до весьма длинного перечисления в законе (Греция, Колумбия. Эфиопия). В иных странах, например в Гватемале, Пакистане, законодательство предусматривает, что для признания службы жизненно важной достаточно простой констатации со стороны органов власти.

Регулируется законодательством и процедура проведения забастовки, и действия работодателя в случае объявления забастовки. Так регулируются вопросы проведения пикетов, захвата производственных помещений. Законодательство отдельных стран позволяет работодателям набирать трудящихся для замены их собственных работников, проводящих законную забастовку. Причем иногда забастовщики лишаются своих рабочих мест, на которых остаются работать приглашенные лица (США).

В большинстве стран, где отрицается или ограничивается право на забастовку, предусматриваются санкции, вплоть до уголовной ответственности против трудящихся и профсоюзов. Участие в незаконной забастовке иногда рассматривается как нечестная трудовая практика, что влечет имущественную ответственность и дисциплинарные санкции. В специальном анализе нуждается практика применения законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров в России, и в частности соблюдение этого законодательства работниками.

Право работника на коллективный трудовой спор и связываемое с ним законодательством Российской Федерации право на забастовку относится к конституционным правам человека и гражданина. Но реализация этих прав должна осуществляться в рамках установленных законом формальных требований.

Законом СССР о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) (в редакции Закона от 20 мая 1991 г.) были установлены обязательные примирительные процедуры (примирительная комиссия и трудовой арбитраж), от участия в которых не вправе уклоняться ни одна из сторон. Если примирительная комиссия и трудовой арбитраж не смогли урегулировать разногласия сторон, то работники вправе прибегнуть к крайней мере разрешения коллективного трудового спора—забастовке (стачке). Забастовка может быть признана незаконной по решению суда (не ниже областного (городского) суда), если она объявлена по политическим мотивам, без соблюдения примирительных процедур, а также работниками, прекращение работы которых в качестве средства разрешения коллективного трудового спора не допускается (транспорт, гражданская авиация, связь, энергетика, оборонные отрасли и др.).

Пока право на забастовку широко не применяется, но вместе с тем все больше трудовых коллективов вынуждено прибегать к крайним средствам разрешения трудовых споров.