НИКОЛЬСКИЙ СОБОР
Никольский Морской собор (Николо-Богоявленский собор), памятник архитектуры в стиле барокко с использованием традиционных форм русской церковной архитектуры. Построен в 1753-62 (архитектор С. И. Чевакинский) на месте плаца Морского полкового двора. Он был назван в честь Николы Морского (Святого Николая), которого церковь считает спасителем моряков. Это собор стал своеобразным мемориалом в память погибших моряков. На его стенах укреплены доски с именами погибших моряков. Храм был освящен в 1762 г. архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином; присутствовавшая на освящении Екатерина II изустно повелела именовать церковь собором. В соборе в высочайшем присутствии отправлялись благодарственные молебны по случаю морских побед. После русско-японской войны 1904 1905 гг. в соборе были установлены две парадные доски с именами погибших моряков, а в 1989 г. доска в память 42 моряков, погибших во время аварии подводной лодки Комсомолец. Также в саду, окружающем собор, установлен гранитный обелиск, увенчанный фигурой орла (архитектор Я. И. Филотей, скульптор А. Л. Обер), - памятник героям броненосца "Император Александр III", погибшим в Цусимском сражении 14 мая 1905. После 1917 г. храм не закрывался и сохранился в первозданном виде. В 1941 г., когда храм избрал своей резиденцией митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий.
В интерьерах собора (нижней и верхней церкви) богатство декоративного оформления особенно проявилось в иконостасе (живопись - М. Л. и Ф. Л. Колокольниковы) верхней церкви, украшенном резными гирляндами цветов и листьев (резчик И. Ф. Канаев). В 1980-х гг. в ограде собора построили новый церковный дом, была произведена реставрация икон, позолота глав и ремонт фасадов и интерьеров. Поставленный по оси большой проезжей магистрали, собор замыкает перспективу улицы. Это одно из самых неповторимых мест в Петербурге: удивительная по красоте колокольня собора отражается в спокойных водах Крюкова канала. Здесь переплетаются каналы Грибоедова и Крюков с рекой Фонтанкой и стоя у колокольни можно увидеть 8 прекрасных петербургских мостов настоящая водная симфония.
ЛЕТНИЙ САД
Ансамбль Летнего сада и дворца — самый ранний в Санкт-Петербурге. Его возникновение связано с победами русского оружия в ходе Северной войны со Швецией. По указу Петра I на выбранном им месте и по его плану в 1704 г. стали создавать Летний сад. Здесь работали известные архитекторы И. Матвеев, М. Земцов, Н. Микетти, Ж. -Б. Леблон и др. nbsp; Летний сад был разбит по образцу регулярных садов XVIII в.— с симметрично расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское время он являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга.* Постепенно Летний сад утратил свой первоначальный облик, но и поныне сохранилась его регулярная планировка и ценнейшая садово-парковая мраморная скульптура работы итальянских мастеров XVII—XVIII вв.— П. Баратта, Д. Боцацца и др. Это самое старинное в нашей стране собрание садовой скульптуры. Подбор тематики мифологических статуй не был случаен — образы античных богов и героев иносказательно передавали идеи государственной и преобразовательной деятельности Петра I.* Украшением Летнего сада со стороны Невы является и всемирно известная решетка, выполненная в 1784 г. по проекту архитектора Ю. Фельтена.
* Позднее, уже в XIX в., в Летнем саду были построены павильоны — «Кофейный домик» (арх. К. Росси) и «Чайный домик» (арх. Л. Шарлемань). Тогда же сооружена и чугунная ограда (арх. Л. Шарлемань) со стороны Михайловского замка. На площадке перед «Чайным домиком» в 1855 г. установили памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный скульптором П. К. Клодтом. * В XIX в. Летний сад стал любимым местом прогулок петербуржцев. Здесь бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, И. А. Гончаров, П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие. * На берегу Невы и Фонтанки в 1710—1712 гг. по проекту архитектора Д. Трезини построен Летний дворец Петра I. Дворец сохранил без изменения первоначальную планировку и отделку резным деревом, голландскими плитками и цветными изразцами, а также плафонную живопись, зеркала и шпалеры. Во дворце 16 помещений; в петровское время они были богато и разнообразно украшены шелками, рытым бархатом, китайским фарфором, картинами голландских художников.* С 1934 г. Летний дворец Петра I стал музеем. В залах представлены прекрасные образцы резьбы по дереву, мебель XVIII в.: ореховые и палисандровые бюро-кабинеты с инкрустацией, комод китайского лака, а также живопись западноевропейских мастеров, предметы быта, подлинная одежда Петра I, токарные станки конструкции выдающегося механика А. К. Нартова и многое другое.* Летний сад с многочисленными скульптурами XVII— XVIII вв. и Летний дворец-музей Петра I — все это бесценные памятники русской культуры первой трети XVIII в.* На территории Летнего сада предполагается реставрировать зеленый массив, возродить некоторые утраченные со временем элементы первоначальной планировки. В павильоне Росси («Кофейный домик») организуются разнообразные выставки работ современных ленинградских художников, из фондов городских музеев, произведений детского художественного творчества и др.
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ В начале мая 1703 года устье Невы уже полностью находилось под контролем русской армии, но угроза вторжения врага еще не миновала. Это обстоятельство заставило Петра I немедленно приступить к строительству крепости, которой суждено было стать и первым сооружением города.* Для крепости было найдено и подходящее место — Веселый остров, или, как чаще его стали называть, Заячий. Расположенный у разветвления реки, он наилучшим образом подходил для постройки крепости. Установленные на ней пушки могли бы держать под прицелом фарватеры как Невы, так и ее рукавов, на случай если бы неприятельские корабли попытались проникнуть в устье Невы со стороны моря. На этом небольшом Заячьем острове и была «в 16 день мая (в неделю пятидесятницы) крепость заложена и именована Санкт-Питербурх...» (крепость святого Петра).* Дата 16 мая 1703 года, когда произошла закладка крепости, вошла в историю нашего города как дата его рождения. * * Внешний облик Петропавловского собора прост и скромен. Внутреннее же убранство — лепка, росписи, картины, выполненные талантливыми мастерами,—отличается пышностью и торжественностью. Особенно великолепен деревянный резной позолоченный иконостас, созданный по проекту московского архитектора И. П. Зарудного.* По названию собора крепость стали именовать Петропавловской, а официальное название крепости—Санкт-Питербурх (потом Санкт-Петербург) — перешло на город. * Петропавловская крепость после утраты своего военного назначения превращается в государственную политическую тюрьму. В мрачных ее казематах томились передовые люди России. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА История Александро-Невской Лавры - "Александрова храма", как его называли в старом Петербурге, если верить преданию, начинается в 1710 году. Петр I, рассказывается в нем, осматривая окресности Петербурга, обратил внимание на то место, где великий князь Александр Невский в 1240 году разбил шведов.
Царь назвал это место "Виктори", что значит "победа", и повелел построить здесь монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра Невского. Митрополит Феодосии, сопровождавший царя, водрузил крест с надписью: «На сем месте созидатися монастырю». * .* По замыслу Петра закладка монастыря на легендарном месте позволяла Петербургу приобрести небесного покровителя в лице святого Александра Невского, задолго до того канонизированного церковью, — святого, ничуть не менее значительного для Петербурга, чем, скажем, Георгий Победоносец для Москвы. И если святой Александр уступал святому Георгию в возрасте, то обладал при этом неоспоримым преимуществом. Он был реальной исторической личностью, что приобретало неоценимое значение в борьбе с противниками реформ. * ЧЕСМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Южнее улицы Фрунзе, между Московским проспектом и проспектом Юрия Гагарина в первой половине XVIII века простиралось гнилое болото, которое среди местных финнов называлось Кикерикексен, что в переводе на русский означало «Лягушачье болото». * Здесь, согласно старинному преданию, Екатерина II из уст личного гонца от графа Алексея Орлова узнала радостную весть о великой победе русской военной эскадры над могущественным турецким флотом в битве под Чесмой 26 июня 1770 года. Не застав императрицу в Зимнем двор- це, посланец настиг ее на пути в Царское Село. Едва скрывая чувство торжествующего удовлетворения, императрица приказала в честь этого исторического события на месте встречи с посланцем выстроить дворец. * Дворец, который первоначально стали называть «Кикерики», задумывался как путевой, для отдыха по дороге из Петербурга в Царское Село. Строился с размахом — со служебными и хозяйственными корпусами, с церковью. Проектировал и строил ансамбль архитектор Ю. М. Фельтен в 1774- 1777 годах. В качестве образца он использовал средневековый английский замок Лонгфорд. Это вполне соответствовало господствовавшей в то время архитектурной моде на английскую готику. По углам дворца располагались башни с бойницами. Перед въездными воротами находились рвы, заполненные водой, над которыми нависали подъемные мосты.* В 1780 году невдалеке от дворца была освящена церковь, также выдержанная в стиле английской готики. В ознаменование десятилетия Чесменской победы и церковь, и дворец стали называться Чесменскими.* За двести лет своего существования Чесменский дворец много раз перестраивался и во многом изменил свой первоначальный облик. Но и в настоящем виде, овеянный романическими легендами и сохранивший свое историческое название, он является значительным памятником отечественной истории. В Чесменской церкви в свое время была развернута экспозиция, повествующая об истории знаменитой битвы под Чесмой. А весь район бывшего Лягушачьего болота обиходной речи петербуржцев называется «Чесма». В 1991 году церковь вернули верующим.