Смекни!
smekni.com

Городской ландшафт как экскурсионный объект (стр. 4 из 12)

Антропогенный ландшафт принято подразделять на следующие стили, представленные на рисунке 4.

Существует ли русский стиль в антропогенном ландшафте. Вопрос достаточно спорный. В России, принято считать, что история отечественного антропогенного ландшафта начинается в эпоху правления Петра I (начало XVIII века). Несомненно, что именно с этого времени сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством воспитания.

Однако, к самым первым предшественникам современных парков и садов, которые имели распространение еще до расцвета Киевской Руси, можно отнести плодовые сады при древних поселениях. После принятия христианства широкое распространение получили сады при монастырях. Кроме плодовых растений, эти сады включали декоративные кустарники, цветы, живые изгороди, заросли ореха и жасмина. «…Монастырские сады приводили в восхищение набожных царей и цариц. Стали возникать царские, а затем боярские сады; в конце концов, обыватели последовали тому же примеру, а в результате вся Москва запестрела в садах. Но и этого мало: монастыри повлияли на крестьянское население, которое благодаря им усердно принялось за преобразование природного ландшафта через плодоводство и огородничество.

Рисунок 4. Классификация антропогенных ландшафтных стилей


В XVI веке Москва буквально утопала в зыбкой зелени садов, перемежавшихся многочисленными рощами, лугами, пустырями… Русские люди смотрели на окружающий ландшафт как на экономическую часть дома, доставлявшую и плоды, и овощи, и рыбу, и мед, и тут же служившую для мытья, купанья, полосканья и пр. В смысле «сада», т.е. ради прогулки, у них все еще оставался любимым местом лес, а для игрищ – лужайки, каковых в Москве было немало…» (Регель, 1896 г.).

Сад при русской усадьбе XV–XVI веков – это были почти исключительно плодовые «огороды», даже в придворцовых садах и загородных царских и боярских усадьбах преследовались в основном утилитарные цели. Декоративные цветники появляются позже, уже к исходу XVII века. Встречались и раскрашенные беседки, качели, резные лавочки-сиделки и столы, но все это было лишь дополнением к хозяйству, утилитарная функция усадьбы была тогда основной. Красивое видели в предметах простого повседневного быта, «красоту» не отделяли от «пользы».

Таким образом, в русском народном садоводстве, как прародителе антропогенного ландшафта, вплоть до середины XVII века еще нет признаков деления усадьбы на хозяйственную и «парадную» части, нет каких-либо специальных декоративных устройств, лишенных утилитарного назначения, наблюдается лишь стремление украсить жилище и все, что его окружает.

Интересно, что более чем через 200 лет, в конце XIX века в России стала все заметнее проявляться тенденция к замене чисто декоративных представительных парков при усадьбах так называемыми экономическими садами, которые, включая в себя также и некоторые декоративные элементы, частично использовались для отдыха. Такой поворот в преобразовании ландшафта означал возврат к древнерусской традиции сочетать утилитарные функции сада-огорода с художественной.

Примером могут служить усадьбы, возникшие в этот период и сохранившиеся до наших дней благодаря их большому культурно-историческому значению: Ясная Поляна в Тульской области, Спасо-Лутовиново в Орловской, Михайловское, Тригорское.

Своеобразным явлением в развитии антропогенного ландшафта были так называемые «верховые» увеселительные сады, создаваемые при княжеских (царских) хоромах на специальных каменных сводах. В XVII веке в Кремле существовало несколько малых «висячих» садов, расположенных на крышах и террасах дворца. Сад украшал расписной терем-беседка, затейливые резные ограды, небольшие водоемы, цветники в ящиках.

К сожалению, немного нам известно о тех преобразованиях природного ландшафта, которые создавались в XVI–XVII веках, и еще меньше – природно-антропогенных объектах – садах и парках Древней Руси. Однако, несомненно, их влияние на возникновение и развитие антропогенного ландшафта в России в более поздний период вплоть до сегодняшнего дня.

К примеру, современные владельцы загородных усадеб, располагая в укромных местах сада модных ныне гномиков, черепашек, птичек, и не догадываются о связи своих поступков с древними языческими верованиями наших предков, а получающие все большее распространение «сады на крышах» – не что иное, как продолжение идеи «висячих» садов Древнего Кремля.

И все-таки не случайно историю развития антропогенного ландшафта в России делят на допетровский и послепетровский период. Ведь именно Петр I стал рассматривать садовое зодчество как одну из сфер своих обширных реформ Российского государства и считал его не только средством украшения, но и воспитания. А так как Петр стремился создать целостное великое государство под властью абсолютного монарха, то и стилем, преобладавшим в петровскую эпоху должен был стать регулярный стиль, символизировавший сильную централизацию во всем.

Ландшафтное проектирование и антропогенный ландшафт в России имеют свои особенности, так как выступают еще как средство воспитания:

1. Несомненно, что именно со времени правления Петра I сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством обучения и воспитания.

2. Вода – важнейшее средство художественной выразительности. Мало где еще можно встретить такое изобилие фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов, как в русском регулярном парке петровской поры.

3. Отсутствие идеального геометрического плана. Часто парк представлял собой множество небольших регулярных садиков, соединенных воедино системой просек, и окруженных лесом или водой. Эту особенность парки петровского времени, без сомнения, унаследовали от старинных русских садов.

4. Характерная русская флора. Аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук.

5. Парки служили не только для отдыха и развлечения, но и для обучения людей. Каждая скульптура в парке «говорила»: или рассказывала о той или иной античной легенде (а в то время, когда Россия только еще знакомилась с европейской культурой, это было отнюдь не маловажно), или призывала следовать какой-либо добродетели, или же увековечивала военные победы русской армии.

Дальнейшую классификацию ландшафтного дизайна можно предложить, используя в качестве основы природно-антропогенный объект. Среди таковых можно предложить:

1. Альпийские горки

2. Деревья – скульптуры

3. Бордюры

4. Живые стены

5. Вертикальный настенный сад

6. Топиари.

1. Альпийские горки – каменистый сад. Удачным обрамлением альпинария может стать подстриженный газон, на котором обычно помещают два-три больших камня и какое-нибудь неброское растение, хвойное или лиственное дерево или высокое травянистое растение;

2. Бордюры формируются в основном из низкорослого медленнорастущего кустарника. Высаживают ее вдоль дорожек, границ террас и газонов, для подбивки цветников. Бордюры могут быть формованные и свободно растущие.

3. Живые стены служат для архитектурно-художественного оформления, защитой от ветров, шума и пыли. Они высаживаются вдоль границ участка, реже внутри него.

4. Вертикальный настенный сад – где вертикаль это не только место, по которому проходят стебли растений (как это испокон веков было в замках, увитых плющом), но и поверхность, на которой они растут.

5. Деревья – скульптуры – изменение формы ствола.С помощью наипростейших инструментов можно заставить дерево вырасти в форме беседки, человеческой фигурки или декоративного сердца.

6. Topiary – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, чаще всего в виде животных. Топиарное искусство (англ. top – вершина) – фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.

Возникшее в древности искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников в последнее время стало неотъемлемой частью антропогенного ландшафта.

Придание деревьям и кустарникам геометрических и фантастических форм, например животных, архитектурных сооружений, да и просто стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой ландшафта.

В настоящее время интерес к топиарному искусству (фигурная стрижка деревьев) в России практически отсутствует. Однако посетители этих садов смогут совершить прогулки и наслаждаться видом этих фантастических творений, получить вдохновение, а также узнать о том, как возник и развивался данный вид ландшафтного искусства.

История фигурной стрижки деревьев начинается тысячи лет назад, во времена, когда древние Египтяне и Персы создали регулярные сады по ассоциации с их равносторонней архитектурой.

Рабы из Сирии и Египта принесли эти знания в Рим, и искусство топиари распространилось по Западной Европе. Практически уничтоженное с падением Римской империи, искусство фигурной стрижки выжило под священными сводами ранних христианских монастырей и аббатств.

Вновь расцвет популярности регулярных садов произошел в VII веке в эпоху Ренессанса и нашел свое отражение в великолепии Версальских парков. В Англии также были созданы сказочные сады с фигурно подстриженными деревьями, такие как Левенс Холл Кендал в Камбрии. С тех пор искусство топиари вновь стало популярным в Европе и остается таковым и по сей день.

Существует несколько разновидностей топиарного искусства:

1) Классический стиль топиари.