Памятник погибшим воинам выполнен в виде храма. Он стоит на 16 сваях, уходящих в болотистую почву и укрепленных валунами. В основу его очертаний положен облик храма, основанного Евфросиньей Полоцкой. Кому-то храм напоминает колокол, кому-то - опрокинутый цветок с четырьмя лепестками. На четыре стороны света обращены взоры скорбящих женщин, оплакивающих своих сыновей, мужей, внуков, братьев, возлюбленных. За каждой из четырех скульптурных композиций внутри храма - четыре алтаря с высеченными именами белорусских воинов, погибших в "горячих точках" нашей планеты. В алтарях - иконы "Матерь святая Беларусь", "Евфросинья Полоцкая - заступница белорусского народа", "Не рыдай мене, мати" и "Молитва 14 святых за Беларусь". На изображение 14 святых, канонизированных православной и католической церквями, наложен бронзовый текст молитвы, основной смысл которой заключен во фразе "Убереги нас, Господи, от братской невзгоды". Все иконы и внутренняя роспись выполнены древней техникой энкаустики - восковой живописи. Это живопись, выполненная горячим способом, расплавленными красками, связующим веществом которых является отбеленный пчелиный воск. В центре храма, в подземном колодце, находится Святое место, где заложены горсти земли, привезенные матерями с могил своих сыновей. В подземный колодец уходят туго натянутые струны из металла, покрытого медью, прикрепленные к пяти колоколам. При сильных порывах ветра струны гудят. А в дни поминовения раздается колокольный звон.
Самый выразительный элемент мемориала - скульптура плачущего ангела.
Ангел-хранитель плачет, потому что не смог выполнить свою миссию - уберечь воинов от смерти.
У кромки воды разбросаны валуны с названиями афганских провинций, где вели бои советские войска. Стела с маскировочным мозаичным покрытием символизирует поминальный стол.
Панорама Троицкого предместья, вернее, его единственного сохранившегося квартала. Это первый объект Минска, где проведена полная регенерация, то есть восстановление всего архитектурно-градостроительного комплекса. По старым фотографиям, архивным документам, данным археологических раскопок воссоздан первоначальный облик квартала, отдельных зданий, интерьеров. Троицкое предместье сегодня - это не только своеобразный музей под открытым небом, сохранивший стиль и образцы городской кирпичной застройки 19 века. Авторы проекта реставрации Леонид Левин, Юрий Градов, Сергей Багласов сумели включить весь комплекс в современную городскую структуру. Сейчас в Троицком предместье 12 жилых домов, но в основном в старых постройках разместились всевозможные магазинчики, музеи, кафе, картинные галереи, литературные гостиные, художественные мастерские. Возрожденное Троицкое предместье для Минска - то же, что Латинский квартал для Парижа, место, где в уютных кавярнях - кофейнях собираются студенты и представители минской богемы. Троицкое предместье сохранило неповторимый колорит старого города с его двориками, массивными брамами, арками подворотен, коваными лестницами и балкончиками. Я предлагаю вам совершить прогулку по Троицкому предместью, окунуться в атмосферу Минска 19 столетия.
Первыми постройками в Троицком предместье, на самом берегу Свислочи были бани, снесенные при реставрации квартала. Комплекс зданий в излучине Свислочи относится, как и весь квартал, к первой половине 19 века. Самое колоритное здание на набережной - корчма.
Корчма - своеобразный ресторан или гостиница прошлых лет. Два дома, поставленные торцами, соединены характерной белорусской "брамой" - крытыми воротами. За ними дворик, куда выходят двери обоих зданий. В левом разместилась корчма "Старовиленская", в правом, на втором этаже, куда ведет наружная кованая лестница - кавярня (кофейня). Оформление интерьеров выполнено в стиле ретро. В кавярне воссоздана печь, выложенная в белорусских традициях керамической плиткой - кафлей (кафелем), изготовленной по аналогии с образцами, найденными при расчистке подвалов в этом доме.
Здание корчмы всегда выделялось на фоне застройки: вход в нее освещали фонарями, массивные ворота украшали фигурные завесы, ручки, клямки. Вывески у входа зазывали зайти внутрь. Корчмам часто давали звучные и красноречивые названия: "Утеха", "Погулянка", "Последний грош"… Корчмы бывали незаезжие, где можно было просто выпить и закусить, и заезжие, где путники останавливались на ночлег. Корчма - это и место общения, своеобразный клуб прошлых веков. Здесь устраивали собрания, обменивались новостями. Сюда приходили и повеселиться, и потанцевать под нехитрый белорусский оркестр - скрипка, дуда и цимбалы.
Корчма - непременная спутница белорусских городов и местечек, почтовых трактов и проселочных дорог. Это были очень демократичные заведения. "В корчме, как в бане, все равны", - гласит старинная белорусская поговорка. А рядом с корчмой, как символ возвышенного рядом с земным - книгарня - книжный магазин.
Книжный магазин "Вянок", стилизованный под книгарню, книжную лавку прошлых веков магазин - дань памяти Максиму Богдановичу: так назывался единственный прижизненный сборник его стихов. В книгарне есть букинистический и антикварный отделы, где можно приобрести старые книги.
Начало белорусского и вообще восточнославянского книгопечатания связано с именем великого гуманиста и деятеля Ренессанса Франциска Скорины. Он окончил Краковский университет со степенью бакалавра свободных искусств, Падуанский университет со степенью доктора медицины. В 1519 году (на 47 лет раньше, чем Иван Федоров напечатал свою первую книгу в Московии) он издал Псалтырь и Библию на белорусском языке.
Дело Скорины продолжил Сымон Будный, философ, деятель Реформации 16 века, открывший типографии в Несвиже, Заславле, Лоске. Первые белорусские книги были в основном религиозного содержания, но были и естественнонаучные трактаты, сборники медицинских рецептов, рыцарские любовные романы. Большинство книг 16 - 17 веков были напечатаны на старобелорусском языке. Но уже к концу 17 века белорусский язык был вытеснен польским из государственной жизни и литературы. Этому способствовало объединение Польши и Беларуси в 1569 году в федеративное государство. В Российской империи, к которой Беларусь была присоединена в конце 18 века, белорусский язык был запрещен. На белорусском языке разрешалось печатать только этнографические труды. Белорусский язык был обречен на умирание. А между тем, как писал великий польский поэт, уроженец Беларуси Адам Мицкевич, белорусский язык - самый богатый и самый чистый из всех славянских языков.
Возрождение белорусского самосознания, белорусской нации пришлось на конец 19 - начало 20 века. Это время расцвета не только белорусской литературы, но и музык, театра, изобразительного искусства. Многие деятели культуры белорусского возрождения были незаслуженно забыты во времена господства социалистического реализма, и только в последние годы их имена возвращаются к нам вновь. Один из них - самобытный Язэп Дроздович.
Здесь же установлен памятник Язэпу Дроздовичу, художнику и краеведу первой половины 20 века. Памятник отлит из бронзы и установлен в Троицком предместье в 1993 году. Это дипломная работа скульптора Игоря Голубева.
Скульптурная композиция, посвященная Язэпу Дроздовичу, носит название "Вечный странник". Дроздович изображен идущим по дороге в крестьянской свитке, с посохом в руке, с мольбертом через плечо. Он и был странствующим художником - ходил от деревни к деревне, останавливался в гостеприимных хатах, рисовал и оставлял картины хозяевам. За время путешествий по Западной Беларуси художник создал уникальные альбомы графики - сотни зарисовок городищ и курганов, замков, храмов и деревенских хат, которые и сегодня служат как источник для историков и этнографов.
Язэп Дроздович был не только художник. Он был поэт и философ, этнограф и педагог, мечтатель и фантаст. Его творчество - одновременно наивное и мудрое, реалистическое и фантастическое - отображено в дереве-мечте, корни которого уходят глубоко в землю, а крона устремлена в космос. В кроне дерева видны образы произведений Язэпа Дроздовича. Здесь и знакомые силуэты башен белорусских замков и храмов, и фантастические видения художника, и зничка - падающая звезда…
Памятник Язэпу Дроздовичу установлен в Троицком предместье не случайно. Здесь, на Троицкой горе, находилась высшая женская школа, в которой Дроздович преподавал рисование.
С Троицким предместьем связана жизнь и других деятелей культуры. Здесь была редакция журнала "Лучынка", в котором печатались Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Тишка Гартный. Редактировала журнал поэтесса Алоиза Пашкевич (Тетка). В Троицком предместье в духовной семинарии учился будущий языковед и фольклорист академик Карский. На Троицкой улице родился классик белорусской литературы, лирический поэт Максим Богданович. Сейчас это улица носит его имя.
В глубине Троицкого предместья расположен дом-музей Максима Богдановича. Деревянный дом, где в 1891 году родился будущий поэт, не сохранился, и музей создан в одном из уцелевших каменных зданий Троицкого предместья. Исследователи говорят о феномене Максима Богдановича: ведь он был с детства оторван от белорусских корней и белорусскому языку научился только из книг. Когда Максиму было пять лет, умерла его мать, и отец с осиротевшими детьми уехал в Россию, в Нижний Новгород. Там прошла половина жизни Максима Богдановича. Отец поэта Адам Богданович был известным этнографом и собрал богатую библиотеку книг о Беларуси. По древним сказкам и легендам, преданиям и поверьям открывал для себя будущий поэт далекую, загадочную и таинственную Беларусь.
Прежде всего, обратите внимание на двухсотлетнее здание, практически полностью сохранившее свой внешний вид, в котором сейчас работает Дом природы. Здесь часто устраиваются выставки, где можно увидеть экзотических животных, редких пресмыкающихся, птиц. Здание было построено в начале 19 века как синагога - дом, где евреи собирались на молитву. Мужчины и женщины в синагоге молились отдельно, поэтому в ее конструкции прослеживается четкое деление на две части: основное помещение, где собирались мужчины, и женская галерея. В довоенном Минске евреи составляли почти половину населения, а всего евреев в Беларуси было около 10 %. Евреи живут в Беларуси с 1388 года, когда великий князь Витовт своей грамотой разрешил им селиться и торговать на белорусских землях. Беларусь - многонациональная, толерантная страна. Здесь всегда мирно жили по соседству представители разных вероисповеданий. Даже отзвуки язычества сохранились до нашего времени. И не случайно рядом с Домом природы стоит скульптурная композиция "Купалье". Белорусам всегда было свойственно обожествлять природу, а купалье - один из праздников языческого природного цикла, в его основе лежит культ огня, солнца, воды, растений, это праздник летнего солнцестояния. Купальская ночь - самая короткая в году. По христианскому календарю купалье совпало с днем святого Ивана, поэтому его часто называют "Иван-Купала".