Смекни!
smekni.com

Роль казачества в военной истории России (стр. 14 из 14)

Русский этнос, как сложная органическая, динамически развивающаяся система, включает в себя немногие родственные субэтносы, между которыми существует тесная взаимосвязь, субординированность и координированность в пространстве и времени. Все они абсолютно равноценны, как равноценны части единого целого. Политикам былоудобно «привязать» казака обращением его в сословный статус. Казаки по этому поводу бунтовали, но не отделяли себя от народа русского, как не отделяют себя от аварцев в Дагестане авароязычные народы (цезы, багулалы...), а от лезгин - лезгиноязычные (рутулы, цахуры...).

Русский историк Василий Осипович Ключевский в курсе лекций «История сословий в России», не пытался вместить казаков в «прокрустово ложе» сословности, дав четкое определение этому: « Сословие - термин государственного права и обозначает известный ряд политических учреждений. Сословиями мы называем классы, на которые делится общество по правам и обязанностям...»Т. о., сословиями мы называем классы (бедных и богатых, духовенства и военных, ремесленников и т.д.). К классам относились россияне графского, дворянского, помещичьего сословий. Среди казаков, как и среди других народов России, были представители почти всех сословий. Сословного статуса можно лишить, например дворянского, как это было с декабристами. Но как лишить казака его этнической принадлежности? Народ живёт на исторически сложившейся территории, обладает языковыми особенностями (диалектом), сохраняет и передает из поколения в поколение свою культуру, обрядность и традиции. В 1904 г. о казаках писал историк-этнограф Василий Львович Величко: «... с другой стороны, казачество, опутанное сетью циркуляров и сложных, законов, затруднено в выполнении своей национальной задачи»[15, С. 117]. На Современном этапе истории активно происходит становление казачьего народа, в местах компактного проживания. В специальных учебных заведениях (лицеях, гимназиях, кадетских корпусах) введен курс культуры и истории казачества.

Эта часть истории государства, нашей истории, истории казачества. Здесь очень много спорных вопросов, но одно ясно – казачество сыграло огромную роль в становлении российской государственности и, прежде всего, как военная сила, военная социальная организация.

Уникальность этой военной организации, ее способность выживать и побеждать вызывает уважение и гордость. Военное искусство казаков, система подготовки будущих воинов, организация военных операций – все это вызывает восхищение.

В ходе исследования стало очевидно, что военные успехи казачества были бы немыслимы без особого социального уклада жизни, самоуправления, воспитания самоуважения, коллективной ответственности, культа Родины, товарищества и жертвенности во имя своих идеалов и убеждений, верности долгу. Это особое мировоззрение - мировоззрение воина, защитника Отечества.

Несмотря на полную веротерпи­мость казаков, несмотря на по­стулат «каждый волен держать свой закон», основу казачьей ду­ховной жизни составляло Право­славие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло. Именно ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших дней.

Веками вырабатывае­мое народное казачье со­знание опиралось в своих духовных поисках на православные каноны, тем же путем шли каза­чьи «законоучители» - всемирно признанные философы, такие как Григорий Сковорода.

Казак считал себя защит­ником Веры. При этом не имело значе­ния, где происходит сражение и кого казак защищает.

Уделом справедливости счита­лась Родина, но не географиче­ская, хотя границы ее должныбыть неприкосновенны. Эту Родину казак защищал в любой точке мира.

В настоящее время казачество активно возрождается, этому способствуют проводимые правительством мероприятия в области законодательства. В подготовленном на федеральном уровне законе о казачестве разработана программа его развития на 2004-2009 гг., в которой должно быть предусмотрено отношение государства и Президента к народу. Государственная Дума Ставропольского края приняла краевойЗакон «О казачестве в Ставропольском крае». За период возрождения издано более 30 документов. Если бы все они работали, государство получало бы огромную пользу, ведь старин­ная пословица до сих пор жива: «Дерево сильно корнями, а Русь - казаками!» По состоянию на 1июля 2003г. в составе Терского Казачьего Войска состояло реестровых 59620 казаков. Не пожелавшие вой­ти в госреестр казаки не были учтены, а их достаточно много. Произойдет ли факти­ческое объединение земель ТКВ в России, которой терцы еще в 1577г. присягнули служить верой и правдой? Но каковы бы ни были отрицательные стороны казачест­ва и его теперешнего быта, оно представляет положительную силу, и песня его да­леко не спета. Как бы ни пытались ее заглушить, придётся решать проблемы его ста­новления и развития. Проще и более результативно их решать на местах, не отмахи­ваясь, а грамотно увязывая традиции с современностью, личные интересы граждан казачьего рода с местными, региональными и общегосударственными интересами, нисколько не забывая о том, что за полтора десятка лет своего возрождения казаче­ство России показало себя самым законопослушным народом из всех многочислен­ных малых народов в регионах с компактным их проживанием. Особое значение приобретает закон о казачестве. Он способствует ста­новлению казачьих общин на государственном уровне, регулированию их взаимо­отношений с местным управлением, разрешит многие другие назревшие проблемы.

Литература

1. Алмазов Б.А. Казаки. – Спб., 1999.

2. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. I. – М.,1889.

3. Браламберг И. Кавказская рукопись. Переиздание. – Ставрополь, 1992.

4. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. – Ростов-на - Дону, 2001.

5. Венков А.В. Система управления и самоуправления. Очерки традиционной культуры казачеств России. Т.I, гл. 3-6. – Москва-Краснодар, 2000.

6. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Савенко С.Н. О Шелкозаводском городище… на Тереке. Материалы исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.I.- Армавир, 2003.

7. Гордеев А.А. История казаков. Т. II. – М., 1991.

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- М.,1993.

9. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- М., АСТ, 2003.

10. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии.- Спб, 2002.

11. Гумилев Л.Н. От Руси до России.- М., 2003.

12. Дудко А.М. Велесова книга. Славянские веды.- М., 2002.

13. Егоров-Хоперский В.Н., Немиров Ю.А. Сокровища «старого города». – Ростов-на-Дону, 1981.

14. Желтова В.П., Иванова Н.А. Российское законодательство о казачьем сословии XVIII-XIX вв. Проблемы казачьего возрождения. Сборник научных статей. - Ч.II. – Ростов-на-Дону, 1996.

15. Заседателева Л.Б. Терские казаки. Середина XVI- нач. XXвв. Историко-этнографические очерки. – М., МГУ, 1974.

16. Ивонин А.Р. Колупаев Д.В. Казаки на Алтае в XVIII-XIXстолетиях. – Барнаул, 2003.

17. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIIIвека.- М., 1988.

18. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Париж, 1928.

19. Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. – Владикавказ, 1912.

20. Клычников Ю.Ю. Сбор российскими офицерами сведений о Северном Кавказе в конце 20-х- начале 30-х гг. XIX в. Актуальные проблемы всемирной российской истории. Ученые записки. Вып. 1.- Пятигорск, ПГЛУ, 2002.

21. Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества. – Спб., 1996.

22. Мамонтов В.Ф. История казачества России. – Екатеринбург-Челябинск, 1995.

23. Матвеев О.В. Самосознание и самоназвание. Очерки традиционной культуры казачества России. Т.I, гл. 3,5.

24. Нарожный Е.И., Емельянов О.Б. «Городки» и «Станицы» на Тереке. Чечено-Ингушетия в составе России в конце XVIII- середине XIX века. Тезисы докладов научно-пропагандистской конференции.- Грозный, 1989.

25. Никоновская летопись, ПСРЛ XII.- М., 1965.

26. Омельченко И.Л. Терское казачество.- ИР, Владикавказ, 1991.

27. Попов А. История о Донском войске. – Спб., 1814.

28. Потто В.А. Два века терского казачества. 1577-1801. Репринт, 1912. Ставрополь, 1991.

29. Савельев Е.П. Древняя история казачества. – Новочеркасск, 1915. Переиздание. М., Вече, 2002.

30. Трут В.П. Противоречия ряда основных положений миграционной теории происхождения казачества и конкретно-исторических условий. Возникновение казачества и становление казачьей культуры.- Ростов-наДону, 1999.

31. Шенк В.К., Казин В.Х. Казачьи войска. Главная Книга Императорской Квартиры. – Спб.,1912. Репринт. – Спб., 1992.