Анализ этих психологических свойств помогает ориентироваться в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения.
1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом.
Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их требований в правовые отношения. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нравственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.
3. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий.
К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответственность ", "правонарушение " и другие.
4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и направления их развития.
Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений.
5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.
Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заимствование основных положений) римского права средневековым западноевропейским обществом.
Правосознание, в зависимости от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется на:
1. Обыденное
2. Профессиональное
3. Научное
Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом.
Прямой противоположностью обыденного является профессиональное и научное правосознание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики.
1. Общественное
2. Групповое
3. Индивидуальное
Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойстваправовой действительности общества.
43. Специфика религиозного сознания, религиозная идеология и психология и её особенности.
Религия - исключительно сложное явление общественной жизни и по содержанию и по способам жизнедеятельности. Религия — единственное явление общественной жизни, что утверждает и пытается обосновать существование сверхъестественного: Бога (дьяволов, духов, чудес). Специфическим взглядом на мир, природу, человека сквозь призму сверхъестественного религия существенно отличается от науки, которая выверяет достоверность теоретических выводов общественной практикой. Наконец, религия многообразно вплетена в структуру социальной жизни, касается жизненных интересов разных прослоек и групп людей. Поэтому религию воспринимают, понимают, истолковывают по-разному бедные и богатые, служители культа и рядовые верующие, православные и мусульмане, ученые и художники. Все существование человека наука разделяет на общественное бытие и общественное сознание. Общественное бытие (как бытие вообще) и общественное сознание (как и сознание в целом) — явления, которые четко отличаются между собой и которые в то же время находятся в сложной системе связей и взаимодействия.
Поскольку религия — одна из форм общественного сознания, ей присущие те общие особенности, что свойственные в целом общественному сознанию и оказываются во всех ее формах. Общие особенности религии такие:
- религия отображает общественное бытие, она вторична по отношению к нему; с изменением общественного бытия изменяется и сама религия;
- религия зависима от общественного бытия, но в то же время находится во взаимосвязи и взаимозависимости с другими формами общественного сознания; религия оказывает обратное влияние на бытие. Рядом с общими особенностями религия, как и все другие формы общественного сознания, имеет и свои специфические особенности. Она является мировоззренческой формою общественного сознания, как и философия, определяет миропонимание человека. Религия наиболее отдалена от общественного бытия. Это наиболее постоянная форма общественного сознания, которое менее всего поддается изменениям, адекватным изменениям в общественном бытии.
Лишь всесторонний учет общих и специфических особенностей религии дает возможность ее научного изучения, толкования, прогнозирование возможных процессов ее эволюции.
Религия, как и любая другая форма общественного сознания, имеет свои объект и форму отображения.
Поскольку религия — мировоззренческая форма общественного сознания, она может отображать все общественное бытие.
Как мировоззрение религия не ограничена ничем, для мировоззрения нет запрещенных тем. Религия в значительной мере — это фантастическое отображение в сознании людей тех внешних сил, которые главенствуют над ними в будничной их жизни.
Следовательно, объектом религиозного отображения являются условия жизни людей, прежде всего те общественные отношения, что непосредственно задевают интересы людей.
В процессе истории объекты религиозного отображения изменяются. Сначала ими были грозные силы природы, которые боготворили. Впоследствии возникли общественные силы, чужие и нередко враждебные относительно определенного человека. Они, как и природные, боготворили и воспринимались как потусторонние силы, что руководят жизнью человека независимо от ее воли. Постепенно грозные природные и общественные силы воплощались в образе богов, а впоследствии — в образе одного всемогущего Бога. Возникло представление о сверхъестественном мире. Спецификой религиозного отображения является представление о сверхъестественном. Любые стороны общественного бытия человек воспринимает через призму сверхъестественного и осознает себя как его неотъемлемая часть. Условия собственного бытия человек воспринимает как следствие вмешательства добрых или злых сверхъестественных сил.
Следовательно, религия — это форма общественного сознания, в котором иллюзорно отображаются силы, которые главенствуют над человеком в его повседневной жизни и которые трансформируются в его сознании в форме неземных сил. Любую религию характеризует вера в реальное существование сверхъестественного и система опосредствованных связей с ним.
Объектом религиозной веры и поклонения могут быть лишь явления культуры. Человек боготворит не природу вообще, а лишь ту ее часть, которая содержится в процессе ее личной жизнедеятельности, то есть лишь отдельные явления своего культурного пространства. Главным признаком любой религии является вера в сверхъестественное.
Религия является творением человеческого общества, особой формой познания им себя самого и окружающего мира.
Религиозные представления — это воспроизведение в сознании субъекта идеализированных и гипостазированных объектов. Эти объекты вызывают различные чувства — благоговение, любовь, восхищение, страх, надежду. Их главная задачи — сформировать соответствующую направленность на духовные потребности субъекта. Религиозные представления выступают как результат осознания отношений, окрашенных идеей сверхъестественного. Развитие представлений и чувств неразрывно связано с культовыми действиями, они обуславливают друг друга. «Связь между ними состоит в том, что религиозные представления не являются таковыми, если они не выражены в культовых действиях, а обряды не являются магическими, если они не связаны с определенными религиозными представлениями». Поэтому можно сделать вывод о глубокой взаимосвязи и взаимообусловленности всех элементов религии.
Объективно-идеалистическая концепция сущности религии является одной из основных, поскольку она выступает как философская основа всякой теологии, она подверглась критике как со стороны материализма, так и со стороны теологии. Религия — это форма общественного сознания, в котором иллюзорно отображаются силы, которые главенствуют над человеком в его повседневной жизни и которые трансформируются в его сознании в форме неземных сил. Любую религию характеризует вера в реальное существование сверхъестественного и система опосредствованных связей с ним. Идея Бога, что возникла в сознании людей, существует как действительно человеческая идея, что выражена в культурной форме. Психологическую почву религии создает устойчивое постоянное чувство страха, угрозы, что вызывает психологические стрессы — состояние напряженности и подавленности, дискомфорт в эмоциональной сфере, дезорганизации поведения, чувство вины и собственной неполноценности, бессилия и т.п. Среди эмоций большое место принадлежит переживанию индивидом конечности своего бытия и связанный с этим переживанием страх смерти. В целом же общественно-психологические основы религиозного сознания позволяют сделать вывод, что религиозные чувства и обряды способствуют формированию определенной религиозности.
44. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии, ее исторические типы.
Диалектика – это учение о наиболее общих формах связей и развития природы, общества, человека и мышления. Различают понятия объективной диалектики – это диалектика природы, вещи, объектов; субъективной диалектики – отражение объективной диалектики в сознание человека. *Диалектика возникла еще в Др Греции. Уже античная Ф подчеркивала изменчивость всего существующего, представляла действительность как процесс, основой которого есть закономерное изменение (Гераклит: все течет все изменяется). *Немецкой кл. Ф: Гегель (объективный идеализм) создал систему диалектики, выделил ее принципы, вывел основные законы и категории на основе идеализма. *Ф марксизма (Маркс, Энгельс) привела к возникновению материалистической диалектики. Из определения диалектики вытекают два ее принципа: 1) принцип связи. Связь – это взаимодействие, зависимость явлений друг от друга. Все связи объективны в природе, обществе и сознание человека. Принцип связи конкретизируется в понятии закона – совокупность внутренних, необходимых, существующих, повторяющихся, общих связей в явлениях и между явлениями. Существует 3 закона диалектики, которые являются всеобщими и универсальными: 1) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – это закон, в силу которого мелкие и вначале незаметные количественные, постепенно накапливаются, на какой-то ступени нарушают меру предмета (граница бытия предмета) и вызывают коренные качественные изменения, вследствие чего предмет изменяется, старое качество исчезает, возникает новое качество; 2) закон единства и борьбы противоположностей – закон в соответствии с которым всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречивые стороны, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешение которых означает уничтожение старого и возникновение нового; 3) закон отрицания отрицания – обуславливает связь и преемственность старого и нового, выступает условием развития, происходящего по спирали, причем каждый последующий виток шире предыдущего, т.к. он сохраняет в себе все положительное предыдущей стадии и содержит что-то новое данной стадии (прогрессивный характер развития); 2) принцип развития. Развитие – это такое изменение, которое приводит к возникновению нового качества. Если новое качество превосходит старое, то такое развитие называется прогрессом. Если это качество в чем-то уступает старому качеству, то это регресс (старение организма). Выделяются две концепции развития: 1) метафизическая: развитие – это простое повторение, увеличение или уменьшение; 2) диалектическая – это разрешение внутренних противоречий, поэтому Д понимает развитие как саморазвитие, самодвижение. Альтернативы диалектики: 1) метафизика - это способ познания, согласно которому окр. мир не изменяется с момента возникновения и в нем отсутствует взаимосвязь и развитие; 2) эклектика; 3) софистика.