Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 23 (стр. 26 из 58)

Диалектическое "мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие. Так, при всех изменениях, происходящих на нашей планете, Земля остается Землей, занимает определенное место в Солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение. Любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. На относительную устойчивость предметов, явлений, процессов и указывает понятие "тождество"…

Тождество — это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью.

Вместе с тем реальный конкретный предмет постоянно изменяется, т.е. нарушает установившееся равенство самому себе. Другими словами, существует различие. Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим видам в силу ее изменчивости. Следует различать метафизическое и диалектическое понимание тождества и различия. Первое абсолютно противопоставляет тождество и различие. Диалектический же взгляд на тождество и различие означает, прежде всего, признание их взаимной связи и переплетения. Так, два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (изотопы, ионы, энергетические уровни). И чем сложнее форма движения материи, тем большую роль играют различия. Тождество уходит в глубь явления.

азличают абстрактное тождество и конкретное. Абстрактное тождество может существовать лишь в нашей голове и то в ограниченных пределах, как результат отвлечения от реальных процессов. Оно не предполагает различий, отвлекается от них. Истинное, конкретное тождество содержит в себе различие, изменение. Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание противоположности: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе — процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т.д., в общественной жизни — эксплуататоры и эксплуатируемые.

Необходимо учитывать, по меньшей мере, четыре аспекта отношения противоположностей: взаимопредложение, взаимоисключение, взаимопроникновение, неравноценность противоположностей.

Противоположности свойственны всем вещам, явлениям, процессам, находятся в органической взаимосвязи, диалектическом единстве, переходят друг в друга. Однако такая взаимосвязь не всегда очевидна, не всегда лежит на поверхности явления. Иногда кажется, что противоположности можно отделить друг от друга. Но это лишь видимость, рано или поздно связь противоположностей дает о себе знать, определяя, в конечном счете, направление развития объективного процесса. Например, можно произвести продукт, но не потреблять его (потом идет снижение цен), можно вычесть, не складывая или сложить не вычитая, можно отделить электрон от ядра атома, можно в той или иной отрасли или стране ликвидировать безработицу и даже повысить уровень жизни и темпы роста производства, сохраняя одновременно другую противоположность — рост прибылей, гонку вооружений и т.д. Однако внешняя разобщенность и взаимная независимость противоположностей существуют в весьма узких пространственных и временных рамках. Их взаимосвязь отчетливо проявится, как только расхождение достигнет определенных границ. Даже простое действие — непрерывное вычитание — необходимо превращается в свою противоположность и за определенной границей (0) превращается в сложение (5-3 = 2;2-4 = -2;-2-3 = -5и т.д.).

Отношение между противоположностями есть противоречие. Из наличия ведущей (доминирующей) противоположности в противоречии вытекают относительность единства и абсолютность борьбы противоположностей, необходимость преодоления, разрешения противоречия. Все это в совокупности характеризует функцию диалектического противоречия как источника, двигательной силы развития. Реализация этой функции означает развитие самих диалектических противоречий. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.

На всех этапах развития противоречия выступают его движущей силой, а не тормозом. При этом различают следующие фазы (ступени) развития и разрешения противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество неразвитых противоположностей), 3) существенное различие, 4) противоположность (конфликт) и 5) неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.

Существует бесконечное многообразие конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, имеющие нечто общее между собой, поэтому принадлежащие тому или иному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические и др.

Внутренние противоречия — это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную. Конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия. Внешние противоречия — это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

В развитии и изменении объектов определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям. Они служат источником самодвижения вещей. Тем не менее, было бы грубой ошибкой пренебрегать внешними противоречиями, которые воздействуют на ход развития предмета и условия его существования. Они могут ускорять или замедлять развитие.

Разделение противоречий на внутренние и внешние относительно, ибо в определенных отношениях внешние противоречия могут выступать как внутренние и наоборот.

Основные противоречия — это противоречия, определяющие все другие противоречия, их развитие и разрешение. Они служат главной движущей силой изменения направления движения и преобразования объекта. Например, среди множества противоречий капитализма основным является противоречие между трудом и капиталом, между резко выраженным общественным характером процесса производства и частным способом присвоения его продуктов.

Неосновные противоречия — это производные, второстепенные

противоречия, выражающие изменения отдельных свойств, сторон данного объекта.

Основные и неосновные противоречия тоже относительны. Они могут меняться местами в зависимости от конкретных отношений между объектами.

Сфера действия антагонистических и неантагонистических противоречий — общество. Разрешение таких противоречий предполагает наличие волевых усилий и сознательных действий.

Антагонистические противоречия -- это противоречия между классами, общественными группами с противоположными непримиримыми интересами. Они выражают конфликт между экономическими и политическими интересами. Антагонистические противоречия разрешаются насильственным, революционным путем.

Неантагонистические противоречия — это противоречия между такими классами, общественными группами, которые не обладают по отношению друг к другу диаметрально противоположными интересами. К неантагонистическим относятся и противоречия в природе.

Различают необходимые и случайные противоречия, общие и специфические, диалектические и формальные, существенные (характеризующие глубинные процессы развивающейся сущности) и несущественные (отражающие более поверхностные связи), главные и неглавные (в конечном счете, всякое основное противоречие является главным для развития объекта, однако на данном этапе развития объекта далеко не всякое главное противоречие является основным).

Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:

1) если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе;

2) противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;

3) борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей — это закон;

4) в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

5) борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равноденствия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил. Противники диалектики это состояние в развитии пытаются использовать как средство протез признания абсолютности действия закона единства и борьбы противоположностей.

Жизнь полна противоречий и движется ими. Материалистическая диалектика при изучении противоречий исходит, прежде всего, из признания объективности их характера.

50. Преемственность в развитии, диалектическое отрицание, закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания раскрывает направление движения и преемственность в развитии.

Действие закона позволяет ответить на вопросы:

1.Существует ли связь между……….., что существовало ранее и тем что возникло.

2.Что представляют из себя эти связи, имеется ли какая – либо направленность в бесконечном числе изменений мира.

Закон отрицания отрицания выражает существенные, необходимые связи и отклонения между настоящим и будущем.