Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
Слово «философия» впервые произнес великий мыслитель Древней Греции – Пифагор. К нему обратился один из его учеников со словами: «O, sophicos!», то есть «мудрец», и тогда Пифагор ответил: «Я не мудрец, я лишь любитель мудрости. Все могут знать одни Боги. Я только стремлюсь к этому».
Мировоззрение – необходимая часть духовной культуры общества, внутреннего мира каждой человеческой личности. Разнородные
блоки знаний, убеждений, мыслей, образов, идеалов, чувств и настроений,
стремлений и надежд, соединясь в целостной картине окружающей действи-
тельности, предстают как более или менее разработанное, упорядоченное или
хаотичное, верное или иллюзорное понимание людьми мира в целом, его
частей и состояний; как осознание человеком самого себя и своего места в
мире, как память о прошлом, видение настоящего и предвосхищение буду-
щего.
В состав мировоззрения входят и играют в нём каждое свою специфиче-
скую роль повседневные впечатления, обыденные или житейские практиче-
ские знания, профессиональные умения, глубокие научные истины. Все эти
компоненты составляют жизненный опыт как отдельного человека, так и не-
которой общности людей – группы или массы, и чем солиднее, чем богаче
содержанием этот жизненный опыт, тем более прочную опору получает деятельность личности и общества.
Однако знания никогда не заполняют собой всё поле мировоззрения.
Кроме знаний о мире и самом человеке как его элементе в мировоззрении
осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определённые
системы ценностных ориентаций – суждения о добре и зле, благе и справед-
ливости, красоте и уродстве, дружбе и вражде, любви и ненависти и т.п.
Здесь создаются образы прошлого и конструируются проекты будущего, по-
лучают одобрение или осуждение различные мотивы и способы поведения и
всей жизни в целом.
Вообще программы действий, направленность поступков людей имеют
под собой две опоры: знания и ценности, которые во многом противополож-
ны по своей сути и вместе с тем дополняют друг друга как две стороны од-
ной монеты. Познанием движет стремление к истине, к правильному и точ-
ному воспроизведению существенных черт и объективного содержания ре-
альной действительности. Ценностное сознание имеет другой смысл. Оно
воплощает в себе отношение людей ко всему существующему и происходя-
щему с собственно человеческой точки зрения, субъективно, то есть в соот-
ветствии с их потребностями, интересами, целями, тем или иным понимани-
ем смысла их собственной жизни. Представление о мире в ценностном ас-
пекте – это человеческое измерение многоразличных фрагментов действи-
тельности.
При всей их разнородности познавательный и ценностный способы ос-
воения мира человеческим сознанием и практическим действием должны
быть гармонизированы, приведены в согласие. Необходимо также, чтобы
было достигнуто напряжённое единство других полюсов в содержании миро-
воззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоре-
тического и практического опыта людей, осмысления прошлого и предвиде-
ния будущего. Их гармоничное сочетание всегда есть результат сложной,
долгой и порой мучительной духовной работы, призванной тем не менее
обеспечить цельность и связанность человеческого опыта и дать ему надёж-
ные ориентиры в настоящей и предстоящей жизни.
Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, кон-
кретных места и времени. Оно позволяет соотносить опыт каждого данного
человека с опытом других людей, включая и тех, которые жили раньше, и
даже в далёком прошлом. В мировоззрения накапливается и уясняется смы-
словое содержание человеческой жизни, всё новые поколения людей приоб-
щаются к духовному миру пращуров, дедов и отцов, ближних и дальних со-
временников, что-то при этом бережно храня, а от чего-то решительно отка-
зываясь.
Итак, мировоззрение есть целостная совокупность знаний, представле-
ний, суждений, оценок и принципов, определяющих самое общее видение и
понимание мира, места в нём человека, и вместе с тем формирующее жиз-
ненные позиции, структуры поведения и программы деятельности людей. В
мировоззрении в обобщённом виде представлены познавательная, ценност-
ная и поведенческая стороны человеческого существования.
Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых
проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую
“память веков”, убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения,
но и множество заблуждений и предрассудков.
Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный ха-
рактер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманно-
стью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не
всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях за-
тмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышле-
ние сиюминутно и приземлённо, оно пасует перед проблемами, требующими
серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей
и стремления к высоким идеалам.
Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззре-
ния, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует опираясь на
логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой
и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современно-
сти. На профессиональной основе этим занимается философия.
В истории духовной культуры общества имели место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, наука и философия.
Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в неза-
памятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную,
нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практи-
ческую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В
мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествова-
ния об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхожде-
нии ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рас-
сказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращени-
ях, удивительных существах.
В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или
вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от
людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными
существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян,
русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах - кикиморы; в
омутах - водяные.
Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог
Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или
Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было
царство Аида или Плутона.
Мифологическое мировоззрение было художественным, то есть выра-
жалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литера-
турный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было
также антропоморфным, то есть очеловеченным представлением действи-
тельности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались
так же, как к своим соплеменникам с мольбами или угрозами, их пытались
задобрить подношениями или же наказывали розгами их изображения за не-
выполненные поручения. Пантеон богов представлял собой точное воспроиз-
ведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жёны, дети, много-
численная родня в различных коленах.
Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древ-
ности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предме-
тов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам;
фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явле-
ний; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий
влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и
духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, ша-
манство, знахарство и тому подобное.
Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в пе-
риод разложения родового общества и становления цивилизаций, когда по-
являются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буд-
дизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и
персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это
творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего,
трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенст-
во, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренче-
ской форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в
сверхъестественное.
Наука, как и религия, формируется как мировоззрение на основе содер-
жания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические
элементы мифов и придаёт им сакральный, священный характер, то наука
вбирает в своё содержание реалистические элементы мифов, представляю-
щие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, то есть в знаковых
моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по
освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной сре-
ды.
Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звёзд на не-
бе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование
свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов рас-
тений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении