Смекни!
smekni.com

Субъект и объект практического мышления, Карпов А.В. (стр. 67 из 76)

Мужчинам же, как нам кажется, более свойственно рассматривать в качестве основной функции практического мышления не построение способа действия для разрешения проблемной ситуации, а нахождение такого способа ее разрешения, при котором можно ничего не делать. Одной из своих основных жизненных задач они обычно считают построение такой развернутой в пространстве и во времени ситуации, в которой возможная проблемность была бы минимальна. В проведенных нами ранее исследованиях в производственных условиях на основе анализа деятельности мастеров цехов нами было, в частности, показано, что отличить успешного мастера от неуспешного сравнительно просто. Успешный мастер обычно спокойно сидит в своей кабинке, а на участке у него все идет как положено, а неуспешный — бегает по цеху и разрешает неожиданно для него возникающие проблемы. Очевидно, что первый мастер построил для себя «прагматично-целостное» бытие, обеспечивающее успешность и «беспроблемность». Но это, так сказать, — «мужская успешность». Для мастеров — женщин характерен другой стиль руководства, который тоже может быть успешным. Даже если на участке все в порядке, они все равно будут постоянно обходить его, тревожно ожидая неожиданного возникновения проблем в его функционировании. Высокая личностная и ситуативная тревожность провоцирует их ожидать неожиданные «удары судьбы», что, естественно проявляется в повышенной мифологизированности их мировосприятия, как это было показано нами ранее. Более того, даже при отсутствии явных проблем они склонны «проблематизировать» ситуацию [13], превращать ее в «кризисную», их стратегия руководства основана на постоянном искусственном разрывании целостности бытия для создания в нем «проблемности».

7. Мифологичность мышления как форма психологической защиты

Совместно с Н.Н. Колотиловой нами было осуществлено исследование, в котором изучались связи степени представленности в мировоззрении человека мифологической составляющей, выявленная с помощью разработанного нами опросника со степенью выраженности различных защитных механизмов. Для выявления механизмов психологической защиты личности мы использовали опросник диагностики механизмов защиты «Индекс жизненного стиля» (LSI), предложенный Р. Плутчиком, Г. Келлерманом и Х.Р. Контом в 1979 году. Исследование проводилось на мужской и женской выборках.

Интерпретация результатов факторного анализа полученных корреляционных матриц позволила выявить следующие закономерности.

1. Между мифологичностью мышления и рационализацией существует связь в форме прямой зависимости. Оба эти явления предполагают объяснение неприятных событий, мыслей, чувств, преобразование информации о них в выгодном для себя свете. В случае рационализации это аргументация иррационального поведения, мыслей, желаний с целью снижения тревоги, т.е. опора на разум, теоретическое мышление. В случае мифологичности мышления это объяснение с опорой на веру во что-то — в Бога, приметы, судьбу и т.д., т.е. интуитивное истолкование ситуации. Причем эта связь подтвердилась для мужской выборки, вероятно, по той причине, что мужчины более рациональны, нежели эмоциональны, и в качестве защиты они будут использовать любое объяснение неприятностей, с которыми сталкиваются в жизни.

2. Между мифологичностью мышления и регрессией существует связь в форме прямой зависимости. Регрессия – возвращение в стрессовых ситуациях к более ранним детским формам реагирования. Люди показывают себя беспомощными, плачут, чтобы кто-то решил их проблемы, либо уходят в фантазии, надеясь, что трудная ситуация разрешится как в сказке, либо прибегают к курению или онанизму. Пиаже выявил сходство между мифологическим мышлением и эгоцентризмом, аутистичностью ребенка. Он стремится соединять реальное и желаемое: не осознавая всех ограничений, которые накладывают внешние обстоятельства, ребенок пытается подчинить окружающий мир своим желаниям. Подобное отдаление от реальности, а соответственно и детские способы реагирования характерны для взрослых с выраженным мифологическим мышлением. Как мы и предполагали данная зависимость оказалась больше выражена у женщин, чем у мужчин, потому что у женщин в целом более выраженная мифологичность мышления и они чаще прибегают к механизму регрессии. Женщины более полагаются на эмоциональную составляющую событий, нежели мужчины.

У мужчин также выявилась прямая зависимость между мифологичностью мышления и компенсацией. Объяснить подобную связь мы сможем в ходе дальнейшей интерпретации.

Мы также постарались выявить особенности и качественное своеобразие мифологического мышления у женщин и мужчин.

Особенности мифологического мышления у женщин:

Подчинение каким-то внешним обстоятельствам, потому что они оказывают очень сильное и необъяснимое влияние на человека (это вера в заклинания, в Бога, в чудо, суеверность, свои ритуалы в поведении, приносящие успех);

Душа существует и она бессмертна («внутренний» голос, вера в загробную жизнь);

Невозможно изменить свою жизнь и себя самого, т.к. все в мире предопределено и закладывается с рождения (интерес к гороскопам, вера в судьбу, в предсказания, вера в то, что все в мире не случайно);

Опора на эмоциональную и интуитивную составляющую при принятии решений (некритичность к себе и другим, полагание на интуицию, вера в «знак», который может все изменить);

Вера в особую силу, которая следит за жизнью человека и помогает ему, когда он в этом нуждается – некий родительский контроль (неприятности как наказание, вера в чудо, во «внутренний» голос, в «знак»).

Особенности мифологического мышления у мужчин:

Необходимо соблюдать определенные правила и следовать ритуалам, чтобы избежать неприятностей (соблюдение церковного поста, заслуженность болезни (наказания), суеверность);

Душа существует и она бессмертна (вера в судьбу, интуицию, загробную жизнь);

Любое объяснение каких-либо явлений имеет право на существование, потому что может оказаться правильным. Даже, если нет очевидной причины чего-либо, ее можно придумать (некритичность к себе и другим, нет ничего необъяснимого);

Все закономерности в мире определяет высшая сила или Бог (вера в Бога или в сверхъестественное существо, которое управляет миром, все в мире не случайно).

Женщины делают акцент на пассивности человека и предопределенности всего, что происходит в мире, вере в активную силу, которая управляет человеком, необходимости принятия интуитивных решений, которые скорее всего подсказывает душа.

Мужчины полагают, что все в мире можно объяснить существованием высшей силы и души, человек свободен в принятии решений, но, если он нарушит определенные правила и закономерности, налагаемые высшей силой, его ожидают неприятности.

Был сделан качественный анализ взаимосвязи мифологичности мышления и отдельных механизмов психологической защиты у всех испытуемых и отдельно у женщин и мужчин.

По всей выборке:

Между мифологичностью мышления и гиперкомпенсацией существует связь в форме прямой зависимости. Гиперкомпенсация предполагает осознание своих недостатков и борьбу с ними с опорой на моральные нормы и социально-приемлемые способы поведения. Человек ставит перед собой ряд запретов, но подобная борьба требует больших психологических усилий, поэтому часть негативных переживаний вытесняется из сферы сознания. Т.е. данные механизмы могут действовать совместно.

Мифологичность мышления выполняет сходную защитную функцию. Она помогает человеку смириться с теми недостатками или неприятными ситуациями, которые невозможно исправить и из них нельзя уйти. В этом случае человек говорит себе: «Бог создал меня таким, какой я есть. Судьбу не обманешь: если у меня такие недостатки, значит, так должно быть». Таким образом, человек придумывает себе реальность, в которой ему комфортно жить. Подобная установка, в свою очередь, может способствовать вытеснению: с течением времени человек забывает о некоторых своих негативных переживаниях.

По женской выборке:

В состав симптомокомплекса входит ряд взаимосвязанных явлений – вытеснение, регрессия, проекция, мифологичность мышления. Нам нужно обосновать признак, по которому они объединены в один фактор.

Вытеснение имеет отрицательный факторный вес, т.е. женщины чаще используют перенос своих переживаний вовне (за счет регрессии и проекции), нежели попытку не допустить их в сферу сознания.

Возможно, ввиду своей эмоциональности и впечатлительности, женщины в большей степени подвержены воздействию психотравмирующих ситуаций. Они стараются справиться с ними, направляя свои реакции вовне.

При проекции женщины склонны винить окружающих в своих неудачах, ошибках, промахах. Упрек, сочувствие или даже нейтральное указание на неуспех являются психотравмирующими факторами для них. Поэтому в этом случае им «безопаснее» списать собственный промах на неудачное стечение обстоятельств или на других людей. Использование проекции позволяет справиться с недовольством собой и принять себя, т. е. ее можно рассматривать как средство самооправдания. При обосновании нашей гипотезы о связи проекции и мифологичности мышления мы пытались выделить общее между ними. Проекция – это бессознательный перенос неприемлемых собственных мыслей, чувств, желаний и стремлений на других людей, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Мифологичность мышления также «стремится» переложить ответственность за неприятности в жизни человека на внешние силы: Бога, судьбу, проклятия. Человек при этом абсолютно безвольное существо, полностью подчиненное влиянию внешних сил.