Самая крупная группа налоговых льгот, затрагивающая деятельность сектора малого предпринимательства и присутствующая в налоговых системах почти всех развитых стран, связана с налогообложением прибыли.
Льготы по налогу на доходы корпорации обычно делят на прямые и косвенные. Самой популярной и широко применяемой в странах Евросоюза и США косвенной льготой во второй половине XX в. была возможность применения ускоренной амортизации. Однако в ходе налоговых реформ последних лет льготный порядок амортизации в западных странах был ужесточен и в настоящее время существует в основном в отношении отдельных видов оборудования, применяемого в приоритетных отраслях, а также оборудования, используемого компаниями для НИОКР. Для остальных активов большинством государств применяется комбинированный метод, когда в первые годы оборудование амортизируется по методу убывающего остатка, затем – линейно.
На сегодняшний день наиболее значительные льготы в части применения ускоренной амортизации существуют в Великобритании. Английским компаниям разрешено списывать полную стоимость технически передового оборудования в первый год его функционирования. Для малых предприятий, стимулирование развития которых было заявлено лейбористским Правительством в 1997 г. в качестве одного из приоритетных направлений экономической политики, норма амортизации на приобретение любых видов машин и оборудования была увеличена до 50% в первый же год эксплуатации, по долгосрочным активам норма амортизации увеличилась в два раза – до 12%. Однако действие этих скидок носило временный характер и было ограничено одним годом.
Во Франции для малых предприятий стопроцентное списание стоимости в первый же год использования допускается в отношении компьютеров; для других видов перспективного оборудования допускается списание до 50% стоимости.
В Германии в первый год может быть списано до 40% стоимости приобретенного оборудования, приборов и другого движимого имущества для целей НИОКР.
Таким образом, произошедшее в процессе налогового реформирования западных стран ужесточение амортизационной политики затронуло в первую очередь крупные корпорации, осуществляющие масштабные инвестиционные проекты, причем в той части инвестиций, которые не связаны с финансированием высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Малый бизнес, большая часть инвестиций которого приходится на офисное оборудование, от пересмотра амортизационной политики пострадал гораздо меньше.
Одной из наиболее существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки по налогу на прибыль. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики тех или иных стран как бы за рамками установления налоговых льгот.
Так, в США на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога в 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки – в 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. (до начала реформы 1986 года таких ставок было четыре).
Причем, в том случае, если объем продаж на малых предприятиях не превышает 200 000 долл., для них установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2000 г. – 20 000 долл., 2001-2002 гг. – 24 000 долл., а с 2003 г. – 25 000 долл.).
Применение более низкой ставки корпорационного налога для малых предприятий широко распространено во многих промышленно развитых государствах, при этом межстрановые различия достаточно велики. Так, если в США наименьшая ставка составляет 15%, а наивысшая – 34%, то во Франции такой резкой прогрессивности нет: ставка для малых предприятий — 33,3%, для крупных и средних корпораций – 36%; в Канаде и Великобритании для малого бизнеса используются ставки 22% и 20% соответственно против стандартных ставок 43% и 30%.
Для малого предпринимательства сокращенные ставки налога на прибыль имеют большое значение, так как увеличивают объем и норму прибыли этих предприятий, способствуя тем самым их развитию. Так, в США норма прибыли малого предпринимательства в течении последних трех десятилетий зачастую превышала среднекорпорационную норму прибыли (иногда в 1,5-2 раза).
Рассматривая ставки налога на прибыль, также необходимо подчеркнуть, что в западных странах государственную политику стимулирования малого предпринимательства проводят, как правило, с учетом приоритетности главных направлений, в частности сферы производства. В результате, ставки налога на прибыль предпринимателя, который занимается производственной деятельностью, существенно отличаются от ставок в сфере коммерческого посредничества (в США они достигают 90-95% независимо от категории фирмы). Такой механизм стимулирует перелив капитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс, переток капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения не прекратится.
Еще одной формой проявления налогового протекционизма по отношению к малому бизнесу является предоставление этой категории предприятий налогового кредита на льготных условиях. Под льготными условиями подразумеваются увеличение сроков предоставления кредита, снижение кредитной ставки, облегчение административных процедур и т.д.
Например, во Франции мелким и средним компаниям, которые увеличивают свой капитал не менее чем на 25%, предоставляется налоговый кредит. Размер кредита составляет 25% суммы номинального увеличения собственного капитала, но не должен превышать 500 000 франков. Так, если собственные средства фирмы составляют 4 млн. франков, и она в течение года увеличивает свой капитала на 1 млн. франков, то в следующем году ей предоставляется налоговый кредит в размере 250 000 франков.
Для получения такого кредита необходимо, чтобы большая часть капитала компании принадлежала физическим лицам (как до, так и после увеличения средств), а также чтобы номинальный рост капитала не менее чем на 25% был осуществлен в течение года. Кроме того, компания обязана в течение последующих трех лет поддерживать объем своих средств на достигнутом уровне.
Льготные инвестиционные кредиты, которые были широко распространены в западных странах и представляли собой форму субсидирования на обновление оборудования, после проведения налоговых реформ в большинстве государств были отменены. Однако на смену инвестиционному налоговому кредиту в 80-х годах пришел исследовательский налоговый кредит. Данная льгота в той или иной форме применяется сейчас в большинстве западных стран и представляет собой вычет из налога на доходы корпораций определенной доли от суммы прироста собственных расходов на НИОКР по сравнению с аналогичными расходами в базисном периоде (как правило, в предыдущем году). Причем для малых предприятий, расходующих собственные средства на НИОКР, создаются особо благоприятные условия: им, как правило, разрешают исчислять сумму налогового кредита по отношению к общей сумме расходов, а не только к расходам на НИОКР.
Помимо инвестиционных кредитов в ходе налоговых реформ 80-90-х годов фактически повсеместно были отменены льготы, стимулировавшие образование новых акционерных обществ. Для наукоемких отраслей они были сохранены. Например, во Франции малые инновационные предприятия в течение первых двух лет работы полностью освобождаются от налога на доходы, на третий – облагается 25% их дохода, на четвертый – 50%, на пятый – 75%, начиная с шестого года они платят налог на доходы в полном объеме.
Существенное место в поощрении деятельности малого инновационного бизнеса занимают льготы на обложение доходов по приращению капитала, абсолютно не развитые в России. Введение этих льгот связано с попыткой преодоления основной проблемы венчурных фирм, которой является изыскание средств для финансирования их деятельности. Кредиты таким фирмам, как правило, предоставляются крупными коммерческими банками, прибыль которых от данных операций во многом зависит от ставки налогообложения доходов от прироста капитала. С целью стимулирования процесса кредитования венчурных фирм в ходе налоговых реформ в большинстве западных стран введено обложение доходов от прироста капитала по тем же ставкам, что и подоходное обложение граждан. Одновременно банкам разрешено списывать в качестве издержек часть прибыли, полученной от кредитования венчурных фирм и направляемой в резервные фонды.
Результатом такой налоговой политики стало существенное повышение заинтересованности банковских структур в финансировании венчурного бизнеса в национальной экономике. Например, в США в настоящее время насчитывается более шестисот специализированных фирм, занимающихся этим видом деятельности; кроме того, многие крупные банки выделили филиалы для предоставления такого рода кредитов.
Дополнительно малые исследовательские фирмы на Западе пользуются юридическим статусом партнерств с ограниченной ответственностью, что позволяет им сокращать объем налоговых обязательств до одной трети.
В большинстве западных стран для малых предприятий, помимо льгот по налогу на прибыль, несколько льготных вариантов предусматриваются схемой обложения косвенными налогами. Как правило, это проявляется в законодательном выделении необлагаемого объема продаж и (или) в упрощении порядка расчета НДС, отсутствии авансовых платежей, изменении сроков предоставления налоговых деклараций по сравнению с крупными корпорациями. Причем если льготы по налогу на доходы корпораций преследуют цель повышения конкурентоспособности малых предприятий, роста их инвестиционной и инновационной активности, то особый подход к обложению малых предприятий налогом на добавленную стоимость в первую очередь связан с задачей минимизации затрат на их налоговое администрирование.