В этом смысле понятие офшора для русских, например, максимально широко. Офшор – это любое место, где не существует валютных ограничений, существующих в России, вроде принудительной продажи валютной выручки или предельной суммы, которую можно взять с собой в заграничную поездку.
Естественно, в развивающихся странах с вывозом капитала в офшоры ведут настойчивую борьбу. Это в США деньги из офшоров возвращаются – в том числе выданные другим странам в виде кредитов. А в Замбию или Россию доллары возвращаться почему-то не хотят.
Между тем они очень нужны для финансирования импорта (собственно, поэтому и введен валютный контроль). Однако бороться с утечкой финансов в офшоры чрезвычайно трудно. Действительно, налоги при желании можно снизить, но сделать национальную валюту твердой и свободно конвертируемой решением парламента или ЦБ нельзя.
В общем, офшоров не будет только тогда, когда граждане всех стран станут хорошо чувствовать себя на родине. Когда в любой стране мира будут нормальные налоги, банковская тайна и процветающая экономика.
2. Работа в налоговых гаванях и офшорных центрах
Подавляющая часть зарегистрированных за рубежом нескольких десятков тысяч компаний с российским капиталом действует в налоговых гаванях и офшорных центрах.
Что такое налоговые гавани и офшорные центры? Во многих странах и на территориях существуют большие, преимущественно налоговые, льготы для компаний, осуществляющих с территории этих стран зарубежную хозяйственную деятельность. К налоговым гаваням можно отнести, прежде всего те страны и территории, где эти льготы распространяются как на иностранные, так и на национальные компании (Лондон, Нью-Йорк, Делавэр, Калифорния, Швейцария и др.). Офшорные центры — это страны с льготным режимом только для иностранных компаний.
Однако во многих случаях различия между гаванями и центрами провести уже невозможно, так как они стираются. К тому же иногда этот весьма льготный режим распространяется не только на операции с зарубежными партнерами. Поэтому в последние годы эти термины употребляют как синонимы, правда, термин “офшорные центры” употребляется чаще, поскольку английское слово “off shore” (“вне берега”, “в открытом море”) хорошо передает хозяйственную направленность таких компаний.
Основой льготного режима в офшорных центрах являются налоговые льготы. Обычно налогами, которые уплачивают офшорные компании, являются регистрационный сбор (при регистрации фирмы), годовой сбор (иногда небольшой подоходный налог) и часто еще сбор за перерегистрацию. Регистрационный сбор колеблется от нескольких десятков до нескольких тысяч долларов в зависимости от места регистрации, размера акционерного капитала и специализации компании. Ставки годового сбора такие же или еще меньше. Сбор за перерегистрацию, если он есть, обычно в пределах десятков долларов.
К налогам надо добавить расходы на оформление документов, открытие и ведение банковских счетов, аренду помещений и адресов, наем местного персонала (если это требуется), услуги связи, аудиторские и секретарские услуги и др. По усредненным данным, в начале 90-х гг. расходы по созданию и регистрации офшорной компании оценивались примерно в 5 тыс. долл., а содержание офшорной компании в первый год ее деятельности — в 2—3 тыс. долл.
Помимо налоговых льгот, для офшорных компаний обычно существуют валютные, таможенные, регистрационные льготы, а также льготы по отчетности, способам управления и режим конфиденциальности.
Все это вместе взятое делает офшорные компании весьма удобным средством минимизации налогов, а также безопасного хранения капиталов. Поэтому в мире насчитывается не менее 1,5 млн. офшорных компаний, прежде всего в Карибском бассейне и Западной Европе, хотя последнюю все больше теснят офшорные центры Азиатско-Тихоокеанского региона. Всего же в мире насчитывается почти сто офшорных центров, хотя точно их число оценить сложно, так как во многих случаях они обладают неполным набором традиционных черт офшоров.
Офшорные центры пользуются популярностью среди самых различных инвесторов из всех стран мира, но прежде всего принадлежащих к двум категориям.
Во-первых это корпорации, имеющие хозяйственные интересы одновременно в нескольких странах мира, прежде всего ТНК. Именно они являются самыми влиятельными и состоятельными клиентами всех офшорных центров содержат там свои холдинги, инвестиционные компании, банки, страховые и другие компании. Помимо ТНК это могут быть и другие интернационально ориентированные фирмы, например российская Государственная инвестиционная корпорация Созданная Указом Президента в 1993 г с целью привлечения российских и иностранных частных инвестиций к крупным инвестиционным проектам в России, Госинкор обладает обширными собственными активами, часть из которых использована для создания на Багамских о-вах страховой компании, гарантирующей своим иностранным клиентам сохранность их инвестиций в России Размещение подобных компаний за рубежом не только снижает уровень их налогообложения, но и усиливает их интернациональную ориентацию
Во-вторых, это капитал, ищущий не только (иногда не столько) льготного фискального режима, но и большей надежности, чем у себя на родине. Это капиталы, чьи владельцы вывозят их прежде всего из-за политической, социальной и экономической нестабильности своих стран, из-за неприятия политического, социального, экономического и фискального климата на своей родине, желающие создать “запасную площадку” или же просто отмыть свои незаконно заработанные средства Вероятно, они образуют основную часть российских офшорных компаний Часть владельцев этих капиталов вообще оседает на жительство в офшорных центрах, если их устраивает там качество жизни, климат и местоположение. С этой точки зрения особенно популярны у российских инвесторов Кипр, Калифорния, Багамы. Вслед за этим типом инвесторов в офшорные центры приходят и банки из их стран: Инкомбанк, Внешторгбанк, АвтоВАЗбанк, Агропромстройбанк, НГС-банк Пермкомбанк на Кипре, ОНЭКСИМбанк в Швейцарии и Альфа-банк на Багамах открыли свои дочерние банки, ориентированные на российских клиентов
Для многих “гаваней” и “центров” характерен свой набор форм хозяйственной деятельности, вызванный тем, что иностранные инвесторы открывают здесь фирмы не столько для добычи сырья и производства товаров, сколько для коммерческой, финансовой, управленческой и страховой деятельности, или просто для безопасности капитала
Холдинговые компании создаются с целью контролировать другие торговые и производственные компании черезвладение их акциями, финансировать их и аккумулировать их проценты, дивиденды и роялти. Выгодность размещения холдинговой компании в налоговой гавани или офшорном центре состоит в том, что учредители холдинга избегают высокого налогообложения в своей стране через перевод своих активов в налоговую гавань, используя последнюю как “перевалочный пункт” для последующего перевода активов в другие страны (через займы и т. д.). Наибольшее число подобных холдингов размещено в Лихтенштейне (около 20 тыс.), Швейцарии (примерно 10 тыс.) и Люксембурге (около 2 тыс.). Есть некоторые льготы для холдингов и в Нидерландах — здесь не облагаются налогом дивиденды, получаемые местной компанией от участия в капитале других компаний.
Инвестиционные компании создаются в офшорных центрах и налоговых гаванях обычно в виде фондов и трастов, активы которых состоят из ценных бумаг, другой собственности и наличности. На основе этих активов они могут выпускать и собственные акции. Инвестиционные компании в форме фондов обычно управляются специально созданными для этого на месте дочерними компаниями (учредителями этих компаний являются учредители фондов). Статус фонда требует наличия доверенного лица (им может быть и местный банк) и финансового советника (обычно это брокерская фирма или коммерческий банк из какого-либо крупного международного финансового центра).
Выгодность создания инвестиционных компаний в офшорных центрах состоит прежде всего в том, что в большинстве этих точек нет налога на доходы от прироста капитала, который снижает доходность финансовых операций. Наилучшими местами для инвестиционных компаний в виде фондов считаются Багамы, Каймановы о-ва, Нидерландские Антиллы, Нормандские о-ва (Гернси, Джерси, Олдерни) и о. Мэн, в определенной мере — Люксембург и Лихтенштейн. Создаются они обычно профессиональными финансовыми организациями и лицами (банками, брокерами, трастовыми группами) или просто частными инвесторами для себя.
Банки учреждаются в офшорных центрах и налоговых гаванях прежде всего для открытия и ведения банковских счетов. Для вкладчиков из стран с высокими налогами и жестким валютным контролем, а также для осуществления операций на рынке евровалют. Поэтому много подобных банков зарегистрировано в главных центрах евро-валютного рынка — Люксембурге (центр выпуска еврооблигаций, здесь отсутствуют требования к банковским резервам и действует либеральное законодательство в отношении холдинговых компаний, что позволяет эффективно сочетать деятельность банков с деятельностью холдингов), Швейцарии и Лихтенштейне (отсутствует валютный контроль, высокая репутация как финансовых центров) а также в Сингапуре, Гонконге, Бахрейне, на Каймановых и Багамских о-вах с их специальными льготами для офшорных банков. Российские банки есть на Кипре и Багамах. Насчитывается около 6 тыс. офшорных банков, через которые проходит, по некоторым оценкам, до половины международного движения капитала.