Смекни!
smekni.com

Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине (стр. 9 из 14)

Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и, учитывая характер регули­руемых отношений, может избирать тот или иной способ пра­вового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Видный российский юрист С.С. Алексеев, рассматривая ме­тоды правового регулирования в качестве реальных юридичес­ких явлений, обретающих свою жизнь в рамках отраслей права, указывал на некоторые первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом ста­тусе субъектов, в их исходных юридических позициях. Это:

· централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху донизу осу­ществляется на властно-императивных началах; юридическая энергия поступает на данный участок правовой действительно­сти только сверху, от государственных органов, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями су­бординации, прямого подчинения;

· децентрализованное, диспозитивное регулирование (ме­тод координации), при котором правовое регулирование опре­деляется также снизу, на его ход и процесс влияет активность участников регулируемых общественных отношений; их право­мерные действия здесь тоже являются индивидуальным, авто­номным источником юридической энергии, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координа­ции, приданием конститутивного юридического значения их правомерному поведению.

В отраслях права первичные методы находят свое отражение в различных комбинациях, вариантах друг с другом в зависимо­сти от характера отношений. Наиболее ярко первичные методы выражаются в административном праве (метод субординации) и в гражданском праве (метод координации). Все зависит от того, какой интерес преследует отрасль права: публичный или част­ный. Если публичный интерес — то централизованное регулиро­вание, если частный — то децентрализованное.

Каждый отраслевой метод выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений — пред­метом правового регулирования.

При помощи способов правового регулирования образует­ся стержень (основа) отрасли права.

С.С. Алексеев различает три основных способа правового регулирования:

· дозволение — предоставление лицам права на свои соб­ственные активные действия;

· запрещение — возложение на лиц обязанности воздер­живаться от совершения действий определенного рода;

· позитивное обязывание — возложение на лиц обязанно­сти к активному поведению (что-то сделать, передать, упла­тить и т.д.).

В тех отраслевых методах, где преобладает публичный инте­рес, доминирующее положение занимают такие способы, как позитивное обязывание и запрещение. И наоборот, в отрасле­вых методах с приоритетом частного интереса преобладает спо­соб дозволения.

В состав отношений несостоятельности входят имуществен­ные отношения. В связи с чем напрашивается вопрос о распро­странении на такие отношения метода гражданского права. И здесь существенно выделить все важные признаки метода граж­данского права.

Прежде всего, гражданское право закрепляет экономичес­кую независимость и самостоятельность субъектов гражданских правоотношений. Она выражается в признании за организация­ми и гражданами равного положения во взаимоотношениях, в наличии между ними как участниками гражданского оборота отношений юридического равенства и отсутствия между ними отношений власти и подчинения (вне экономического неравенства). Основой для такого равноправия служит то, что субъекты гражданско-правовых отношений имеют право исклю­чительно по своей воле распоряжаться имуществом, которое находится в их собственности, в полном хозяйственном веде­нии или оперативном управлении.

Другой важной чертой метода гражданского права является диспозитивность, т.е. предоставление сторонам права определять характер взаимоотношений полностью или в известной степени по собственному усмотрению. При этом регулирование граж­данских прав и обязанностей осуществляется субъектом граж­данского права в определенных пределах по своей воле.

В гражданском праве используются все общеправовые спо­собы регулирования — дозволения, запреты, предписания, обязывания. Однако они избираются в особых сочетаниях, подчиненных одному из важнейших начал — дозволительное гражданского права и частному интересу.

Наряду с имущественными в состав отношений несостоя­тельности входят организационные отношения, где участвуют субъекты, с которыми главные действующие лица — кредитор и должник — не связаны договорными отношениями. Означает ли это, что здесь действует метод административного права?

Административно-правовой метод регулирования проявля­ется в юридическом неравенстве участников правоотношений, прямой организационной подчиненности одного другому, в возложении на подчиненного юридических обязанностей осу­ществлять или не осуществлять те или иные действия при усло­вии, если это предусмотрено приказом, а также в дозволении осуществлять те или иные действия на свой лад.

Подвластность как одна из черт метода административного права характеризуется односторонним волеизъявлением, в од­носторонности и юридической обязательности предписаний субъекта управления.

С помощью метода правового регулирования администра­тивного права достигается следующее поведение участников:

· установление определенного порядка действий — предпи­сание (обязывание) к действиям по соответствующим условиям и надлежащим образом, согласно административно-правовой норме;

· запрещение определенных действий под страхом приме­нения соответствующих юридических способов воздействия;

· предоставление возможности выбора одного из вариан­тов надлежащего поведения, предусмотренных административ­но-правовой нормой;

· предоставление возможности действовать (или не дей­ствовать) по своему желанию, то есть совершать или не совер­шать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Однако действия субъектов административного права под­чинены публичному интересу, и именно последний определяет их поведение.

В.В. Джунь справедливо писал, что вопросы согласования воли сторон обусловлены проблемой сбалансирования интере­сов кредиторов и неплатежеспособного должника в пределах производства по делу о банкротстве последнего. В свою оче­редь, указанная проблема является проявлением более широ­кой проблематики метода регулирования правового института неплатежеспособности. При этом В.В. Джунь делает вывод, что содержательные признаки инструментария института неплате­жеспособности определяют метод регулирования отношений между неплатежеспособным должником и его кредиторами, а соответственно, и подчеркивают правовую природу этого ин­ститута или его отраслевую принадлежность.

Однако, характеризуя отношения несостоятельности меж­ду кредиторами и должником, В.В. Джунь выпускает из вида другие отношения, возникающие по вертикали: с комитетом кредиторов, арбитражным управляющим, инвестором, госор­ганом по вопросам банкротства, хозяйственным судом, то есть другими участниками института несостоятельности. Какой ме­тод правового регулирования будет использоваться здесь? Ведь отношения между кредиторами и должником, а также и други­ми участниками составляют одно неразрывное звено. Только исходя из фрагментарной оценки горизонтальных отношений (между кредиторами и должником), В.В. Джунь приходит к вы­воду, что инструментарий института несостоятельности тради­ционно соединял цивилистические методы и элементы императивного обязывания. По методологии влияния на субъектов правоотношений В.В. Джунь считает, что институт несосто­ятельности следует рассматривать как подотрасль хозяйствен­ного права. Почему подотрасль права и почему хозяйственного права, В.В. Джунь не обосновал. Приведенный аргумент в виде цивилистического метода и элементы импера­тивного обязывания присущи любой отрасли права, в том чис­ле гражданского, административного, трудового, финансового и т.д.

Для более ясной картины необходимо охарактеризовать особенность метода хозяйственного права.

В.В. Лаптев выделил три метода правового регулирования, которые использует хозяйственное право. Это метод обязатель­ных предписаний, метод автономных решений и метод реко­мендаций. Ведущее место среди этих методов занимает метод обязательных предписаний, обеспечивающий проведение в жизнь централизованного начала в руководстве экономикой. Использование в одной отрасли права нескольких методов ре­гулирования дает возможность активно воздействовать на орга­низацию общественных отношений.

И. Г. Побирченко, также как и В.В. Лаптев, указывал на используемые хозяйственным правом три метода правового регулирования. При этом он подчеркивал, что в хозяйственных отношениях безусловное равенство субъектов необязательно. Несмотря на субординационное структурное построение, связь между субъектами хозяйственных отношений может не носить характер подчинения.

Регулирование хозяйственных отношений несколькими свя­занными между собой методами — это естественный процесс, так как классических методов как в гражданском (равенство сторон) и административном праве (власть и подчинение) не имеет ни одна отрасль права.