В первом бюджетном году (1926–1927) на восстановление флота было выделено 64 млн. руб. В последующие годы финансирование военного кораблестроения и ремонта судов непрерывно возрастало.
В результате восстановительных работ был введен в строй Черноморского флота крейсер «Коминтерн» (бывший «Память Меркурия»), достроены крейсера «Адмирал Лазарев» (новое название «Червона Украина»), «Адмирал Нахимов» («Красный Кавказ») и «Светлана» («Профинтерн»), «Красный Крым»), заложенные еще в 1913 году. Все эти корабли пополнили Черноморский флот.
Крейсер «Красный Кавказ» существенно отличался от других крейсеров, прежде всего артиллерией. На нем вместо пятнадцати 130–мм пушек были установлены четыре новых 180–мм дальнобойных орудия, созданные в советский период.
Три линейных корабля «Марат» (бывший «Петропавловск»), «Октябрьская революция» (бывший «Гангут») и «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь») прошли основательную модернизацию. Их энергетические установки полностью переведены на нефтяное отопление. Усилены зенитная артиллерия и броневая защита. Улучшена противоминная система. Установлены новые приборы управления стрельбой. Обновлены штурманская техника, средства связи и наблюдения.
После капитального ремонта и модернизации в 1916–1928 гг. в состав Балтийского флота вошло 10, в состав Черноморского – 3 эсминца типа «Новик».
Создание большого флота потребовало проведения ряда организационных мероприятий по улучшению руководства флотом и судостроительной промышленностью. В декабре 1937 г. был образован Народный комиссариат Военно–Морского Флота, а в январе 1939 г. – Народный комиссариат судостроительной промышленности.
Начали формироваться пять основных групп судостроительных заводов и верфей: ленинградская, южная, дальневосточная, северная и центральная (речная). Из них первые две выпускали до двух третей всей судостроительной продукции.
3. Надводный советский флот
3.1. Линейные корабли
Первый новый линейный корабль «Советский Союз» проекта 23 был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе 15 июля 1938 г. Главный конструктор корабля – Б.Г. Чиликин. Его консультировали видные ученые флота: А.Н. Крылов, Ю.А. Шиманский, П.Ф. Папкович, В.Г. Власов.
За головным кораблем в течение двух лет последовала закладка еще трех линкоров: «Советская Украина» в Николаеве, «Советская Россия» и «Советская Белоруссия» в Молотовске (с 1957 г. – Северодвинск). Считалось, что отечественные линкоры будут самыми большими в мире военными кораблями. Их стандартное водоизмещение равнялось 59150 т, длина составляла 260 м, ширина – 38 м, осадка – 9,27 м. При номинальной мощности главных машин 201 тыс. л.с. линкор мог развивать скорость до 28 уз. Артиллерия главного калибра включала девять 406–мм орудий в трех башнях. Толщина главного броневого пояса достигала 402 мм. Строительство заложенных линкоров шло медленно. Плановые сроки продвижения технической готовности срывались в основном из–за задержек с поставками материалов, оборудования. К концу 1940 г. готовность «Советского Союза» составила 19,44%, «Советской Украины» – всего 7%.
В ноябре 1939 г. были заложены тяжелые крейсера «Кронштадт» (Ленинград) и «Севастополь» (Николаев) проекта 69. Их водоизмещение было порядка 35000 т. Артиллерия главного калибра состояла из девяти 305–мм орудий в трехорудийных башнях. Полная скорость –32 уз. К началу войны готовность крейсеров достигала 12%.
19 октября 1940 г. руководство страны приняло решение прекратить закладку линейных кораблей и тяжелых крейсеров, а один из строящихся линейных кораблей разобрать. Было предписано сосредоточить усилия промышленности на строительстве малых и средних боевых кораблей и на достройке крупных кораблей с большой степенью готовности. В целом кораблестроение вновь было переориентировано на постройку подводных лодок и легких надводных кораблей. Тем не менее, строительство ранее заложенных кораблей различных классов продолжалось.
3.2. Лёгкие и тяжёлые крейсера
В сентябре 1938 г. вступил в строй головной легкий крейсер «Киров» проекта 26, заложенный в Ленинграде в октябре 1935 г. Главный конструктор корабля – А.И. Маслов. Через два года Балтийский флот пополнился еще одним легким крейсером – «Максимом Горьким» проекта 26–бис, а в составе Черноморского флота перед самым началом Великой Отечественной войны появились крейсера «Ворошилов» и «Молотов». Все эти четыре крейсера приняли активное участие в войне, получали боевые повреждения, но остались в строю. В Комсомольске–на–Амуре строились легкие крейсера «Калинин» и «Лазарь Каганович» проекта 26–бис. Они вступили в состав Тихоокеанского флота уже в годы войны.
Следующим этапом советского крейсеростроения стали проектирование и закладка легких крейсеров проекта 68. Семь крейсеров этого проекта были заложены в Ленинграде и Николаеве в 1939–1940 гг. До начала войны 5 из них успели спустить на воду.
Головной крейсер «Чапаев» к началу войны имел готовность 35%. В строй он войдет в 1950 г. по откорректированному, с учетом опыта войны, проекту 68К (главный конструктор Н.А. Киселев). Большая серия крейсеров строилась по проекту 68–бис (главный конструктор А.С. Савичев). Головной корабль крейсер «Свердлов» принят в состав Балтийского флота в 1952 г.
Разработка проекта тяжелого крейсера для советского флота началась в середине 30–х годов. В 1934–1935 годах в сотрудничестве с итальянской фирмой "Ансальдо" были выполнены предэскизные проекты тяжелых крейсеров водоизмещением от 15500 до 19500 т, с артиллерией главного калибра от 240 до 280 мм. В последующие два года советские конструкторы разработали несколько эскизных проектов тяжелых крейсеров (проекты 22, 25, 64). По ряду причин работу над ними прекратили. В строительство же пошел тяжелый крейсер проекта 69, разработанный коллективом ЦКБ–17.
Десятилетней программой (1937 – 1946 гг.) строительства "Большого океанского флота" предусматривалось ввести в строй 16 тяжелых крейсеров. В марте 1939 года заводам были выданы наряды на строительство. 30 ноября 1939 года в 18 часов на стапеле завода № 194 состоялась официальная закладка головного крейсера "Кронштадт", получившего заводской строительный № 550. Главным строителем его был С.М. Турунов. Несколько раньше, 5 ноября, на заводе № 200 был заложен "Севастополь" (заводской № 1089).
Тяжелый крейсер проекта 69 по водоизмещению, вооружению и боевому предназначению можно было отнести к классу линейных кораблей.
Орудия главного 305-мм калибра предполагалось разместить в трехорудийных башнях в диаметральной плоскости: две – в носу, одна – в корме. Вторая башня, согласно проекту, имела превышение линии огня в 1000 мм над крышей первой башни. Скорострельность – 3 выстр./мин. Противоминный 130-мм калибр, впоследствии измененный на 152-мм, размещался в 4 двухорудийных башнях, по две на каждый борт. Аналогично размещались восемь 100-мм пушек. Зенитное вооружение ближнего боя состояло из 7 четырехствольных 37-мм пушек.
Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) тяжелого крейсера был аналогичен ГТЗА линкоров типа "Советский Союз". 12 котлов (вместо шести на легких крейсерах) повышали живучесть котельной установки и обеспечивали большую маневренность в эксплуатации. На экономическом ходу должны были работать два котла, на крейсерской скорости – четыре, а на полном ходу – все 12 котлов. Четыре турбогенератора мощностью 1200 кВт каждый обеспечивали корабль электроэнергией. Имелось столько же дизель-генераторов по 650 кВт. Средства радиосвязи тяжелого крейсера состояли (из радиостанций «Ураган-М», приемников «Гроза», «Пурга» и «Вихрь». Впервые проектом оговаривалось оснащение его радиоаппаратурой быстродействия, уже испытанной к тому времени в корабельных условиях. Между двумя дымовыми трубами размещались два гидросамолета КОР-2 с катапультой.
Плановый срок сдачи «Кронштадта» флоту указывался на 1943 г. Однако начало войны помешала строительству. Десятого июля 1941 года Государственный Комитет Обороны прекратил работы по строительству тяжелых кораблей. К этому моменту крейсера были готовы на 12%. Во время войны броня "Кронштадта", как и других недостроенных в Ленинграде кораблей, использовалась для строительства дотов. "Севастополь", захваченный немцами в Николаеве, был ими частично разобран, и металл вывезен в Германию. После окончания войны достройка тяжелых крейсеров так и не возобновлялась.
3.3. Лидеры и эсминцы
В 1932–1935 гг. конструкторской группой В.А. Никитина спроектирован и новый эсминец типа «Гневный» проекта 7, пришедший на смену «новикам». При проектировании этого корабля частично заимствован итальянский опыт, что стало возможным благодаря деловым контактам советских конструкторов с фирмой «Ансальдо». Эсминец «Мистрале», спроектированный этой фирмой, стал ближайшим прототипом «семерки».
Головной эсминец «Гневный» был заложен в Ленинграде 27 ноября 1935 г., а флоту сдан в конце октября 1938 г. Эсминцы этого типа пошли в серийное производство.
К сожалению, эсминец, не имел активных гидролокационных средств обнаружения погруженных подводных лодок. Слабым было и зенитное вооружение.
Высокая оценка мореходных качеств «семерок» и прочности их корпусов, данная Госкомиссией в ходе приемо–сдаточных испытаний «Гневного» и серийных кораблей, не вполне подтвердилась опытом дальнейшей эксплуатации. На Северном флоте в штормовую погоду имел место случай перелома полубака у эсминца «Громкий» а эсминец «Сокрушительный» затонул в результате отрыва кормы на штормовой волне и затопления помещений. Старые русские «новики» более уверенно плавали в условиях плохой погоды.
Еще во время постройки «Гневного» в британском флоте в 1937 г. произошло событие, повлиявшее на ход строительства «семерок». Столкнувшись с миной у берегов Испании, подорвался и потерял ход английский эсминец «Хантер». Его энергетическая установка размещалась по линейному принципу, как и на «Гневном». Критика проекта 7 получила резонанс, дошла до высшего руководства страны, родила волну репрессий в отношении видных и талантливых кораблестроителей флота. Репрессиям подверглись в первую очередь проектировщики корабля. В спешном порядке под руководством главного конструктора О.Ф. Якоба был разработан улучшенный проект корабля – 7У.