Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона (116—27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234—149 гг. до н.э.), Калумеллы (I в. н.э.), Сенеки (4—65 гг. н.э.), Лукреция Кара (99—55 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь еще обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение рабовладельчества. Так, Марк Порций Катон в трактатах "О земледелии" и "Системе уроков" утверждает, что рабы должны трудиться постоянно — ив дождь, и по праздникам, и дает рекомендации по нормированию их труда, а также по сезонным нормам натурального довольствия. Марк Теренций Варрон — сторонник мягкого принуждения к труду (его работа "Сельское хозяйство"), а Юний Модерат Калумелла (его работа "О сельском хозяйстве") признавал правильными все методы принуждения негодных работников, т.е. ставит проблему качества труда. Он признавал ограниченные возможности рабского труда. Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство.
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.).
Ученые-схоласты (преподаватели университетов) рассматривали экономические проблемы в рамках учения о справедливости с позиций Священного Писания. Позднее идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности (равенства) обмена товаров, идея частного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства.
Мыслители | Основные положения | |
Древний Китай | Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Мен-Цзы (372-289 гг. до н.э.) Сюнь-Цзы (III в. до н.э.) | 1. Разделение «умственного» и «физического труда». 2. Выделение «высших» и «низших» слоев общества. 3. Идеи общего равенства и освобождения от рабства. 4. Право частной собственности на землю. |
Древняя Индия | «Законы Ману» (IV-III в. до н.э.) Трактат «Артхашастра» | 1. Общественное разделение труда. Выделение «высших» и «низших» слоев общества. |
Древняя Греция | Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) Платон (427-347 гг. до н.э.) Аристотель (384-322 гг. до н.э.) | 1. Основа оценки блага - его полезность. 2. Соизмерение благ основывается не на труде, а на полезности. 3. Эквивалентность обмена. 4. Введение термина «экономия». |
Древний Рим | Марк Порций Катон старший (234-149 гг. до н.э.) Марк Теренций Варрон(116-27 гг. до н.э.) Лукреций Кар(99-55 гг. до н.э.) Калумелла (I в. до н.э.) Сенека (4-65 гг. до н.э.) | 1. Разделение труда: патриции, плебеи 2. Источник богатства – торговля и ростовщичество 3. «Трактат о земледелии» |
Христианство | Апостол Павел (I в. до н.э.) Фома Аквинский (1225-1274) | 1. Источник богатства – труд. 2. Социальная справедливость. |
Считается, что термин экономика изобрел еще в VI в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: "ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем.
В современных условиях термин "экономика" имеет следующие значения:
1)народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельскогохозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);
2)исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);
3)научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).
Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
3. Возникновение и развитие экономической теории как науки
Но все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представляли собой систематизированное учение об экономике.
Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма, с которым связывают возникновение политической экономии.
Меркантилизм
Основные представители:
Т.Ман (1571— 1641), A.M. де Ваттевиль (1575-1622),
Бернардо Даванцати (1529-1606), Антонио Серра, Жан Боден (1530-1596), Томас Ман (1571-1641), Дадли Норс (1641-1691). Г.Скаруффи (1519-1584), Д.Норс (1641-1691), Д.Юм (1711-1776).
предмет исследований - богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами. Практическая функция этого учения сводилась к развитию товарно-денежных отношений, привлечению в страну золота и серебра в связи с возрастающей потребностью в деньгах. Главный практический вывод из этого учения - необходимость воздействия на экономическую политику государства, которое играет важнейшую роль в экономике.
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатств (и в этом заслуга, ибо они первыми заговорили об этом). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.
Основная задача – поиск средств обогащения нации.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего меркантилизма (монетаризма) лежала система денежного баланса, увеличение денежного богатства чисто законодательным путем, в частности основывалось на запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег.
В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом (продавать больше, а покупать меньше).
Политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.
Особую популярность среди меркантилистов имели Т.Ман и А.Монкретьен де Ваттевиль.
Т.Ман — английский экономист, став купцом и нажив солидное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства". Т.Ман главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.
Антуан Монкретьен де Ваттевиль — простолюдин, его отец был аптекарем. Обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Первая часть этого термина произошла от греческого слова "политейя" (дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства в целом, а не отдельного рабовладельческого или городского хозяйства, как у Аристотеля).
Литература меркантилизма носила главным образом эмпирический, практический характер. В то время в экономической науке позитивный подход вытеснил нормативный.
Особое место в развитии экономической теории занимают Уильям Петти (1623—1686) в Англии и Пьер Буагильбер (1646—1714) во Франции. Их учение является переходным мостиком от меркантилистов к классической политической экономии.
Работы У.Петти — "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665), "Политическая арифметика" (1646), "Кое-что о деньгах" (1682).
У. Петти по образованию врач.
Заслуга У. Петти состоит в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю.