Смекни!
smekni.com

Давид Рикардо Начало политэкономии и налогообложения (стр. 10 из 10)

Именно на это ошибочное утверждение Смита опираются апологеты землевладельцев. От Мальтуса до Булгакова вклю­чительно все они стараются доказать, что рента — это дар природы. Возражая им, Рикардо утверждает, что защищать с помощью хлебных законов право на «прибавочный продукт, который земля даёт в форме ренты», это всё равно, что стре­миться к тому, «чтобы с каждым годом вновь сооружённые ма­шины были менее производительны, чем старые». Тогда «всем владельцам более производительных машин платилась бы рен­та»,— замечает иронически Рикардо.

Если абстрагироваться от путаницы, связанной с неправиль­ным представлением Рикардо, что человечество обязатель­но идёт в обработке земли от лучших земель к худшим, и помнить твёрдую позицию Рикардо в вопросе о единстве теории стоимости и теории ренты, то смысл этой иронии Рикардо ясен:

защитник технического прогресса и международного разделе­ния труда обрушивается на лендлордов, для которых техни­ческий прогресс дело второстепенное, а право на ренту — основное и самое важное.

Каковы бы ни были ошибки Рикардо в вопросах теории ренты и теории денег , в основе их всё же лежит концепция трудовой стоимости; его ошибки в этих вопросах являются, следовательно, в отличие от «теорий» современной буржуаз­ной политической экономии отклонением от правильной уста­новки, а не результатом порочной исходной позиции.

Классовое лицо Рикардо определяется именно его отожде­ствлением технического прогресса с укреплением классового господства промышленной буржуазии и страстной борьбой против тех, кто задерживает этот прогресс,— собственников земли. Как указывает Маркс, Рикардо, развивая теорию ренты Андерсона, делает и «теоретический и практический шаг вперед». Первый состоит в определении «стоимости товара и т. д.» и в проникновении в «природу землевладения», а второй — в аргументах «против необходимости частной земель­ной собственности на основе буржуазного производства и затем против всяких государственных мероприятий, вроде хлебных пошлин, способствовавших увеличению этой частной земель­ной собственности» .

Именно это единство теоретических и практических выво­дов характерно для Рикардо, идеолога промышленного разви­тия Англии и промышленной буржуазии, поскольку она вы­ражала это развитие в период его жизни и деятельности.

Научные завоевания Рикардо, всё то, что труд его содер­жал в себе смелого и нового, были полностью использованы Марксом. Как говорит В. И. Ленин в статье «Три источника и три составных части марксизма», «классическая политическая экономия до Маркса сложилась в Англии — самой развитой капиталистической стране. Адам Смит и Давид Рикардо, ис­следуя экономический строй, положили начало трудовой тео­рии стоимости. Маркс продолжал их дело». Ряд буржуазных политэкономов упрекает Маркса в том, что он заимствовал у Рикардо трудовую теорию стоимости. «Физиология буржуазной системы» была показана Рикардо с точки зрения буржуазии, чья победа над феодализмом дала мощный толчок развитию производительных сил.