Введение:
Для нормального функционирования демократического государства необходимо наличие эффективного местного самоуправления. Европейская Хартия о местном самоуправлении трактует, «что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя».[1] Оно признано и гарантировано Основным Законом нашего государства.
Местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, формирует мобильную систему управления, достаточно приспособленную к местным территориальным или этническим особенностям, способствует процессу развития гражданских инициатив.
Исторические этапы развития местного самоуправления в России отличается неравномерность, в периоды политики децентрализации власти компетенция и полномочия муниципальной власти расширялись, в периоды централизации государственная власть уменьшала достоинства и ограничивала полномочия местных властей.
Очередной этап реформы местного самоуправления в нашей стране начался в 90-х годах.
В данной работе предлагается рассмотреть одну из функций местного самоуправления, которая вытекает из законодательно определенных полномочий органов местного самоуправления. В настоящее время органам местного самоуправления предоставлен довольно большой объем полномочий в различных областях.
Охрана общественного порядка и соблюдение законности на местах – одна из функций органов местного самоуправления.
В обществе, основанном на демократических началах, законы должны быть, доступны и понятны всем. Общество может успешно развиваться лишь на основе четких законов, обязательных для исполнения всеми. Законы, выражая волю народа, надежно оберегают интересы государства, охраняя права граждан. Но в обществе есть люди, которые нарушают правопорядок. Общество ограждает себя от их вредных и опасных действий.
В борьбе с правонарушениями немаловажным является их профилактика. Большая роль в укреплении законности и правопорядка принадлежит правоохранительным органам, в том числе и органам правосудия.
Преступления и правонарушения вызывают возмущение у людей. Борьба с преступностью и причинами, порождающими ее, ведется в интересах государства и общества в целом.
В данной работе автор стремится показать, насколько необходима в нашем обществе тема охраны общественного порядка, как глубоко эта тема затрагивает нашу повседневную жизнь и спокойствие всех членов этого общества. Если процесс становления местного управления в РФ необратим то привлечение дополнительных ресурсов для решения данной проблемы, то есть возможности органов местного самоуправления просто необходимы.
1. Исторические этапы развития компетенции и полномочий местной власти.
Одним из важнейших вопросов в процессе становления местного самоуправления всегда был и остается на сегодняшний день вопрос компетенции органов местного самоуправления выборных и представительных. Если рассмотреть исторические этапы развития, то формы осуществления местного самоуправления в конце XV – века были поставлены в зависимость от политики центральной власти.
Период формирования Московского государства внес свои коррективы в соотношение представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Выборные старосты, целовальники, сотские, городовые приказчики имели уже более значительный объем полномочий, чем представительные органы. Непосредственная форма осуществления местного самоуправления (вече) в этот период фактически была ликвидирована. Поэтому компетенция более четко прослеживается через выборные исполнительные органы. В целом в компетенции органов местного самоуправления находились вопросы постройки и ремонта общественных зданий, содержание в чистоте улиц, организация ночных караулов, сбор городских податей.
За всем этим осуществлялся пристальный надзор со стороны Земского Двора или Приказа. Наиболее полно выражена компетенция местного самоуправления через полномочия и предметы ведения выборных должностных лиц: городовых приказчиков, старост, сотских, десятских, целовальников, дворских.
Например, городовой приказчик избирался всеми жителями данной области и выступал охранителем прав народа, он смотрел:
- чтобы воеводские люди не притесняли жителей при нарядах к городовым и другим казенным работам;
- чтобы торговля производилась на узаконенных местах;
- чтобы в сборе податей и отправлении повинностей соблюдался порядок общинной раскладки;
- к ним городские старосты сотские и десятские должны были представлять всех пришлых и подозрительных людей, которые окажутся в той или другой городской общине и др.
По свидетельству Судебника, наместничьи люди не могли никого взять под стражу или заковать в цепи не до суда, не после суда, не заявив этого городовому приказчику и его товарищам. В противном случае виновные освобождали взятого из-под стражи и платили за бесчестье в зависимости от звания обиженного.[2] «В городах были выборные обществами старосты торговые, старосты таможенные, кабацкие старосты, которые наблюдали за продажей вина, если общество торговало им самостоятельно, и старосты при суде как знатоки местных обычаев и как защитники интересов местных обществах, они должны были «в суде сидети и правды стеречи», т. е. наблюдать за правильностью судопроизводствами наместников и волостей».[3]
Расширяя объем компетенции местного самоуправления, центральное правительство тем самым искало реальную опору государства среди народа.
«Соборное Уложение 1649 года ограничивает компетенцию местного самоуправления, отменяя участие представителей общества в судебных делах. В 1667 году компетенция купеческих общин, являвшихся ячейками производственного самоуправления, была несколько расширена. Ново- торговый Устав от 1667 года предоставил русским торговцам почти полное самоуправление в торговых делах через своих выборных должностных лиц без участия приказной администрации. В Уставе указывается: «По всем городам в торговых делах суд и управу чинить выборным таможенным головам, а воеводам в те дела не вступаться».[4]
Екатериной 11, была проведено достаточно глубокая реформа, которая не усовершенствовала бывшие местные учреждения, а на их место поставила совершенно новые, которые провозгласили принципы всесословности и самостоятельности. Другими словами провозгласила принципы истинного самоуправления. Были приняты в 1785 г. Жалованная грамота городам и Городовое положение, которые не нашли применения на практике так, как реформа была произведена сверху. Во времена правления Павла 1 было отменено самоуправление и заменено бюрократическим управлением территориями. Императором Александром 1 действие «Екатериновских» правовых норм восстанавливается.
Территориальную основу городского самоуправления составляли города и посады. В 1870 году городское самоуправление было введено в 46 губернских и областных городах. Правительство таким образом проводила эксперимент в котором местное самоуправление занимало незначительное место в системе городов России.
Городовое Положение 1870 г., а затем Городовое Положение 1892 года фактически перечеркнули существенные нормы о реальности городского самоуправления. Они преследовали цель свертывания демократических начал в местном самоуправлении. К тому же были закреплены нормы дискриминации граждан. Статус граждан определялся в зависимости от экономического их состояния, принадлежности к виду религии и национальности. Вопросы компетенции городского самоуправления решались в городовых Положениях по разному. В Городовом Положении 1785 года она складывалась из совокупности компетенций физических и юридических лиц. И те и другие имели право на создание и развитие производств и промыслов, гостиных дворов, торговых предприятий, ремесел, а так же на выборы общей Городской Думы. При этом компетенция определялась наличием собственности.
Компетенция Городской Думы носила координационно-контрольный характер. Дума координировала все процессы, происходившие в городе, и осуществляла контроль за выполнением законов центральной власти.
Компетенция ремесленных управ и цехов имела внутреннее разделение. Так, собрания и сходы ремесленных мастеров избирали своих представителей в общую Городскую Думу, а также ежегодно избирали из своей среды Управного Старшину и двух Старшинских товарищей, заслушивали отчеты ремесленных мастеров о качестве выполненных работ, определяли сроки выполняемых работ, утверждали бюджет, рассматривали наиболее существенные жалобы, поданные Управному Старшине и его товарищам, устанавливали взыскания за прогулы ремесленников и др.[5]
Объем компетенции собрания, схода, как органа непосредственной демократии в рамках отдельно взятых производств был довольно-таки обширным. Здесь решались ключевые задачи жизни и деятельности коллектива, от экономических до морально-поведенческих.
Компетенция гильдий выражена в общей форме в Городовом Поло- жении. Каждая гильдия равно как и другие группы граждан в соответствии со статьями 158 – 165 Положения обладали правом выдвижения своих гласных в общую Городскую Думу.
Компетенция Городской Думы ограничивалась чисто хозяйственными вопросами и заботами о нуждах и безопасности населения. На Городскую Думу возлагался также контроль за выполнением Городового Положения и других законов центральной власти.
Таким образом, компетенция городского самоуправления на протяжении целого столетия имела тенденцию к изменению, переходила из состояния реальных вещей в состояние абстрактных составляющих ее элементов, оторванных от материальной основы. При этом следует заметить, что чем больший промежуток времени отделяет наше общество от древнего русского периода, тем все меньше и меньше остается шансов для сохранения самоуправления, не говоря уже о его компетенции.