Смекни!
smekni.com

Аргументация в совещательной речи (стр. 10 из 12)

Те, кто больше, должны помочь тем, кто меньше.

Дети слабее взрослых и более уязвимы по отношению к инфекции.

Следовательно, взрослые должны помочь детям.

В «Слове об осуждении еретиков» Иосифа Волоцкого использован вариант аргумента к сравнению – большее должно подвергаться тому же, чему подвергается меньшее. Призывая бороться с еретиками, он ссылается на распоряжения святых отцов. Однако святые отцы говорили об убийцах и прелюбодеях – а значит, еретикам тем более надо мстить, раз уж с убийцами и прелюбодеями (которые все же не являются вероотступниками) велено бороться:

Если же кто-нибудь скажет, что святые отцы и преподобные отцы велели, чтобы цари, князья и владыки отмщали злодеям – то есть убийцам, прелюбодеям, - воровство, разбой и другие прегрешения совершающим, но не еретикам и вероотступникам, - то ведь если велено это в отношении убийц, прелюбодеев и совершающих другие преступления, гораздо нужней, чтоб было так с еретиками и вероотступниками, как свидетельствуют об этом божественные тексты.

Убийц велено казнить.

Еретики совершают еще больший грех по сравнению с убийцами.

Следовательно, еретиков тем более нужно казнить.

Данный аргумент может быть развернут и в обратную сторону – с меньшим надо поступать так (меньшему надо поступать так), поскольку так поступают с большим (большее поступает так). Например, в речи С. Пояркова, депутата Государственной Думы III созыва из Воронежской губернии:

Затем мне кажется странным и немного неподходящим, что мы решаемся определять потребности крестьян. Я останавливаюсь на этой фразе потому, что подобные же слова мне приходилось слышать и в частных беседах и читать в газетах. Однако, ни один из имущих классов не допустит, чтобы кто-нибудь вмешивался в его расходы. Почему же мы считаем себя вправе говорить о крестьянских потребностях, ставить крестьянам рамки, из которых они не могут выходить? Мы не имеем на это нравственного права.

Неимущие должны пользоваться теми же правами, что и имущие.

Имущие не позволяют вмешиваться в свои расходы.

Следовательно, в расходы неимущих вмешиваться также нельзя.

«Меньшее должно быть признано таковым, потому что таковым признано большее» – такой вариант аргумента к сравнению можно проиллюстрировать примером из речи генерального директора предприятия «Русские самоцветы» В.Л. Захарова на форуме «Развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в странах СНГ». Как уже упоминалось выше, он говорит о том, что в российском законодательстве понятие драгоценных металлов все еще определяется традицией, тогда как во всем мире уже давно руководствуются таблицей Менделеева. Если мы традиционно подходим к определению драгметалла как ценного вещества, то не записать ли в эту категорию и соль на том основании, что когда-то она была намного ценнее серебра? Абсурдное сравнение (соль, стоящую сейчас копейки, предлагают поставить на один уровень с серебром) призвано убедить слушателей принять решение по изменению сложившейся ситуации:

Все металлы, которые у нас отнесены в разряд драгоценных, являются лишь частными представителями класса цветных металлов и драгоценными их можно назвать лишь в определенных временных и территориальных границах. Когда-то, как мы знаем, и соль была значительно ценнее всех драгметаллов вместе взятых и, особенно серебра, к разговору о котором я хочу перейти.

Серебро признается драгоценным веществом, потому что оно когда-то очень дорого стоило.

Соль также когда-то очень дорого стоила.

Следовательно, можно и соль признать драгоценным веществом.

Подобие

Уподобление в совещательной речи формирует оценку объекта речи и связанные с этим действия. Аналогия призывает либо предпринимать, либо не предпринимать определенные действия, связанные с А, на том основании, что А подобно В, с которым поступают так. Убеждая своих слушателей отбросить старое искусство, Сальвадор Дали уподобляет его ненужным башмакам (речь на митинге в Ситжес, 1932 г.):

Покуда башмаки нам служат, мы их носим, когда же они стопчутся, мы их закинем на чердак и купим другие.

Почему не требовать того же от искусства? И если уж оно устарело и перестало служить нашим чувствам, вышвырнем его на чердак. Пусть принадлежит истории.

Старое искусство похоже на старые башмаки.

Старые башмаки нужно выбросить.

Следовательно, старое искусство также нужно выбросить.

Министр юстиции, объясняя, как должна вести себя Россия, прибегает к аналогии с постройкой дома:

То время, которое переживает Россия, есть, конечно, время исключительное; исключительность этого времени определяется тем, что мы еще должны продолжать своем существование под действием старых законов, как бы мы ни относились к оценке этих законов, как бы мы ни признавали их обветшалыми и несовершенными, тем не менее, пока эти законы не отменены, мы должны ими руководствоваться. Не таково ли положение того, кто, имея весьма плохую постройку, в которой он обязан проживать вместе с своим семейством, не может перейти в воздвигаемый им новый дом, пока этот новый дом не доведен до окончания? При таких условиях, пока нет новых законов, правительство не может класть в основу своей деятельности то, что будет то, что признается и им весьма желательным, и по необходимости должно было вам заявить, господа народные представители, о том, что оно вынуждено, что оно поставлено в необходимость руководствоваться старыми законами, усовершенствование которых представляется не только желательным, скажу прямо – необходимым.

При отсутствии дома нужно строить новый.

Отсутствие законов похоже на отсутствие дома.

Следовательно, при отсутствии законов нужно разрабатывать новые.

Гипотетическая ситуация

В показательной и судебной речи идея гипотетической ситуации используется для того, чтобы противопоставить то, что было сделано на самом деле, тому, что можно было бы сделать, и, отталкиваясь от этого, признать действие, состоявшееся в реальности, положительным или отрицательным. Аргумент в этих видах речей строится по схеме:

Было сделано А.

Можно было сделать В.

Если В лучше А, то того, кто сделал А следует осудить. // Если В хуже А, то того, кто сделал А, следует похвалить.

В совещательной речи нет возможности использовать топ гипотетической ситуации таким образом, поскольку никаких действий еще не было, а только обсуждается, что предпринять. Поэтому в совещательной речи топ гипотетической ситуации используется так: «представим себе, что было бы, если бы…» - ситуация моделируется, чтобы принять по ней решение.

Например, П. А. Столыпин в речи в Государственной думе III созыва («Речь о земельном законопроекте и землеустройстве крестьян, произнесенная в Государственной Думе») осуждает коллективную волю через этот аргумент:

Возьмем домохозяина, который хочет прикупить к своему участку некоторое количество земли; для того, чтобы заплатить верхи, он должен или продать часть своего надела, или продать весь надел, или заложить свою землю, или, наконец, занять деньги в частных руках. И вот дело, для осуществления которого нужна единая воля, единое соображение, идет на суд семьи, и дети, его дети, могут разрушить зрелое, обдуманное, может быть, долголетнее решение своего отца. И все это для того, чтобы создать какую-то коллективную волю?! Как бы, господа не наплодить этим не одну семейную драму. Мелкая семейная община грозит в будущем и мелкою чересполосицей, а в настоящую минуту, она, несомненно, будет парализовать и личную волю, и личную инициативу поселянина.

Противоположность

Для принятия решения в совещательной речи может использоваться аргумент к противоположности. Данная ситуация (еще не решенная) противоположна другой (уже состоявшейся). Если в уже состоявшейся ситуации принятое решение было отрицательным, то в данной ситуации оно может оказаться положительным. И наоборот: если в данной ситуации решение оказалось положительным, то здесь оно окажется отрицательным.

Данная ситуация (А) противоположна ситуации В.

В случае В было принято такое решение.

В случае А нельзя принимать такое решение.

Например, в речи, сказанной перед лидерами Чеченской республики, В.В. Путин противопоставляет ситуацию в Чечне и ситуацию в Афганистане. В Афганистане всё решали иностранцы. В Чечне всё решали свои люди. Налаживая ситуацию в Чечне, возвращая ее к мирной жизни, необходимо учесть ошибки Афганистана, не повторить их и воспользоваться иной стратегией:

Если мы обратимся к ситуации, скажем, в Афганистане, там, по сути дела, произошла оккупация Афганистана и афганского народа экстремистскими силами, но мы-то с вами знаем, что там, в основном, командовали, во всяком случае, определяли политику в значительной степени иностранцы. А у нас что произошло: люди не пощадили свой собственный народ, сделали заложников из собственного народа. Но будем надеяться на то, что это постепенно уходит в прошлое. Чтобы это быстрей ушло в прошлое, мы должны думать о будущем. И именно поэтому, мне бы хотелось послушать вас и по сегодняшней ситуации, и, еще раз повторяю, по тому, как нам выстраивать ситуацию на перспективу.

Ситуация в Афганистане противоположна ситуации в Чечне.