Смекни!
smekni.com

Аргументация в совещательной речи (стр. 11 из 12)

В Афганистане произошла оккупация.

Следовательно, в Чечне не должно происходить оккупации.

Противоречие

Топ противоречия в любом случае предполагает работу с логической цепочкой. Из А следует В, из В следует С, но С абсурдно, неверно, невозможно или попросту смешно, - следовательно, А не может быть верным. Чаще этот аргумент используется при обсуждении уже сделанного, в судебной речи, но и в совещательной речи ему есть место, - когда говорят об уже сказанном, и предлагают иную стратегию действия. Критикуя то, что сказал председатель совета министров, депутат Кокошкин (Государственная дума Российской Империи III созыва) сводит его слова к противоречию, чтобы тем самым опровергнуть их:

Господин председатель совета министров весьма красноречиво говорил об устоях, без которых не могли бы существовать цивилизованные государства, как будто то, на что указывает дума, имеется только в России, а в цивилизованных государствах этого нет. Я не знаю, известно или неизвестно господину председателю совета министров, что в Англии, которая, едва ли может называться страной, где частная собственность не уважается, - Англия страна капиталистическая, - существует закон, по которому органы местного самоуправления, советы графств и приходов могут во всякое время отчуждать частную собственность для того, чтобы делить ее на мелкие участки и продавать эти мелкие участки населению, нуждающемуся в земле. Если бы мы согласились с председателем совета министров, то мы сказали, что Англия такое государство, существование которого немыслимо (Смех, аплодисменты). А между тем мы видим, что Англия существует благополучно и гораздо благополучнее, чем наше отечество. (Смех).

Председатель совета министров утверждает, что не существует цивилизованных стран, отчуждающих частную собственность.

Следовательно, не существует Англии.

Однако Англия существует.

Следовательно, слова председателя совета министров неверны.

Различие

Топ различия предполагает, что А не равно В, и, следовательно, с А и В необходимо обращаться по-разному. В судебной речи с помощью этого аргумента говорят о том, что прецедентное право не дает гарантии с этим подсудимым обращаться так же, как с тем, - ведь они разные люди. А в совещательной аргумент к различию является ответом на аргумент к тождеству – «А похож на В, значит, А должен поступать так же, как поступает В». Когда профессора Преображенского призывают отказаться от седьмой комнаты, апеллируя к тому, что такого количества комнат нет даже у Айседоры Дункан, он отвечает достаточно просто – «Я не Айседора Дункан»:

- Извиняюсь, - перебил его Швондер, - вот именно по поводу столовой и смотровой мы и пришли поговорить. Общее собрание просит вас добровольно, в порядке трудовой дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.

- Даже у Айседоры Дункан, - звонко крикнула женщина.

С Филиппом Филипповичем что-то сделалось, вследствие чего его лицо нежно побагровело и он не произнес ни одного звука, выжидая, что будет дальше.

- И от смотровой также, - продолжал Швондер, - смотровую прекрасно можно соединить с кабинетом.

- Угу, - молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом, - а где же я должен принимать пищу?

- В спальне, - хором ответили все четверо.

Багровость Филиппа Филипповича приняла несколько сероватый оттенок.

- В спальне принимать пищу, - заговорил он слегка придушенным голосом, - в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!.. - Вдруг рявкнул он и багровость его стала желтой. - Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! Передайте это общему собранию и покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принять пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской.

У Айседоры Дункан нет столовой.

Профессор Преображенский – не Айседора Дункан.

Следовательно, у профессора Преображенского может быть столовая.

По воспоминаниям современников, Марина Цветаева в ответ на слова «Марина, так никто не делает» неизменно отвечала: «А я – кто!». Аргумент к различию применяют даже в рекламе, когда призывают человека выделиться, быть не похожим на всех.

Авторитет

Апелляция к авторитетному источнику, важному для данной аудитории, – один из самых мощных аргументов для принятия решений. Аргумент использует схему «Нужно делать так, потому что так советует Х». Если представить эту схему в виде силлогизма, то она примет вид:

Необходимо прислушиваться к советам известных и уважаемых людей.

Х (известный и уважаемый человек) советует делать А.

Следовательно, необходимо делать А.

На презентации Санкт-Петербургского Международного Фестиваля социальной рекламы директор фестиваля Залыгин В.В., объясняя цель этого мероприятия, ссылается на авторитет Канта:

Добрый день. Я приветствую всех, кто собрался сегодня здесь на нашу пресс-конференцию. Я являюсь директором Фестиваля, и хотел бы добавить немножко пафоса, с Вашего позволения, к нашей сегодняшней встрече. Хотел сказать вот что. Нравственный закон, по которому может и должен, собственно, жить каждый человек, существует не зависимо от сознания человека. И стремление, путь к нравственности – это закон. Он объективен и стремление, путь к этой нравственности, к осознанию этого нравственного закона, который внутри нас, да как говорит Кант, и есть путь выживания человека, если мы говорим о Человеке в пространстве, в глобальном пространстве. Поэтому хочется сказать, что социальная реклама как раз занимается подготовкой нашего сознания к тому, что так важно, и к тому, что в принципе заложено в нас и живёт в нас, поэтому мы не задумываемся над этим, но оно существует, где-то там, в нашем сердце. Вот, собственно и всё, что я хотел сказать.

Но и сам авторитет может быть отрицательным, презираемым в рамках данного общества, данной культуры, и отсылка к нему является скорее стимулом отказаться от подобных действий. Тогда аргумент строится по схеме «Это отрицательно, так как тот, кто предлагает это – человек известный, но неуважаемый». Например, в романе У. Эко «Имя Розы» монах-католик говорит речь о том, что нужно делать его собратьям-монахам. Ссылаясь на отрицательный авторитет – мусульман, он говорит: «мы несогласны так мыслить»:

Рассказывают, что один восточный халиф когда-то поджег библиотеку знаменитой, преславной и горделивой столицы; и покуда тысячи томов пылали, он вещал, что-де этим книгам можно и должно было уничтожиться, потому что либо они повторяют то, что и до того уже было сказано в Коране, в священной для неверных книге, и, значит, они бесполезны, либо они противоречат тому, что было сказано в Коране, и, следовательно, они вредны. Доктора нашей церкви и мы, благоверные христиане, несогласны так мыслить. Все, что звучит разъяснением и доказательством Св. Писанию, должно сохраняться, дабы преумножалась слава Слова Господня; но и все, что Писанию противоречит, уничтожаться не должно, потому что, только сохраненное, оно может быть опровергнуто теми силами, которые получат подобную возможность и подобное задание, теми способами, которые укажет Господь, и в то время, когда он укажет. В этом ответственность нашего монашеского ордена перед лицом столетий, в этом повинность, исполняемая им ныне; он должен горделиво перечитывать и повторять слова святой истины, он должен осторожно и скромно оберегать слова, враждебные истине, сам не перенимая их скверну.

Свидетельство

Ссылка на безличный источник – пословицу, свод законов, религиозный текст – достаточно сильный аргумент в совещательной речи. Люди склонны принимать решение под влиянием разного типа авторитетов, и даже лучше, если этот авторитет – не конкретный человек, а целый народ. Например, в речи Вячеслава Игрунова на II Съезде партии «Союз людей за образование и науку» (СЛОН) сила партии СЛОН (пока еще достаточно молодой и небольшой) обосновывается через ссылку на древнюю китайскую пословицу:

Да, сегодня мы маленькая партия, мы только что появились на свет. Но слабое, мягкое, только что родившееся, как говорят китайцы, побеждает. И нам необходимо этот слабый росток поливать и давать ему жизнь, нам необходимо участвовать в выборах. Нам необходимо участвовать во всех сторонах политической жизни, нам надо завоевывать власть, нам надо идти во властные структуры, чтобы влиять на принятие решений, и я уверен, что мы в состоянии сделать это. Именно поэтому Бюро нашей партии решило, что на волне тех процессов, которые происходят в стране, мы обязаны принять участие в избирательной компании 2003 года. Именно это решение я предлагаю принять съезду.

В речах русских ораторов, естественно, часто используются ссылки и на русские пословицы. Например, в речи Лукаш О.Н., дублера Префекта Северного административного округа г. Москвы, «О молодежном предпринимательстве в городе Москве» используется ссылка на русскую пословицу:

А значит, начинать изменять структуру деятельности малых предприятий в производственно-инновационную сторону надо с привлечения в первую очередь студентов. … Увеличить охват категорий молодежи сейчас, значит ухудшить качество вплоть до формального подхода. Есть известная русская поговорка: «Широко шагаешь – штаны порвутся».

Однако ссылка на безличный источник может быть не только положительной («мои слова подтверждаются словами народа»). Возможен и вариант «слома» свидетельства: я опровергну слова народа, разрушу стереотип, который в нем бытует. Например, в речи В.В. Путина перед чеченскими лидерами говорится о стереотипе силового метода, ассоциирующегося с чеченцами:

Уважаемые друзья!

Я рад возможности встретиться с вами и обсудить текущие проблемы в Чечне, вопросы, связанные с восстановлением нормальной политической, социальной и экономической жизни. У нас очень много стереотипов. Вообще, в любой стране, в любом народе они далеко не всегда соответствуют реальной действительности. Один из таких стереотипов, который постепенно утверждался за последние годы, состоит в том, что чеченцы могут решать всегда вопросы исключительно силовым методом и других методов не признают. Думаю, что те люди, которые представлены здесь на встрече в Кремле, как раз всей своей жизнью и результатами своей жизни доказывают обратное. Не скрою, с некоторыми мы знакомы, с некоторыми не очень, с отдельными участниками сегодняшней встречи видимся первый раз. Я не скрою, что посмотрел материалы о каждом из вас, и могу с уверенностью сказать, что каждый добился в жизни очень многого, благодаря опоре на собственные силы, исключительно мирные, и никак не связан ни с какими силовыми действиями, тем более боевыми действиями.