Смекни!
smekni.com

Аргументация в совещательной речи (стр. 5 из 12)

Мы – страна многих национальностей, мы - страна, которая открыта миру и всегда обретала величие именно в этой открытости миру, в участии в мировых процессах. Эта страна, в которой немец и еврей, грузин и украинец были так же равноправны как русский или татарин, мы в нашей стране не можем идти по этому губительному пути. И, кроме того, когда смотришь на те экономические предложения, которые есть у Глазьева, он как бы останавливается на полпути.

В стране многих национальностей невозможна националистическая политика.

Россия – страна многих национальностей.

Следовательно, в России невозможна националистическая политика.

Образ действия

В совещательной речи аргумент к образу действия принимает вид «нужно это делать, потому что это красиво (приятно, вдохновляющее и пр.)» – важно отсутствие корыстного интереса, внимание слушателей обращается на то, как приятен сам процесс делания чего-либо. С помощью такого аргумента часто рекламируют путешествия, поездки куда-либо. Логичный вывод из подобного аргумента – если что-то делается хорошим образом, то оно и само по себе хорошо. В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева такой аргумент применяется к выступлению – увлеченность оратора своим делом, его интересе делает речь более сильной:

Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему должно быть самому интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

Все, что делается интересным образом, интересно.

Оратор будет сам заинтересован в предмете своей речи.

Следовательно, его речь будет интересна.

Способствующие обстоятельства

Аргумент к способствующим обстоятельствам на первый взгляд представляется не совсем нужным в совещательной речи – если все и так хорошо, зачем еще что-то делать? Однако именно эту идею «все идет хорошо, все нам помогает» можно взять за основу, призывая к дальнейшим действиям. Аргумент в этом случае будет выглядеть так: все так хорошо идет, что давайте не будет останавливаться. Интересен следующий пример. На 26 специальной (посвященной проблемам СПИДа) сессии генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 27 июня 2001 г. большинство делегаций просят у ООН дополнительных средств на борьбу со СПИДом, основываясь на идее препятствующих обстоятельств: в стране тяжелая экономическая обстановка, низкий уровень жизни и пр. А представитель Туркменистана Аксолтан Атаева отталкивается от способствующих обстоятельств: все идет хорошо, поддержите нас, чтобы не стало хуже.

Таким образом, осуществляемая многоплановая профилактика ВИЧ/СПИД в стране дает реальные позитивные результаты по сохранению существующей эпидемиологической ситуации на низком уровне, однако мы понимаем, что быстро распространяющаяся наркомания может серьезно повлиять на распространение заболеваний СПИД в стране и в регионе, и мы рассчитываем на реальное содействие ООН в этом аспекте.

Если все идет хорошо, не нужно останавливаться.

Туркменистан прекрасно использует средства, выделенные на борьбу со СПИДом.

Следовательно, не нужно прекращать давать средства Туркменистану.

Обратный вариант такой аргументации будет выглядеть следующим образом: все настолько хорошо, что даже подозрительно. Пример этого аргумента – притча о Поликратовом перстне. Все было до такой степени хорошо, что друг Поликрата бежал из его дома, боясь такой неестественной везучести. В «Истории» Геродота этот эпизод описывается следующим образом:

Чрезвычайное счастие Поликрата было не безызвестно и Амасиду и сильно тревожило его. Так как счастие Поликрата все возрастало, то Амасид написал к нему письмо, которое и отослал на Самос. Амасид так говорит Поликрату: «Приятно слышать, что друг и союзник благоденствует; но твои необыкновенные удачи не радуют меня, потому что я знаю, как завистливо божество. И для себя, и для тех, кто мне дорог, я желал бы, чтобы удачи сменялись неудачами, и потому предпочел бы существовать с переменным счастьем, нежели с постоянным. В самом деле, я никогда не слышал, чтобы кто-либо, пользуясь во всем удачею, не кончил несчастливо и не был бы уничтожен вконец. Поэтому послушай меня и прими против твоего счастия следующую меру: сообрази, что есть у тебя самого драгоценного, потерею чего ты был бы больше всего огорчен, возьми эту вещь и закинь так, чтобы никогда больше она не попадалась на глаза людям. Если и после этого удачи не будут у тебя перемежаться с неудачами, то и впредь исправляй свою судьбу предлагаемым мною способом».

По прочтении письма Поликрат понял, что Амасид дает ему благой совет, и стал раздумывать, потеря какого драгоценного предмета огорчила бы его больше всего. Размышления привели его к следующему: был у него перстень с печатью, смарагдовый, отделанный в золото, работы самосца Феодора, сына Телекла. Решивши забросить перстень, Поликрат поступил так: снарядил пятидесятивесельный корабль, взошел на него сам и приказал отплыть в открытое море. Отошедши далеко от острова, он на глазах у всех спутников снял перстень и бросил в море; после этого поплыл обратно, а вернувшись домой, загрустил.

На пятый или на шестой день после этого случилось следующее: рыбак поймал большую прекрасную рыбу и решил поднести ее в дар Поликрату. С рыбой в руках подошел он к дверям дворца и объявил, что желает быть представленным самому Поликрату. Ему это удалось. Вручая рыбу Поликрату, рыбак сказал: «Поймав такую рыбу, царь, я не решил нести ее на рынок, хотя и живу трудами рук своих; она показалась мне достойною тебя и твоей власти, и потому я подношу ее в дар тебе». Поликрату понравилось это приветствие, и он сказал: «Ты поступил очень хорошо; тебя следует вдвойне благодарить: за речь и за подарок; мы зовем тебя на обед». Рыбак считал это для себя большой честью и возвратился домой. Между тем слуги разрезали рыбу и в животе нашли перстень Поликрата. Увидев перстень, они тотчас взяли его и с радостью понесли Поликрату; вручая его, они рассказали, как он был найден. Поликрату пришло на мысль, что это – дело божества; потом он написал в письме все, что сделал и что с ним было, и послал письмо к Амасиду.

Прочитав это письмо от Поликрата, Амасид понял, что человек бессилен спасти другого от предстоящего ему несчастия и что Поликрата, хотя он и пользуется постоянным счастием, ждет дурной конец: раз он находит даже то, что забрасывает. После этого Амасид через посла, отправленного на Самос, объявил, что он разрывает с ним дружбу; делал он это для того, чтобы самому не терзаться за друга, когда с Поликратом случится страшное несчастие.

Если все чересчур хорошо, то нужно ждать беды.

В жизни Поликрата все было чересчур хорошо.

С Поликратом скоро случится беда.

Препятствующие обстоятельства

В совещательной речи, которая, в отличие от показательной, предполагает не оценку, а обоснование какой-то стратегии, препятствующие обстоятельства – прекрасный повод попросить помощи. В тех речах, где оратор хочет получить финансовую или моральную поддержку своих начинаний, он прибегает к описанию тех трудностей, что встали у него на пути. Лучшим примером в данном случае является уже цитированная посвященная проблемам СПИДа сессия генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 27 июня 2001 г. Представители многих государств обращаются к ООН с просьбой выделить деньги, мотивируя это различными тяжелыми обстоятельствами, в которых находится их страна.

Представитель Таджикистана Рашид Алимов:

Очевидно, что какова бы ни была природа этой страшной болезни, истинные причины столь масштабной эпидемии заложены в слабости социального и экономического здоровья многих стран мира, их ограниченной возможности противостоять кризисным ситуациям. Тяжелые последствия гражданского конфликта еще долго будут давать о себе знать в Таджикистане, где система здравоохранения переживает самые тяжелые времена за последние 30 лет. Правительство предпринимает значительные усилия по восстановлению инфраструктуры здравоохранения в пострадавших от конфликта районах. Несмотря на ограниченные бюджетные ресурсы, государство финансирует проекты, направленные на укрепление первичной медико-санитарной помощи и на борьбу с растущим числом инфекционных заболеваний, которые уже дают свои позитивные результаты. Однако без поддержки извне эти достижения могут оказаться кратковременными.

Тем, кто находится в чрезвычайно тяжелой ситуации, надо помогать.

В Таджикистане чрезвычайно тяжелая ситуация после гражданской войны.

Следовательно, Таджикистану надо помогать.

Представитель Армении Айко Дарбинян:

Господин председатель,

На пути осуществления профилактических мероприятий существуют как определенные возможности, так и весьма ощутимые препятствия. Говоря о возможностях, следует отметить принятие закона Республики Армения «О профилактике заболевания, вызванного ВИЧ», а также наличие высокопрофессиональных кадров. В Армении действует Республиканский Центр по Профилактике СПИДа, который имеет большой научно-практический потенциал. Хочу особо отметить, что несмотря на экономические трудности, присущие странам с переходной экономикой, правительством Армении выделяются значительные средства для проведения научных исследований в этой области. Мы надеемся на расширение и развитие сотрудничества в рамках Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу и Всемирной Организации Здравоохранения, а так же с другими международными структурами.