Следует также отметить, что изменение и отмена мер уголовно-процессуального пресечения (ст. 110 УПК РФ), как и применение этих мер, связано с наиболее интенсивным ограничением личной свободы граждан, в частности права на неприкосновенность личности, беспрепятственное перемещение и выбор места жительства. Изменение и отмена мер пресечения имеют место как на досудебной стадии уголовного процесса, так и в процессе рассмотрения дела судом. Статья 228 УПК РФ вменяет судье в обязанность выяснить в отношении каждого обвиняемого, подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения.
Законодатель предусмотрел случаи, когда дознаватель, следователь, суд или судья могут отменить или изменить меру пресечения, избранную в отношении подозреваемого, обвиняемого и подсудимого. Мера пресечения отменяется, когда отпадает необходимость ее сохранения либо когда достигнуты цели и задачи, для реализации которых она была избрана, и в ее дальнейшем применении нет нужды.
Как пишет В.П. Божьев, вопрос об отмене и изменении меры пресечения должен рассматриваться каждый раз, когда завершается отдельная стадия уголовного судопроизводства, а именно: по истечении срока задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, окончании срока предварительного следствия по делу, при приостановлении или возобновлении предварительного следствия по делу, прекращении уголовного дела, направлении дела с обвинительным заключением прокурору, при принятии решения прокурором, производстве дознания, подготовке дела к судебному разбирательству, производстве предварительного слушания, подготовительной части судебного разбирательства, при постановлении приговора, при производстве в апелляционной и кассационной инстанциях.[36]
Л.К. Трунова и И.Л. Трунов в свою очередь также затрагивают этот вопрос. Они отмечают, что отмена меры пресечения производится во всех случаях, когда: 1) производство по делу завершается его прекращением либо постановлением оправдательного приговора; 2) производство по делу продолжается, однако применение меры пресечения не вызывается дальнейшей необходимостью, поскольку цели, ради которых она была избрана, достигнуты; 3) в ходе расследования истек срок десять суток с момента заключений под стражу в отношении подозреваемого, но при этом обвинение лицу не было предъявлено; 4) истек предельный срок содержания под стражей и дальнейшее продление срока не допускается, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК. [37]
Основными исходными положениями для изменения меры пресечения на более мягкую может стать появление новых, ранее неизвестных обстоятельств, исключающих ее применение (например, деяние подозреваемого или обвиняемого переквалифицировано, тяжелая болезнь обвиняемого, которая несовместима с пребыванием в следственном изоляторе, и другие). Изменение меры пресечения на более мягкую, зачастую сопряжено с истечением предельного срока содержания обвиняемого под стражей.
Решение об отмене или изменении меры пресечения принимает орган или суд (судья), в производстве которого находится уголовное дело, о чем дознаватель, следователь, или судья выносят постановление (смотри приложение №16), а суд — определение, которое должно быть в каждом случае мотивированным и подтверждаться фактическими данными, собранными по уголовному делу. Постановление обязательно объявляется лицу, в отношении которого отменена или изменена мера пресечения. Одновременно ему разъясняется порядок его обжалования, а копия немедленно вручается лицу, в отношении которого принято такое решение. Копия этого процессуального акта направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием. В тех случаях, когда следователь не согласен с решением или указанием прокурора об избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, он имеет право представить уголовное дело вышестоящему прокурору в порядке подчиненности, с изложением своих пожеланий и возражений в письменном виде.
Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.
Избрание меры пресечения возможно в тех случаях, когда она в ходе предварительного расследования не избиралась, а основания для ее избрания возникли в процессе судебного разбирательства. Судья (суд) рассматривает в состязательном процессе дело по существу, исследует относимые к мерам пресечения доказательства, принимает решения о мерах пресечения в ходе судебного разбирательства и по его итогам. Принятое судом решение должно быть мотивированным и понятным. Как отмечает В.А.Михайлов, поведение лица, привлеченного к уголовной ответственности, к моменту рассмотрения дела судом с большой степенью вероятности определит, достаточно ли оснований полагать, что оно может скрыться от суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожало или в дальнейшем будет угрожать свидетелям или иным участникам уголовного судопроизводства, предпримет попытки уничтожить доказательства, иным путем воспрепятствует производству по уголовному делу или уклонится от исполнения приговора суда.[38]
Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддерживает государственное обвинение, принимает участие в исследовании относимых к мерам пресечения доказательств, представляет суду такие доказательства, дает заключения по возникающим во время судебного разбирательства вопросам о мерах пресечения, представляет суду свои соображения по поводу мер пресечения в отношении подсудимых, заявляет ходатайства, связанные с применением законодательства о мерах пресечения. Прокурор обязан участвовать в судебном разбирательстве каждого уголовного дела. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением по поводу применения законодательства о мерах пресечения, и суд обязан такое заявление рассмотреть по существу.
В ч.3 ст. 123 Конституции РФ отражается принцип равенства всех перед законом и судом. УПК РФ воспроизводит этот конституционный принцип. Часть 4 ст. 15 УПК РФ гласит, что стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Из ст. 244 УПК РФ, следует, что в судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами. Таким образом, как сторона обвинения (прокурор, дознаватель или следователь), поддерживающая обвинение в судебном заседании, так и сторона защиты, представляющая интересы подсудимого, вправе обращаться к суду с просьбой о решении вопроса о мере пресечения. В подтверждение своих заявлений и ходатайств относительно применения, изменения или отмены меры пресечения стороны вправе представить суду доказательства, обосновывающие их требования.
В стадии постановления приговора решение вопроса о мере пресечения является обязательным. Так, согласно п. 17 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, при постановлении приговора суд в совещательной комнате решает среди прочих вопрос, следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого. В п. 10 ст. 308 УПК РФ отмечается, что в резолютивной части обвинительного приговора в числе иных вопросов должен быть решен вопрос о мере пресечения в отношении подсудимого до вступления приговора в законную силу. В п.3 ст. 306 УПК РФ фиксируется, что в резолютивной части оправдательного приговора должно содержаться указание об отмене меры пресечения, если она была избрана. Однако во всех случаях срок применения меры пресечения, связанный с вынесением приговора, будет ограничиваться сроком вступления приговора в законную силу. С момента вынесения приговора до его вступления в законную силу должно пройти определённое время.
В остальных стадиях судебного разбирательства по делу судья (суд) рассматривает и решает вопросы о применении, изменении или отмене меры пресечения исключительно по ходатайству сторон, участвующих в уголовном судопроизводстве (смотри Приложение № 17).
В соответствии с ч.3 ст.101 УПК РФ, закон предоставляет право лицам, в отношении которых принято решение об избрании меры пресечения, обжаловать его в соответствии с правилами, установленными ст. 123-127 УПК РФ. Как следует из содержания ст. 125 УПК РФ, постановления дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, могут быть обжалованы в суд. Жалобы и представления на приговоры, постановления, определения суда первой инстанции, а также жалобы на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по делу, рассматриваются в суде кассационной инстанции, решение которого в свою очередь может быть обжаловано в порядке надзора (ст.127 УПК РФ). Решение суда кассационной инстанции, влечет за собой вступление приговора или иного решения суда в законную силу или отмену этих решений. Последнее связано с новым рассмотрением уголовного дела судом первой инстанции, что приведет к новому решению вопроса о мере пресечения. При отмене приговора и направлении его на новое рассмотрение в суд первой инстанции также необходимо решить вопрос о мере пресечения, хотя бы потому, что этот вопрос будет вновь решаться судом первой инстанции только после поступления дела в этот суд. Факультативный характер стадии надзорного производства обусловливает факультативный характер возникновения и необходимости разрешения проблемы применения мер пресечения на данном этапе уголовного процесса, то есть не по каждому уголовному делу, а лишь при установлении незаконности и необоснованности вступившего в законную силу приговора, определения, постановления.