Смекни!
smekni.com

Законодательное оформление нацистского режима Германии (стр. 3 из 6)

В результате неудавшегося «пивного путча» 1 апреля 1924 г. А. Шикельгрубер был заключен в крепость Ландсберг — согласно приговору мюнхенского суда. Он получил время и возможность создать книгу, которая в своих 2-х томах позволила не только изложить цели нацистского движения, но и дать картину его развития, и, самое главное - предоставить «научное» обоснование политики расовой дискриминации и ксенофобии, которая имела место в Третьем рейхе.

3. Идея «арийской расы»

В основе нацистского взгляда на мир и общество лежало социал-дарвинистское понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, биологической борьбы за существование. Побеждает, с точки зрения нациста, всегда сильнейший. Таков высший закон, объективная воля жизни и истории. Социальная гармония для фашистов заведомо невозможна, а война – высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил. Они вполне разделяли мысль, выраженную лидером итальянского художественного направления «футуристов» автором первого манифеста футуризма Филиппо Маринетти Томазо, ставшего позднее фашистом: «Да здравствует война – только она может очистить мир». Фашизм отрицал гуманизм и ценность человеческой личности. Ее следовало подчинить абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому – нации, государству, партии. Итальянские фашисты заявляли, что признают индивида лишь постольку, «поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании». Программа германской нацистской партии провозглашала: «Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто подчеркивал, что в мире происходит переход «от ощущения „я" к ощущению „мы", от прав личности к верности долгу и ответственности перед обществом». Такое новое состояние он и называл «социализмом». В центре фашистской доктрины находился не человек, а коллектив – нация (у германских нацистов – «народное сообщество»). Нация – это «высшая личность», государство – «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство – «высшая и самая мощная форма личности», – писал Муссолини. При этом в различных теориях фашизма сущность и становление нации могли толковаться по-разному. Так, для итальянских фашистов определяющими моментами были не этническая природа, расовая принадлежность или общая история, а «единое сознание и общая воля», носителем которых и было национальное государство. «Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства, – учил „дуче". – В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как синтез и единство всех ценностей истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает ее ритм». Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию – так называемую «расовую теорию». Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения живых видов. Смешение («метизация») приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе борьбы за существование и естественного отбора более слабые, «расово неполноценные» существа должны погибнуть, считали нацисты. Это, по их мнению, соответствовало «стремлению природы» к развитию вида и «улучшению породы». В противном случае слабое большинство вытеснило бы сильное меньшинство. Вот почему природа должна быть сурова к слабым.

«Наше государство будет систематически заботиться о сохранении чистоты расы. Оно объявит ребенка самым ценным достоянием народа. Оно позаботится о том, чтобы потомство производили только люди здоровые. Позором будет считаться только — производить детей, если родители больны. Величайшей честью будет считаться, если родители откажутся производить детей, будучи недостаточно здоровыми. С другой стороны, предосудительным будет считаться не рожать детей, если родители здоровы, ибо — государству нужно здоровое потомство. Государство будет выступать в роли защитника тысячелетнего будущего, и перед волей государства должны будут склониться желания отдельных граждан. Государство даст возможность населению воспользоваться всеми действительно великими изобретениями и медициной.»[4]-писал Адольф Гитлер. Далее предусматривался «духовный» подъем германской нации- но уже в более отдаленном будущем, лет примерно через 600. Этот своеобразный дарвинизм нацисты переносили на человеческое общество, считая расы естественными биологическими видами. «Единственной причиной вымирания культур было смешение крови и, как следствие, снижение уровня развития расы. Ибо люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивления, присущей только чистой крови», – утверждал Гитлер в своей книге Моя борьба. Отсюда следовал вывод о необходимости «расовой гигиены», «очистки» и «возрождения» германской «арийской расы» с помощью «народного сообщества людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве». Другие «неполноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению. Особенно «вредными», с точки зрения нацистов, были народы, живущие в разных странах и не имеющие собственного государства. Многие поверили в «расовое ученье», и всерьез стали считать себя высшей расой.

На основе «концепции расовой гигиены» осуществлялась захватническая политика нацистов, выполнялись различные проекты очищения немецкой расы, например «Программа умерщвления Т-4».

Уже в 1935 г. был издан закон «Об имперском гражданстве». В нем (п.2) прямо говорилось, что гражданином рейха может быть лишь тот германский подданный, у кого в жилах течет «немецкая или родственная кровь». К родственным расам германские «расоведы» относили, например, фельскую расу, более «низкую», чем арийская, но давшую тем не менее немцам таких государственных деятелей, как Бисмарк или Гинденбург. И уже в первом, изданном два месяца спустя, Указе на основе закона было зафиксировано: «Еврей не может быть гражданином Рейха. Ему не положено иметь право голоса в политических вопросах, он не может занимать административный пост…»[5] . В законе «О восстановлении профессионального статуса чиновничества» от 27 сентября 1933 года говорилось, что «все нечистокровные чиновники, служащие и рабочие в пределах рейха подлежат увольнению». Поначалу делались исключения для участников первой мировой войны, инвалидов и сирот, но вскоре закон заработал в полную силу. Чисто символическую роль играл закон «О запрещении евреям вывешивать флаг со свастикой». Но указ «О запрете смешанных браков» имел более значительные последствия - категорически запрещались браки между арийцами и евреями, между «евреями на одну четверть» и евреями, запрещались внебрачные связи между арийцами и не-арийцами. В п. 11 Указа оговаривалось, что за преступления, выражающиеся в «расовом позоре» ответственен мужчина. Ответственность выражалась в заключении в концлагерь, либо казнь. Ближе ко второй мировой указы посыпались один за другим. Евреям запрещалось посещать концерты, спектакли. Указом 1938 г. евреям запрещалось носить не-еврейские имена и фамилии, с 1939 года- заниматься ремеслом. И все это венчал «Указ о желтой звезде».

И в этой расовой политике, направленной на создание мощного государства сверхличностей. Гитлер был последователен до конца - до последней минуты существования национал-социализма проводилось уничтожение миллионов евреев и сотен тысяч цыган, до апреля 1945 года продолжали функционировать пресловутые Liebensborn- «фонтаны жизни».

4. Приход нацистов к власти. Расклад политических сил в этот момент

После спада популярности НСДАП в середине 30-х годов 20 века к концу десятилетия движение стало вновь набирать силу. Связано это было с глобальным экономическим кризисом, который особенно стремительно проявлялся в Германии, связанной Версальскими репарациями. Правящие круги Германии стремились выйти из кризиса за счет роста цен, повышения налогов, снижения заработной платы, сокращения социальных расходов. Ответом на это было острое состояние социальной нестабильности, которое выразилось в резкой поляризации политических сил в этот момент. Основными центрами притяжения стали КПГ и НСДАП. 30-е годы проходили под знаком укрепления нацизма в капиталистическом мире как идеологии и политической системы. Он еще себя не дискредитировал. В нем видели не одну, а две стороны, и он еще рассматривался многими как приемлемая альтернатива социализму, рабочему и национально-освободительному движению Но основой прихода к власти национал-социалистов, по моему мнению, стала личность Гитлера и менталитет немецкого народа.

Теория, согласно которой «сильная личность делает историю» очень стара. Э. Дауэрлейн считает, что «национал-социализм исторически определяется одной-единственной личностью, которая ввергла немецкий народ в величайшую катастрофу»[6]. Многие историки придерживаются этой точки зрения. Мое же мнение заключается в том, что проблема находится во многом в менталитете германского народа, в крови которого всегда будут жить идеи шовинизма, расизма, «пангерманизма», убежденность в германском превосходстве. Столетия господствовало монархическо-бюрократические государство, прививавшее своим подданным верноподданиченский образ мышления. История преподносилась, как поле деятельности Фридриха II, Бисмарка, Вильгельма завоевателя и других великих личностей. Империалистические программы всех германских рейхов были основаны на одних и тех же планах всемирной агрессии, захвата новых источников сырья, рынков сбыта. дешевой рабочей силы, достижения гегемонии в Европе или в целом мире. Требовался лишь вождь.