Смекни!
smekni.com

Законодательство о ценных бумагах (стр. 11 из 16)

Перевод ценных бумаг из системы ведения реестра в депозитарий, выступающий в качестве номинального держателя ценных бумаг, влечет за собой изменение способа удостоверения прав на ценные бумаги: удостоверение прав с помощью записи на лицевом счете в системе ведения реестра (а также сертификата в случае наличия такового) заменяется на удостоверение прав с помощью записи на счете депо, открытом в депозитарии. Таким образом, в учетной системе один способ удостоверения прав исключает другой.

При залоге акций целесообразно сделать следующую оговорку. С возникновением залога к залогодержателю переходят правомочия пользования заложенными ценными бумагами, а именно: право участвовать в собраниях акционеров с правом голоса по вопросам реорганизации и ликвидации эмитента; внесение изменений и дополнений в учредительные документы, а также другие права, отнесенные уставом эмитента к исключительной компетенции собрания акционеров. Указанными правами залогодержатель пользуется без каких-либо условий до полного прекращения залога. Право на получение дивидендов по настоящему договору залогодержателю не передается и остается у залогодателя. Впрочем, это право также может быть заложено - все зависит от договоренности сторон[65]. Передача указанных прав является последовательной реализацией принципа свободы договора, закрепленного в ст.421 ГК РФ. Необходимо обратить внимание на п.9 Указа Президента РФ от 31 августа 1995 г. № 889 "О порядке передачи в 1995 г. акций, находящихся в федеральной собственности" как на пример рационального баланса интересов залогодателя и залогодержателя, который предоставляет залогодержателю право голосовать по переданным в залог акциям по своему усмотрению, за исключением голосования по следующим вопросам: реорганизация и ликвидация акционерного общества; внесение изменений и дополнений в учредительные документы акционерного общества; изменение величины уставного капитала акционерного общества; залог, сдача в аренду, продажа, обмен и иное отчуждение любого имущества акционерного общества, если размер сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% уставного капитала акционерного общества, и т.д. Голосование по указанным вопросам осуществляется залогодержателем после предварительного письменного согласования с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом. Отсутствие такого согласования или голосование в нарушение его влечет за собой недействительность голосования залогодержателя по этим вопросам. Указанная модель представляется наиболее рациональным сочетанием залога акций и прав, ими удостоверенных, и, несомненно, может быть использована при заключении договоров о залоге.

Говоря о залоге акций, нельзя не коснуться вопроса о распространении залога на доходы по ним. Нормы ст.340 ГК РФ относят право залога на доходы (продукцию, плоды), полученные в результате использования заложенного имущества, только в случаях, предусмотренных договором о залоге.

Доходы от использования ценных бумаг могут выражаться: в ценных бумагах, денежной и иной форме. Наиболее распространенным является доход в денежной форме. Это необходимо учитывать в связи с тем, что денежные средства, а тем более в безналичной форме, не могут быть предметом залога. То же относится и к денежным доходам по заложенным ценным бумагам[66].

Поэтому в договоре залога ценных бумаг, доходом с которых являются денежные средства, не рекомендуется указывать, что залог распространяется и на доходы. Правда, можно применить положения ст.346 ГК РФ в части определения того, кто - залогодатель или залогодержатель - может воспользоваться ценными бумагами и получить доходы по ним.

Обременение векселя залогом согласно п. 19 Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341, осуществляется путем проставления индоссамента, содержащего оговорку "валюта в обеспечение", "валюта в залог" или всякую иную оговорку, имеющую в виду залог. Однако ВАС РФ указал, что передача векселя залогодержателю на основании договора о залоге без совершения залогового индоссамента не противоречит нормам гражданского и вексельного законодательства. Нормы, содержащиеся в Положении, являются специальными и направлены на регулирование последствий включения в текст индоссамента оговорок о залоге. Указанные нормы, таким образом, не могут рассматриваться как запрет оформления передачи прав по векселю в ином порядке, согласованном сторонами в гражданско - правовых сделках, являющихся основанием передачи векселей[67].

Последствием передачи в залог векселя по договору о залоге без совершения залогового индоссамента является невозможность в данном случае лицу, у которого вексель находится в залоге, получить исполнение по этому векселю в порядке, предусмотренном Положением о переводном и простом векселе[68].

Передача векселя в залог возможна также путем совершения именного или бланкового индоссамента, однако это влечет последствия, аналогичные указанным выше[69].

Характер прав приобретателя на передаваемые ценные бумаги определяется с учетом соглашения между ним и передающим ценные бумаги лицом. Что касается договора о залоге при обременении векселей, то следует учитывать, что должник по векселю, которому предъявлено требование векселедержателем, владеющим векселем на основании залогового индоссамента, не вправе требовать представления договора о залоге или иных документов для подтверждения прав векселедержателя на получение вексельной суммы. Наличие и действительность этого права предполагаются; его отсутствие или недействительность должны быть доказаны заинтересованным лицом - индоссантом залогового индоссамента[70].

Таким образом, отсутствие заключенного договора в виде подписанного залогодателем и залогодержателем документа при залоге векселей не противоречит действующему законодательству.

В тех случаях, когда между сторонами заключен договор о залоге векселя, однако вексель передан залогодержателю не по залоговому, а по обычному именному или бланковому индоссаменту, отношения между залогодержателем и залогодателем определяются по общим правилам ГК РФ о залоге. Вместе с тем залогодержатель в отношениях с третьими лицами выступает в качестве законного векселедержателя.

Говоря о залоге закладной, следует отметить, что институт закладной вообще является новым для отечественного правопорядка, в силу чего новыми являются и отношения, связанные с залогом закладных.

Сторонами рассматриваемых залоговых отношений являются: залогодержатель закладной - лицо, которому закладная передана в качестве залога в обеспечение обязательства по кредитному договору или иному обязательству, возникшему между этим лицом и ипотечным залогодержателем; ипотечный залогодержатель - лицо, которое имеющуюся у него закладную передает другому лицу (залогодержателю закладной) в качестве залога в обеспечение обязательства, возникшего между ним и этим лицом. Возможными ипотечными залогодержателями могут быть владельцы закладной: первоначальный залогодержатель закладной; иной законный владелец закладной[71].

Одним из дискуссионных вопросов, связанных с оборотом закладных вообще и с залогом последних в частности, является порядок передачи прав по закладной. Дело в том, что ГК РФ устанавливает правило, согласно которому передача прав по именной ценной бумаге происходит в порядке, установленном для уступки требований (цессии), передача же прав по ордерной ценной бумаге осуществляется путем совершения передаточной надписи (п.2, 3 ст.146 ГК РФ), в то время как передача прав по именной ценной бумаге - закладной, согласно ст.48 Закона об ипотеке, осуществляется путем совершения передаточной надписи, т.е. в порядке, установленном для передачи прав по ордерным ценным бумагам[72].

Следует отметить, что отличие индоссанта от цессионария состоит в том, что индоссант несет ответственность не только за существование права, но и за его осуществление, а цессионарий отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, кроме случая, когда первоначальный кредитор принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором. Учитывая вышеизложенное, думается, что проблема может быть решена отнесением закладной к ордерной ценной бумаге.

Залоговые кредиторы, в отношении которых имеет место неисполнение или ненадлежащее исполнение основного обязательства, заинтересованы в получении удовлетворения из стоимости заложенного имущества. По мнению автора, залоговый кредитор является в залоговой сделке менее защищенной стороной.

Юридическим фактом, следствием которого является обращение взыскания на заложенное имущество, является неисполнение обеспеченного залогом обязательства. Действующее законодательство, как уже было отмечено, не предусматривает обращения в собственность залогодержателя предмета залога.

Обращение взыскания на ценные бумаги и их реализация имеют свою специфику.

При обращении взыскания на вексель следует учитывать позицию ВАС РФ, которая состоит в том, что векселедержатель, в пользу которого совершен залоговый индоссамент, вправе реализовать свои права посредством прямого истребования исполнения по векселю, не прибегая к порядку, предусмотренному п.1 ст.350 ГК РФ[73].

Хотелось бы отметить, что постановления ВАС РФ приобретают особое значение в связи с принятием Арбитражного процессуального кодекса РФ, в ч.4 ст.170 которого указывается на то, что ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики могут содержаться в мотивировочной части решения, что делает последние де-факто источником права. Возвращаясь к интересам залогового кредитора, следует обратить внимание на то, что исключение из общего правила обращения взыскания на заложенное имущество, согласно которому реализация (продажа) заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном процессуальным законодательством, при трудностях, связанных с внесудебной реализацией, в максимальной степени соответствует интересам залогового кредитора, т.к позволяет значительно сэкономить материальные и временные издержки.