Смекни!
smekni.com

Защита прав лиц, содержащихся в следственном изоляторе (стр. 11 из 14)

Примеров мотивированного, объективного рассмотрения жалоб заключенных, заявлений, обращений общественных и правозащитных организаций, к сожалению, очень мало. Частым нарушением является направление ответа на обращение за подписью заместителя или исполняющего обязанности руководителя УФСИН или Прокуратуры; первые лица государственных органов России и ведомств в этих случаях не ставят свою подпись, не желая брать на себя ответственность. По - видимому, это связано с указанием Генерального прокурора РФ - проводить повторную проверку силами Генпрокуратуры РФ лишь в случае, если ответ подписал не заместитель прокурора, а сам прокурор. Таким образом создается видимость исполнения закона "О прокуратуре", прямо запрещающего спускать жалобы в регионы - тем на кого жалуются.

Все чаще приходится сталкиваться с отсутствием ответов со стороны руководства ФСИН России. При этом ответы на свои обращения не могут получить не только представители правозащитных объединений, но представители государственной правозащиты. Например, Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Лукашова Н. Ф.4 декабря 2006 года была вынуждена обратиться к директору ФСИН России Калинину Ю.И. в связи с тем, что на ее обращение от 17 мая 2006 года № 1850-з по вопросу о переводе с приближением к месту жительства осужденного Берестовского В.В., никакого ответа не поступило.

3.3 Результаты рассмотрения жалобы

Проверки, проводимые по жалобам осужденных, проводящиеся силами пенитенциарного ведомства, как правило, не находят никаких нарушений.

Казалось бы, существует Общественный Совет при Министерстве юстиции, и в этот Совет входят представители ряда правозащитных организаций. Тем не менее никакого участия в контроле за соблюдением прав человека в учреждениях УИС Совет принять не может. С марта 2005 года заседания Совета с участием представителей Минюста и ФСИН не проводятся. Предложения членов Совета, высказанные во время заседаний Совета в 2004 - начале 2005 года о том, что члены Совета должны иметь возможность участвовать в проверках жалоб осужденных и заключенных под стражу, никак не повлияли на практику организации таких проверок.

Вместе с тем, надо отметить, что в некоторых регионах повышается эффективность прокурорского надзора. В качестве примера можно привести деятельность начальника отдела по контролю за исполнением уголовного наказания Прокуратуры г. Перми В.Г. Овчинникова, который оперативно и квалифицированно реагирует на нарушение прав заключенных под стражу.

В то же время существенным недостатком прокурорского надзора является недостаточное внимание к надзору за соблюдению прав сотрудников УИС. Так, например, когда сотрудникам исправительной колонии № 21 Мордовии отказали в льготном порядке выхода на пенсию только из-за того, что согласно постановлению Правительства такой порядок предусмотрен для мед работников больниц и поликлиник, а их учреждение называется "больница с поликлиникой", проблемой дискриминации мед работников колонии стали заниматься московские правозащитники, а не Прокуратура Мордовии.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору.

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья.

Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей, на действия должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (ст.126 УПК РФ).

Иные органы государственной власти, пользующиеся правом контроля за местами содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, различаются в зависимости от вида места содержания. Так, согласно ч.1 ст.38 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы Минюста России, включающей в себя следственные изоляторы, осуществляют:

Президент РФ;

Правительство РФ;

законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

В указанной норме (ч.1 ст.38 приведена в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" от 21 июля 1998 г) в качестве субъекта контроля не указано Федеральное Собрание в лице двух его палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Несомненно, указанные органы государственной власти пользуются правом контроля за местами содержания под стражей и соответственно предложения, заявления и жалобы, подозреваемых и обвиняемых, адресованные им, цензуре не подлежат.

Аналогичный порядок установлен в отношении жалоб, направляемых Уполномоченному по правам человека. Согласно ст. 19 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. жалобы, направленные Уполномоченному по правам человека лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному по правам человека.

Непосредственный контроль за деятельностью мест содержания под стражей осуществляют министерства и ведомства, в организационной структуре которых находятся места содержания под стражей, центральные и территориальные органы управления ими.

Органы местного самоуправления и общественные объединения пользуются правом контроля за местами содержания под стражей только в случаях, установленных федеральным законодательством РФ.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Не подлежат цензуре администрации предложения, заявления и жалобы, подозреваемых и обвиняемых, поданные ими во время посещения мест содержания под стражей должностными лицами, обладающими правом контроля за ними. При этом не имеет значения, поступили ли указанные обращения во время личного приема подозреваемых и обвиняемых либо во время непосредственного ознакомления этих должностных лиц с условиями содержания подозреваемых и обвиняемых.

Согласно ч.4 ст.38 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" без специального разрешения посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста для осуществления контроля имеют право:

Президент РФ;

Председатель Правительства РФ;

Уполномоченный по правам человека Российской Федерации;

президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;

Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;

главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, подвергаются цензуре и направляются по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи, исключая выходные и праздничные дни. Согласно § 9 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, если в предложениях, заявлениях и жалобах подозреваемых и обвиняемых поставлены вопросы, которые не связаны с производством по уголовному делу и которые могут быть разрешены на месте администрацией следственного изолятора, то с согласия подозреваемого или обвиняемого они адресату не направляются. В этом случае администрация принимает меры по разрешению законных просьб и предложений, содержащихся в обращениях подозреваемых и обвиняемых.

Если администрация некомпетентна разрешить вопросы, поставленные в предложениях, жалобах или заявлениях, либо автор настаивает на их отправке адресату, они направляются по назначению. В этом случае к обращению подозреваемого или обвиняемого администрация следственного изолятора прилагает письмо (справку), в котором дает пояснение по существу поставленных вопросов и мерах, принимаемых по их разрешению.