Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 14 из 45)

И все же Испиджаб возродился под названием Кары Сайрам. Сведения о нем, как значительном городе, появляются в конце XIII в. В XV-XVI вв. Сайрам снова выступает как крупный торгово-ремесленный центр и центр земледельческого округа. Отсюда, например, снабжалась зерном и продовольствием многотысячная армия Шейбани-хана.

Позднесредневековый Сайрам являлся хорошо укрепленной крепостью, за высокими стенами и рвом которой укрывалось и городское и окрестное сельское население во время междоусобиц и войн. Сайрам свое значение торгово-земледельческого центра и стратегического пункта сохранял и в XVII в. Он играл важную роль в жизни казахов как экономический и культурный центр. В 1684 году Сайрам был разграблен и разрушен джунгарами. Вторично они завоевали город в 1723 г. Однако жизнь на месте бывшего Испиджаба (Сайрама) продолжается до сих пор.

Развалины города находятся в центре одноименного поселка в 12 км восточнее г. Чимкента. Городище сильно разрушено и поэтому топография его изучена недостаточно. В плане развалины имеют вид прямоугольного бугра высотой 2,5-4 м. Протяженность его с севера на юг 500 ж и с востока на запад 550 м. Юго-восточный угол городища выше других — здесь находилась цитадель. Вокруг бугра сохранились участки стен с башнями. Городище со всех сторон было окружено рабадами, сейчас занятыми современными постройками. К городищу некогда примыкала обширная сельскохозяйственная округа, обнесенная валом.

Керамика, собранная на развалинах, в массе своей датируется X-XII вв. Среди случайных находок имеются великолепные глазурованные чаши, двуручная фляга со штампованным орнаментом, ваза, покрытая коричневой поливой и росписью черной краской. Много керамики XV-XVI и XVII-XVIII вв. Она свидетельствует об интенсивной жизни города в эти периоды.

К сожалению, досконально изучить городище трудно, т. к. оно перекрыто современными застройками. Поэтому материальная культура крупнейшего средневекового города Казахстана изучена недостаточно.

Вблизи Испиджаба находилось множество небольших городов и поселений. Среди них Маданкет (Манкес), Джумишлагу, Хурлуг, Чимкент.

Севернее Испиджаба находился округ Кенджида, центром которого был город Усбаникет (Арсубаникет). В персидском географическом сочинении X в. «Худуд ал-Алем» сказано, что Усбаникет — приятный, процветающий и богатый город». Город находился на расстоянии двух дневных переходов от Испиджаба. Локализуется Усбаникет на р. Арысь в районе современного села Мамаевка.

Ему, видимо, соответствует городище Шор-тобе. Это овальный в плане бугор высотой 5-10 м. Наибольшая протяженность его 320 м с востока на запад и 260 м с севера на юг.

Цитадель находится в западной части городища и представляет собой подковообразное всхолмление, которое возвышается почти на 20 м над поймой Арыси. Шахристан укреплен стеной с башнями. С северной стороны к нему примыкает укрепленный рабад площадью около 4 га. С северо-западной стороны городище опоясано рвом. Городище датируется VII-XIII вв.

Отрар — один из немногих средневековых городов Казахстана, локализация которых не вызывает сомнений. Развалины его под названием Отрар-тобе находятся неподалеку от впадения Арыси в Сырдарью, 15 км западнее железнодорожной станции Тимур.

О городе сохранилось много сведений в письменных источниках. В них наряду с именем Отрар встречается и другое — Фараб. Первоначально, как полагают исследователи, Фарабом назывался округ, столицей которого был Отрар. Но затем именем округа стал называться и его главный город. Хотя впервые в источниках Фараб упоминается в 30-х годах VIII в., а Отрар в начале IX в. можно предположить, что город существовал раньше под именем Тарбан (Трабан). Это название встречается в древнетюркских рунических надписях в честь Кюль-Тегина и Бильге-Кагана. То, что Тарбан (Трабан, Турарбанд) и Отрар — одно и то же, можно узнать из сочинения географа XIII в. Якута. Он писал: «Турарбанд... город за Сейхуном, из самых отдаленных городов Шаша, примыкающих к Мавераннахру. Народ этой страны произносит по-разному это имя, и они говорят Турар и Отрар».

В X в. средневековые авторы сообщают, что округ Фараб находится в среднем течении Сырдарьи, что в нем имеются укрепления. В этой местности солончаковая почва и встречаются болота. Главный город округа назывался Кедер и лежал в полуфарсахе от реки. О Кедере известно, что это был новый город, славившийся торговлей и воинственным населением. Определить точное местонахождение Кедера пока не удалось. Кедер, как столица, существовал недолго, лишь до конца X в. В XI в. вновь появляются сведения о городе Фараб, а в начале XIII в. название Фараб меняется на Отрар. Под этим именем город известен до конца своего существования.

Широкую известность Отрар приобретает в связи с завоеваниями Чингиз-хана. Событие, известное в истории как «Отрарская катастрофа», произошло в 1218 г. Чингиз-хан отправил в Среднюю Азию торговый караван из 450 человек. Когда караван прибыл в Отрар, то по приказу правителя Отрара Каир-хана купцы были обвинены в шпионаже и перебиты. Это послужило поводом к войне двух могущественных держав — империи Чингиз-хана и государства Хорезмшахов. В сентябре 1219 г. войска монголов выступили в поход, и началась пятимесячная осада Отрара. Каир-хан со своими «подобными львам» воинами защищался отчаянно.

Однако предательство посланного на подмогу осажденным военачальника Карача-хаджиба позволило монголам ворваться внутрь города. Каир-хан с небольшим отрядом укрылся в цитадели и оборонялся еще месяц, пока все его воины не погибли. Наконец монголам удалось захватить Каир-хана в плен и казнить. Все городские укрепления были разрушены, а все жители, кроме ремесленников, перебиты.

Но, несмотря на гибельные последствия погрома, Отрар вскоре смог вступить в полосу экономического подъема. Это было вызвано его удобным положением на торговых путях. Торговля требовала денег, и в Отраре организуется монетный двор. Первые монеты, чеканенные в Отраре, появляются в 1248 г. Они выпускались от имени верховного монгольского хана Мункэ. Особенно активно монетный двор работал во второй половине XIII — первой половины XIV вв. В монетных кладах, датируемых этим временем, найденных на территории Казахстана и Средней Азии, монеты с чеканом Отрара встречаются часто.

В XIII-XIV вв. за обладание Отраром и районом среднего течения Сырдарьи шла постоянная борьба между джучидами и джагатаи-дами. Они старались укрепить здесь свое влияние. В начале XIV в. при Эрзене-хане в Отраре ведется большое строительство. Возводятся медресе, ханака и мечети. Во второй половине XIV в. сырдарьинскио города, и в том числе Отрар, попали под власть Тимура, при котором город превращается в важный стратегический центр па северных окраинах его владений. В то же время Отрар оставался важным экономическим и военно-политическим центром. Он славился своими укреплениями, населенностью и богатством.

Основной материал из раскопок — керамика. Она неполивная и поливная. Первая представлена хумами, горшками, кувшинами, чашами. Для нее характерно наличие глубоко традиционных и архаических черт, отмеченных для керамики Сырдарьи, начиная с I в. н. э. Поливная керамика распадается на две группы, различающиеся составом глазурей. В одном случае поливы бесцветные, в другом — окрашенные в голубой, синий и зеленый тона. Интерес представляют росписи в виде тамгообразных знаков в центре дна чаш. Аналогичные знаки, процарапанные до обжига, встречаются на поддонах и на нижних частях стенок. Типы сосудов в обеих группах повторяются.

Кроме керамики следует упомянуть о бусах из сердолика, агальматолита, стекла и камня. Поражает совершенством ромбовидная подвеска из зеленого серпентинита, верхняя часть которой имеет форму головки змеи. Найдены также бронзовые браслеты, перстни, кольца. Имеются изделия из дерева, окрашенного в красный цвет, и поделки из кости.

Туркестан. Среди южноказахстанских городов наиболее широко известен Туркестан. Его древнее название Шавгар (Шаугар). Находился он, по сообщениям старых письменных источников, в одном дневном переходе от Отрара по Сырдарье, рядом с современным Туркестаном.

Шавгар был большим укрепленным городом, центром богатого округа. Город славился базаром. А в шахристане имелась соборная мечеть. Местоположение Шавгара устанавливается, благодаря указаниям маршрутников, по которым город находился между Фарабом и Саураном. Округ Шавгар — это район современного Туркестана, а одноименный город отождествляется с городищем Чуй-тобе, расположенном в8мк югу от г. Туркестана.

В XII-XIII вв. Шавгар утратил свое торгово-культурное значение. Город был заброшен и центр округа перенесен в Яссы-Туркестан. Он, как и многие средневековые города, испытал расцвет и упадок. Расположенный на выгодном торговом пути Яссы-Туркестан превратился в резиденцию казахских ханов. В XII веке на территории городища был сооружен знаменитый памятник — мавзолей Ахмеда Ясеви, разрушенный и разграбленный ханом Тохтамышем и заново отстроенный на рубеже XIV-XV вв.

Сооружения и остатки керамики, монетные клады, найденные здесь, представляют большую историческую ценность и указывают на интенсивную жизнь города. Например, керамика Туркестана характеризуется богатым ассортиментом изделий, качественными поливами и росписями, что свидетельствует о наличии в городе высокоразвитого гончарного ремесла и ремесленников, работавших на рынок.

Сауран. Северо-западнее Туркестана, приблизительно в 30 км находятся развалины одного из крупнейших средневековых городов Казахстана Саурана. Впервые Сауран (Савран, Сабран, Ясырван) был упомянут в источниках IX в. В X в. о нем писал ал-Макдиси: «Сауран — большой город, окруженный 7 стенами, одна за другой, а в нем есть рабад. Он — пограничная крепость против огузов и кимаков». В послемонгольское время город играл важную роль в политической и экономической жизни юга Казахстана. Своего расцвета он достиг в XV-XVI вв. По сведениям авторов того времени Сауран был неприступной крепостью с высокими стенами и глубоким рвом. В городе находилась мечеть с двумя «качающимися минаретами». В окрестностях города находился общественный сад, воду для орошения которого давали два кяриза (подземные галереи для вывода на поверхность грунтовых вод). Город был известен и в русских источниках XVI-XVII вв. под названием Ясырван.