Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 6 из 45)

О том, что первобытные люди были объединены в группы, свидетельствуют скопления каменных орудий и отходов их изготовления в виде обломков, отщепов, сколов и заготовок, обнаруженные около костров или на отдельных пунктах пещерных и открытых стоянок хребта Каратау. В исторической науке существует теория, что такие группы людей явились зачатками родовой общественной организации, появление которой произошло в эпоху среднего и верхнего палеолита.

В борьбе с природой человек научился сохранять и использовать, а позднее и добывать огонь, пользоваться шкурами животных — примитивной одеждой. Ф. Энгельс считал, что открытие огня древним человеком превосходит ту революцию, которую совершило в средневековье изобретение паровой машины.

Постепенно совершенствуется техника обработки и изготовления орудий из камня. Они становятся разнообразными по форме, величине и функциональному назначению, появляются специализированные орудия (скрёбла, скребки, резцы) разного применения. Человек осваивает обработку кости и рога.

Важным техническим достижением явилось изобретение оружия, особенно метательных охотничьих орудий (копья и дротика с каменными и костяными наконечниками). Различные варианты метательного оружия дистанционного действия существенно увеличили эффективность охоты. Видимо, в это же время появляются ловушки, силки. Улучшается, совершенствуется обработка шкур. Во время охоты стали использоваться одомашненные волки.

Формы охоты были направлены на максимальную эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с уровнем технической оснащенности.

Памятники неолита

Природная среда в эпоху неолита приняла современный облик. Видовой состав животного мира изменился, главными объектами охоты становятся мелкие животные, грызуны, пернатая дичь.

Еще в переходную эпоху от палеолита к неолиту произошли важные сдвиги в жизни человека. Был изобретен лук и появились микролиты — миниатюрные каменные лезвия в форме треугольников, ромбов, трапеций и сегментов. Изобретение дистанционного оружия привело к преобладанию охоты на нестадную дичь.

Эта охота, хотя и не приносила большого количества пищи, но доставляла ее регулярно и требовала меньших усилий от человека. Она стала под силу небольшим группам людей и отдельным охотникам.

Памятники новокаменного века широко представлены на территории Казахстана. В настоящее время известно свыше 400 неолитических и энеолитических (переходных к металлу) местонахождений. Большинство из них составляют случайные сборы. Одной из проблем казахстанского неолита является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Все больше в науке распространяется мнение о том, что неолитическая культура Казахстана не была единой по происхождению, формам хозяйства и материальной культуре, и лишь развитие ее в сходных природных условиях привело к тому, что различия постепенно сглаживались и создавались предпосылки для культурной и, видимо, этнической общности.

В неолите Казахстана в настоящее время выделяется лишь западно-казахстанский вариант кельтеминарской культуры. Кельтеминарская культура выделена С. П. Толстовым по результатам изучения памятни ков южного Приаралья, Узбоя и Сарыкамыша. Позднее памятники кель-теминарской культуры были открыты в Западном Казахстане. Датируется кельтеминарская культура концом IV — началом II тысячелетия до п. э. и представлена своеобразными орудиями.

Наиболее крупными и лучше других исследованными в Приаралье являются стоянки в районе станции Саксаульская. Материал со стоянок делится на три хронологических этапа.

Наиболее ранней является стоянка Саксаульская 1. Каменный инвентарь стоянки представлен мелкими ножевидными пластинами, концевыми скребками на отщепах, ножом на большой пластине, длинной проколкой, миниатюрными симметричными трапециевидными орудиями. На стоянке найдены также черепки круглодонных сосудов, украшенных отпечатками гребенчатого штампа и прочерченными горизонтальными волнистыми узорами.

На стоянке Саксаульская 2 каменные орудия изготовлены из серого кварцита, яшмы, халцедона и кремня. Это наконечники стрел листовидной формы с выемкой у основания, наконечники дротиков и копий, более крупные по размерам, чем наконечники стрел, также наконечники стрел листовидной формы с округленным или прямым основанием. Некоторые из них длиной 15-17 см. Здесь же найдены скребки разных размеров, от крупных — длиной 3 см и шириной 2,5 см — до миниатюрных, длиной до 0,5 см. Рабочий край у них обычно выпуклый, реже — прямой. Вкладыши для ножей сделаны из миниатюрных пластинок. Встречаются также пластины со скошенным краем, проколки и ножевидные пластины. Интересны ножи на длинной изогнутой ножевидной пластине с выпуклым лезвием.

Керамики на стоянке обнаружено мало. Это обломки горшков со сферическим туловом и отогнутым наружу венчиком, широкогорлые чашки и плоскодонные сосуды баночной формы. Днища у сосудов плоские и округлые. Орнамент в большинстве случаев нанесен зубчатым штампом в виде горизонтальных и наклонных линий, елочных вдавлений и зигзагов. В качестве украшения жители стоянки использовали ожерелья из просверленных раковин.

Сравнение инвентаря стоянки Саксаульской 2 с материалами кельте-минарских стоянок Джанбас 4, стоянками Узбоя и Акчадарьи позволяют датировать Саксаульскую стоянку поздним неолитическим периодом (концом III — началом II тысячелетия до н. э.).

Кроме Саксаульской, в районе Аральска найдены и обследованы около двадцати стоянок эпохи неолита и энеолита: Конгу 1, Шелги-Загем 1 и 2 и другие.

Для западно-казахстанского варианта кельтеминарской культуры характерно наличие крупных наконечников копий и дротиков, массивных изделий на отщепах.

К кельтеминарской культуре тяготеет неолит Южного Казахстана. Здесь, на северных и южных склонах Каратау, обнаружено большое число неолитических стоянок. Наиболее многочисленный и яркий материал получен при раскопках пещерной стоянки Караунгур. В культурном слое обнаружены очаги и кострища, а рядом с ними — кости медведя, оленя, дикого быка, архара, кабана, зайца и барсука, фазана и кеклика.

Жители поселения пользовались округлыми, удлиненными, призматическими и карандашевидными нуклеусами, пластинами с боковыми выемками, проколками, наконечниками стрел. В культурном слое найдены топоры-тёсла, каменные песты. Широко здесь представлены микролитические пластинки, служившие вкладышами для различного рода орудий. В большом количестве в быту использовались поделки из кости: шилья, проколки, иглы с ушком. Интересны костяные пластины с насечками, возможно, эталоны древних мер длины, а также украшения из раковин и клыков животных. Уникальны похожие на зооморфные скульптурки фаланги животных. Керамика круглодонная. Снаружи сосуды покрыты красной краской, а в верхней части нанесен орнамент в виде штрихов, фигур, сделанных зубчатым штампом.

В Центральном Казахстане известно несколько неолитических стоянок. На правом берегу р. Сарысу, в 120 км от Джезказгана было обнаружено несколько сот изделий из кремня и яшмы. Среди них преобладают концевые скребки и пластины. Здесь же найден обломок листовидного наконечника стрелы и обломки керамики, орнаментированной оттисками гребенчатого штампа.

Несколько стоянок открыто около станции Киик. Собраны ножевидные пластины, остроконечники, скребки и отщепы. Керамика представлена обломками грубых толстостенных сосудов.

Многочисленные неолитические стоянки обследованы в Северном Прибалхашье. Они находятся возле родников. Каменная индустрия микролитического облика представлена скребками на отщепах, наконечниками стрел, ножевидными пластинами, нуклеусами. Наконечники стрел имеют листовидную форму с округлым основанием. Керамики на стоянках не найдено.

Энеолитические стоянки обнаружены в районе г. Караганды и неподалеку от поселка Байконур. На первой стоянке собраны массивные концевые скребки на отщепах, наконечники стрел овальной формы с круглым основанием и медное четырехгранное шило. На второй обнаружены орудия из кварцита. Это ножевидные пластины, концевые скребки, наконечники дротиков листовидной формы длиной от 4,5 до 13 см.

На территории Северного Казахстана неолитические и энеолитические стоянки найдены в ряде пунктов.

Стоянка Аксуат расположена на берегу одноименного озера. Орудия сделаны из яшмы, кремня, кварцита, халцедона, но больше всего ножевидных пластин длиной 4—5 см. Есть скребки, резцы и нуклеусы. В коллекции орудий имеются вкладыши, наконечники стрел листовидной формы с прямым и округленным основанием, длина которых 3-4 см. Интересен топор из яшмы со скошенным лезвием. Керамика украшена гребенчатым штампом в виде зигзагов и резным елочным орнаментом.

Для стоянки Джар-Куль характерен тот же набор орудий. Но есть и другие виды. Это наконечники стрел подтреугольной формы и наконечники стрел с выемкой в основании.

Исследование стоянки в районе озера Коль (под Кустанаем) дало многочисленный набор орудий. Среди них концевые скребки, два клиновидных шлифованных топора, наконечники стрел с выемкой в основании и одна стрела с намечающимся черешком. Керамика украшена оттисками гребенчатого штампа, зигзагами, лесенками. На стоянке найдены фрагменты медной пластины, что позволяет отнести стоянку к эпохе энеолита.

В Восточном Казахстане наиболее известным и основательно исследованным является поселение Усть-Нарым. Поселение трехслойное. Верхние слои относятся к позднему времени. В нижнем слое обнаружены 8 очагов, имеющих вид круглых каменных вымосток, хозяйственные ямы глубиной 0,8 м, скопления костей животных. Инвентарь из нижнего слоя представлен вкладышами треугольной формы. Обнаружен и костяной наконечник с пазами для вкладышей. Найдены также рыболовные крючки в виде круглых стержней с выделанной головкой для подвязывания лески.