Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 20 из 45)

Еще хуже ситуация в казахстанской этнологической науке. Этнографическое поле деятельности сейчас заполнили различного рода социологические, культурологические, философские исследования этноса и общества.

С самого начала, с момента образования сектора этнографии в Институте истории, археологии и этнографии АН КазССР (1945 год) перед казахскими этнографами ставилась задача изучения социалистических преобразовании в хозяйстве, и сложение новых форм быта казахских колхозников. Отдельные работы посвященные традиционному этническому составу, родоплеменному устройству, социальной структуре появились только в годы оттепели. В наше время идет сложнейшая работа по определению приоритетных задач.

2.2 Развитие этнологической науки в Казахстане

В истории гуманитарной науки Казахстана особое, самобытное место принадлежит этнографии. Науки, без которой невозможно осуществление серьезных общеисторических исследований, разработка фундаментальных закономерностей исторического, социального характера, касающихся генезиса культуры и этноса, их прошлого, настоящего, в определенной степени и будущего. Если обратится к истории науки то необходимо сразу отметить, что организационное оформление, становление академической этнографии в Казахстане во второй половине 40-50-х годов было вполне закономерно. Образование самостоятельного отдела этнографии при организации после войны Института истории, археологии и этнографии было продиктовано не только политикой государства в области науки, но и значительным заделом, научными традициями в исследовании культуры и быта казахов и других народов Казахстана. Перед этнографами изначально ставились важные задачи исследования традиционной культуры казахов, других этносов республики, изменений, происходивших в культуре и быту в тот период – прежде всего на основе полевых изысканий.

В этот период в казахскую этнографию пришла группа молодых, талантливых исследователей – Х. Аргынбаев, Е. Масанов, М. Муканов, О. Исмагулов. Они были востребованы, поскольку этнография Казахстана, прежде всего казахского народа, в научном отношении оставалось неизученной.

При организации института истории, археологии и этнографии в системе АН КазССР в 45 г., в самом название вновь образованного научного учреждения была определена одна из его основных задач – изучение быта и культуры казахов, что и ставило одну из главных задач этнографической науки.

Важным этапом в становлении и развитии этнографической науки в Казахстане было проведение расширенного заседания сектора этнографии.

1945 г. можно считать определенной вехой в развитии этнографической науки в Казахстане.

В 1950 г. в аспирантуру ИИАЭ были приняты В.Востров, Р.Ходжаева.

В 1955 г. отдел этнографии приступил к разработке новой темы: «развитие народного жилища и изменение быта казахов - колхозников». Исследователи ставили перед собой задачу проследить историю становления оседлого жилища у казахов.

В 1964 г. вышла в свет монография И.Захаровой и Р.Ходжаевой «Казахская национальная одежда 19-20 вв.», являющаяся итогом многолетней работы над одним из разделов «Историко-этнографического атласа».

В 1970 г. отдел этнографии принялся за разработку новой проблемы «Типы казахского хозяйства и история его развития».

В 1972 г. вышла в свет книга В. Вострова и Х. Кауановой «Материальная культура казахского народа на современном этапе», где наряду с сельским населением впервые были представлены быт и культура рабочих промышленных предприятий.

В 1984-86 гг. отдел этнографии вел разработку темы «Современная сельская семья».

В 90-х г. этнография Казахстана «переименована» в этнологию. На основе исследований и обобщения материалов прежних лет был издан солидный коллективный труд «Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем» - явление по своему этапное в новейшей этнологической историографии.

2.3 Этногенез, этническая история и этнические процессы

Исследование процесса этногенеза - происхождения и развития этносов - ученые-этнологи относят к одному из самых сложных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и других факторов.

Исходным пунктом исследования этногенеза является вопрос о понимании и употреблении самого термина «генезис» по отношению к этносам и этническим группам. В мировой и отечественной литературе по этнологии, культурной и социальной антропологии под этногенезом, как правило, понимается процесс исторического происхождения этнических групп в периоды плейстоцена (от 2 млн. до 20 тыс. лет назад) и начала голоцена ( от 20 тыс. до 3 тыс. лет до н.э.) , когда, согласно данным археологии и палеонтологии, протекали процессы антропогенеза, развития вида Homo sapiens, социогенеза ранних форм человеческих обществ, зарождение основных форм труда, языка, религии, искусства и т.п. В силу большого числа факторов, оказавших влияние на группы людей, участвовавших в этногенезе, не имеет смысла говорить как о конкретной точке отсчета этого процесса, так и о какой-либо дате его завершения. Ведь и за последние 5 тыс. лет человечество не сохранило свою первичную этническую морфологию. Совершенно очевидно, что в течение всего этого времени порождение новых этнических образований не прекращалось, как продолжается оно и в наши дни. Конкретных тому примеров можно привести множество.

В этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить только начиная с эпохи неолита, когда произошло окончательное оформление племенных отношений.

Если применить гипотезу о едином центре происхождения человечества, то, возможно, в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением числа людей шло их расселение по новым территориям (вначале по тропикам и субтропикам, затем по менее благоприятным для жизни районам умеренного пояса). Поскольку этот процесс расселения шел на протяжении тысячи лет, людям приходилось приспосабливаться к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными становились эти признаки.

Аналогичные процессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения расселялись люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы. Согласно гипотезе С.П. Толстова о «первичной языковой непрерывности», те многочисленные языки, на которых говорило человечество на заре своей истории, произошли из единого центра и постепенно переходили друг в друга на смежных территориях и составляли в целом как бы единую непрерывную сеть.

Косвенным подтверждением этой гипотезы служит то, что следы древней языковой дробности в некоторых странах сохранились до недавнего времени. В Австралии, например, существовало несколько сотен языков, между которыми было нелегко провести четкие границы. Н.Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особый язык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики, однако языки более отдаленных групп уже значительно отличались друг от друга. Таким образом, в языке-основе постепенно образовались диалекты, которые в дальнейшем могли становиться самостоятельными языками.

По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территориальном отношении, стимулировало формирование общих экономических, социальных и других интересов.

На процессах этногенеза, проходивших на рубеже ранней истории человечества, сказывались массовые переселения, сопровождавшиеся завоеваниями одних этнических групп другими. Массовые миграции значительно ускоряли процесс замены первобытных ячеек-племен новыми, более крупными этносоциальными общностями-народностями. При этом перемещение той или иной этнической общности на новую территорию, как правило, вело за собой ее столкновение с уже обитавшей здесь другой общностью. Этот контакт нередко завершался тем, что автохтонное население оказывалось завоеванным пришельцами.

Этнические последствия переселений были самыми разными. В частности, истории известно немало случаев переселения отдельных частей этносов на слабо или полностью неосвоенные территории (переселение предков американских индейцев из Азии в Америку). В этом случае, как правило, не происходило возникновения новых этнических общностей. Иную форму и результаты имел этногенез при активном взаимодействии переселенцев с автохтонным населением, в ходе которого у тех и других появлялись новые характерные черты.

В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (пришлого населения), в ходе которого и возникает новый этнос. Однако синтез этот принимает чрезвычайно многообразные формы, особенно в тех случаях, когда он касается весьма отличающихся друг от друга этнических общностей. Дело в том, что в подобной ситуации взаимодействие в этногенезе различных этнических групп происходит не только с различными темпами и интенсивностью для каждого из них, но и нередко в различных направлениях. В этом отношении следует подходить дифференцированно ко всем аспектам этногенеза: изменениям языка, базовой культуры, физического типа, этнического сознания, включая самоназвание.