Смекни!
smekni.com

Фалеев Алексей Валентинович (стр. 19 из 51)

Примерно такая же картина наблюдается в первые послевоенные годы - годы восстановления разрушенного войной хозяйства.

Зато лет через 12-15 после войны, когда все раны уже затянулись и жизнь налажена, количество неврозов резко подскакивает вверх. Количество невротических заболеваний достигает пугающих размеров, сейчас 70-75% всех обращений в поликлинику связаны с психосоматическими заболеваниями, т.е. с неврозами. Наркомания и алкоголизм становятся нормой жизни, а самоубийства выходят на второе место по причине смертности (после сердечно-сосудистых заболеваний), оставляя позади даже раковые заболевания.

Объясняется все просто - во время войны все мысли человека направлены на одно. Его мысли заняты вполне реальными делами - как бы победить. Мысль о победе присутствует как фон в любое время дня и ночи. Грубо говоря, у человека в этот период нет никакого беспорядка в мыслях, а есть ясная и четкая цель, перед которой меркнут все остальные, обычные для мирной жизни, переживания.

В мирное время человек, как правило, думает о чем попало. Никаких фоновых мыслей у него нет. В голове - каша из беспорядочных недодуманных обрывков мыслей.

И именно в этом причина неврозов и стрессов!

Наша главная проблема кроется в наших беспорядочных мыслях. В отсутствии концентрации на чем-то одном. В рассеянности.

Поэтому, для того, чтобы избавить себя от стрессов, психосоматических заболеваний и патологических зависимостей (в том числе от еды), задача каждого современного человека - привести в порядок свои мысли. Научиться концентрироваться. Научиться думать.

Все наши проблемы таятся в нашей же голове - в неправильной ее работе. И только разобравшись со своей головой, мы сможем спасти себя от неврозов.

И здесь нам на помощь приходит современная психологическая наука.

Есть такой закон человеческой психики - человек может удерживать свое внимание одновременно на трех динамических объектах. И в тот момент, когда этих объектов как раз и становится три, то наступает внутреннее успокоение.

Это очень важный закон психики и мы должны научиться им пользоваться!

Вы, наверняка, замечали, что приятно смотреть на огонь, льющуюся воду, ветерок в кроне деревьев, плавающих рыбок в аквариуме. Это как раз и есть проявление того факта, что, наблюдая за тремя динамическими процессами (языками пламени, перекатами волн, листьями деревьев, рыбками), мозг человека занят полностью и ни на какое беспокойство просто не остается ресурсов. Именно от этого человек расслабляется, перестает беспокоиться. Неврозы его покидают.

Отсюда следует очень простой вывод - если как можно чаще занимать свой мозг наблюдением за тремя динамическими (т.е. изменяющимися в течение времени) объектами, то никаких неврозов не будет.

Итак, наука предлагает нам для лечения любых форм невротических заболеваний и зависимостей направлять свое внимание на три изменяющихся объекта. Самый простой способ - прогулка пешком.

Во время прогулки нужно соблюдать два условия - сосредоточить внимание на том, что вы видите и на том, что вы слышите. Таким образом, вы и сосредоточите внимание на трех динамических объектах: 1 - вы идете и следите за равновесием, 2 - вы слушаете окружающие вас звуки, которые в каждый момент разные, 3 - вы смотрите на окружающий вас пейзаж, который тоже изменяется.

Вместо одного из пунктов врачи-психотерапевты иногда рекомендуют напевать какой-нибудь куплет - это отвлечет внимание мозга и он будет занят обслуживанием этих трех динамических объектов, а на беспокойство просто не останется ресурсов.

Избавившись от беспокойства и лишних мыслей, человек обретает способность к концентрации.

Вот такой внешне простой способ обретения душевного равновесия.

На самом деле, достаточно трудно все время во время ходьбы себя ощущать - слушать, смотреть и не отвлекаться.

И поэтому я предлагаю воспользоваться другими методиками - методиками, которые предлагают различные религии.

Вы удивитесь, но именно подобными психотерапевтическими упражнениями наполнены все религиозные практики буддизма, индийской йоги, китайского цигун, христианства, суфизма и других эзотерических учений. Все они придуманы для того, что успокаивать человека и убирать стрессы.

В этих религиозных практиках таиться огромный потенциал. Я напомню, что до 75% людей, приходящих сейчас в поликлиники, болеют психосоматическими заболеваниями. А это значит, что только через успокоение и избавление от неврозов можно их вылечить.

Ожирение стало бичом человечества и только после того, как человек приведет в порядок свои нервы, он перестанет переедать. То же самое касается алкоголизма, наркомании, трудоголии, игромании и других зависимостей.

Именно поэтому все те психологические практики, которые предлагают религии для успокоения, сейчас очень востребованы. Просто о них мало кто знает за пределами церквей, синагог, мечетей и храмов.

Все эти практики связаны с дыханием. Вернее за наблюдением за дыханием. Они не требуют изменения ритма и глубины дыхания.

Наилучшей из этих практик я считаю технику, которая широко применяется в православном христианстве и которая называется Иисусова (сердечная) молитва.

Техника заключается в следующем: вдох мысленно направляете в сердце и произносите "Господи, Иисусе Христе", выдох мысленно направляете из сердца во внутренний объем своего тела и произносите "помилуй мя!".

Все это произносится мысленно, без всяких задержек дыхания, вдох и выдох через нос, ритм дыхания естественный.

По мере освоения этой техники начинаете каждое слово молитвы подстраивать под удары сердца: один удар сердца - одно слово.

Стараться делать вдох и выдох равными по длительности. Для этого, например, можно делать так: на вдохе будет три удара сердца (и, соответственно, три слова - по одному слову на каждый удар), а на выдохе тоже три удара сердца (последние два слова и пауза).

В православии стараются эту молитву сделать постоянной, звучащей всегда (у них это называется "самодвижущаяся молитва"), т.е. работающей автоматически без вмешательства сознания.

У нас такая цель не стоит. Просто начинайте понемногу, в любое время дня, когда вы ничем не заняты - ходите по улице, едете в транспорте, ложитесь спать, смотрите телевизор и т.п. - произносить про себя текст этой молитвы, сочетая его с дыханием.

И вот что в этом случае будет происходить.

Иисусова молитва состоит из трех динамических объектов - мы следим за дыханием, мы следим за биением сердца, мы произносим слова. Следовательно, в тот момент, когда мы произносим Иисусову молитву, мы расслабляемся. Из мозга уходят все посторонние навязчивые мысли, мы избавляемся от неврозов и патологических зависимостей, мозг приобретает способность к концентрации и творческой активности.

С точки зрения психологии, наступает тот же самый эффект, что и при разглядывании языков пламени костра, льющейся воды, рыбок в аквариуме и т.п.

Таким образом, Иисусова молитва - один из лучших способов добиться отдыха для мозга, один из лучших способов избавиться от беспорядка в собственной голове и бесцельного движения одних и тех же мыслей по кругу.

Иоанн Лествичник (VII век, Палестина) так охарактеризовал это состояние: "Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия".

Прекрасные слова! Да, именно этого мы и хотим добиться - безмолвия в собственной голове. И тогда каждая наша мысль станет яркой, отчетливой, концентрированной.

Впрочем, похожие методики есть во всех религиях.

Например, даосизм (китайский цигун) использует "для выращивания пилюли бессмертия" дыхание через нижний "дань-тянь" (низ живота). К примеру, одна из простейших техник такова - на вдохе в низ живота втягивается мысленно энергия из всех точек на поверхности тела, на выдохе - из низа живота энергия направляется на все точки на поверхности тела. Дышать точно так же - непрерывно в течение 24 часов в сутки.

Исламские суфии используют технику концентрации "зикр" - т.е. концентрации на имени Божьем ("Нет Бога, кроме Аллаха"). Зикр (имя Бога) повторяется вначале вслух, а затем про себя. В идеале, практика "зикр" продолжается в каждый момент времени жизни суфия, как это следует из наставлений: "Присутствуйте в каждом дыхании. Не позволяйте своему вниманию отвлекаться даже на период одного дыхания. Помните себя всегда и во всех ситуациях". Т.е. мы видим все то же самое требование - мысленное обращение к имени Бога на протяжении всех 24 часов в сутки, поддержание этой молитвы даже и в гуще обычной деятельности, и во сне. Замечу, что часто "зикр" сочетают с различными танцам.

Индуисты практикуют "джапа" (безмолвное произнесение мантры). Начинающие минимум 6 часов в день, перебирая бусы, повторяют имя своего Божества с каждой бусиной один раз. Другим вспомогательным средством является синхронность повторения с дыханием или с ударами сердца. Постепенно такая практика доводится до 24 часов в сутки.

Иудеи используют "кавванах" ("прилипание к мысли"), целью которого является состояние "девекут" (соединения души с Богом), "в котором вы постоянно помните о Боге и его любви, и до такой степени неразрывно связаны с ним мысленно, что даже когда разговариваете с кем-то, то ваше сердце не с этим человеком, а все еще пребывает перед Богом". Другими словами, все то же самое - в каждый момент нужно поддерживать в мозгу процесс, которые занят мыслями о Боге.

И так далее.

В каждой религии есть подобная техника, которая и составляет деятельную основу религии.

Конечно, они отличаются, но в целом очень похожи. Главная задача каждой из этих техник добиться существования внутри своей головы фонового процесса, который в каждый момент времени наблюдает за дыханием и произносит имя Бога.