Рис. 13. Равновесие на двух рынках
Равновесие на рынке товаров и на рынке денег определяется одновременно нормой процента r и уровнем дохода Y. Например, равенство между сбережениями S и инвестициями I может быть выражено следующим образом: S(Y)=I(r).
Равновесность регулирующих инструментов ( r и Y ) на том и другом рынке формируется взаимосвязанно и одновременно. По Хиксу, «оба рынка определяют одновременно уровень равновесного дохода и равновесный уровень нормы процента».
При завершении процесса взаимодействия двух рынков устанавливается новый уровень r и Y.
Брагинский С.В., Певзep Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. – М.: Мысль, 1991. – Ч. 2, гл. 5.
Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997. – Тема 14.
Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. – Киров: Вятка, 1994. – Гл. 15.
Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 29.
Менкью Н.Г. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Гл. 10.
Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. В 2 т. – М.: Прогресс. – Т. II, Прил. II, ч. 1, гл. III.
Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. – М.: Прогресс – Универс, 1993.
64. Поясните смысл однофакторной модели Р. Харрода и Е. Домара.
Однофакторная модель определения темпов экономического роста была предложена английским экономистом Роем Харродом (1900-1978) и американским экономистом Евсеем Домаром (р. 1914). В их модели, которую обычно называют моделью Харрода–Домара, учитывается только капитал в качестве единственного фактора роста. Этот фактор как бы синтезирует в себе функционирование всех остальных факторов. Предполагается, что задействованы все факторы; прирост спроса равен приросту предложения.
Как считают авторы, в случае повышения производительности труда коэффициент капиталоемкости, т.е. отношение капитала к выпуску продукции, существенно не изменится. Возрастет и соотношение «капитал–труд», и отношение выпуска продукции к трудовым затратам. Поэтому показатель однофакторной модели – соотношение «капитал–выпуск» практически останется прежним.
Модель Харрода–Домара служит вспомогательным инструментом при рассмотрении проблемы экономического роста в долгосрочном периоде. Модель помогает уяснить характер взаимосвязей в динамике, представив их в наиболее простой и наглядной форме. Формула модели:
G=S:C,
где G – искомый темп экономического роста; С – соотношение «капитал–выпуск» (коэффициент капиталоемкости); S – доля сбережений в национальном доходе.
Чем больше величина чистых сбережений (S), тем больше размер инвестиций, а значит и выше темп роста. Чем выше капиталоемкость (С – отношение капитала к размеру производимой продукции), тем ниже темп экономического роста.
Используя данные об основных экономических параметрах, можно прогнозировать ожидаемые темпы экономического роста на перспективу. Разумеется, фактические темпы будут отличаться от расчетных. Но отличие будет не столь значительным, если на прогнозируемый период сохранятся постоянной доля сбережений в национальном доходе S и неизменным коэффициент капиталоемкости С.
При высоких темпах экономического роста коэффициент капиталоемкости будет «подстегивать» этот рост. В условиях же депрессии, снижающихся темпах роста для поддержания желаемых темпов инвестиций будет недоставать.
Модель Харрода–Домара помогает представить, как будет выглядеть кривая экономического роста не в относительно короткий, а в длительный период. Модель «подскажет», какие условия необходимы для поддержания постоянного и относительно равномерного роста.
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 11.
Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Гл. ред. В.Н. Черковец. – М.: Мысль, 1994. – Гл. 2.
Геретик Ш. Критика буржуазных теорий политэкономии. – М.: Прогресс, 1977. – Гл.12.
Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. В 2 т. – М.: Прогресс, 1978 – Т. 2, ч. 3, гл. X.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. VIII.
Хансен Э. Послевоенная экономика США. – М.: Прогресс, 1966.
Xappoд Р., Хансен Э. Классики кейнсианства. В 2 т. – М.: Экономика, 1997.
Харрод Р.Ф. К теории экономической динамики. – М.: Иноиздат, 1959.
65. Какие функциональные связи отражает уравнение обмена И. Фишера?
Уравнение обмена MV=PY, предложенное американским экономистом Ирвингом Фишером (1867–1947), содержит две группы показателей: в левой части М – количество денег; V – скорость их обращения; в правой части Р – средневзвешенный уровень цен; Y – объем товарооборота.
Уравнение обмена отражает тот факт, что на практике сумма всех платежей равна сумме цен всех товаров, поступивших в товарооборот. Это уравнение показывает, что уровень цен находится в прямой взаимосвязи с количеством денег и скоростью их обращения и в обратно пропорциональной связи с потоком товаров.
Формула обмена Фишера помогает яснее представить функциональные связи на рынках денег и товаров. При изменении одного показателя изменяются и другие. Если растет денежная масса М, то при стабильности скорости обращения денег V изменяются либо цены Р, либо объем производства Y в стоимостном выражении.
Фишер исходил из предположения, что скорость обращения денег V остается без изменений; объем производства Y не зависит от колебаний денежной массы М. Деньги воздействуют только на уровень цен Р.
Согласно эффекту Фишера в случае увеличения денежной массы М спрос на деньги падает, процентная ставка снижается. В связи с повышением цен спрос на деньги вновь возрастает и уровень ставки повышается. В конечном счете установится естественный уровень процентной ставки. Колебания будут происходить вокруг этой естественной нормы.
Впоследствии представители неоклассиков несколько видоизменили уравнение Фишера. В их трактовке оно получило следующий вид: M=kPY,
где k – величина, обратная V – скорости обращения денег (k =1/V).
При этом допускается, что скорость обращения денег – величина постоянная. Уравнение обмена несколько упрощает действительные взаимосвязи, оно не годится в условиях высокой инфляции, при изменении скорости денежного обращения.
Агапова И.И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция XIV.
Бункина М.К. Монетаризм. – М.: АО «ДИС», 1994.
Долан Э.Д. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. – СПб.: СПб. Оркестр, 1994.- Гл.14.
Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992. – Т. 1, гл. 18.
Фишер И. Покупательная сила денег: ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризисам. – М.: Финиздат НКФ СССР, 1926.
Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльф пресс, 1996.
66. Количественная теория денег М. Фридмена: содержание, особенности.
Монетаристская концепция опирается на количественную теорию денег. Ее суть: цены товаров определяются количеством денежных средств. Увеличивается денежная масса – цены растут, и, наоборот, сокращается денежная масса – цены снижаются.
Основное свойство денег – ликвидность. Имея деньги, можно приобрести любой товар. Но обладание денежным запасом связано с потерей потенциального дохода. Деньги, лежащие без движения, предназначенные для покупки товаров, означают утрату альтернативного дохода, который может быть получен от приобретения других активов (ценных бумаг, акций, облигаций).
В своей интерпретации количественной теории Фридмен исходит из того, что спрос каждого ограничен размерами богатства, стремлением не упустить выгоду от приобретения альтернативных активов. В случае избытка денег их стремятся использовать для покупки ценных бумаг и получения дополнительных выгод.
В отличие от предложения денег спрос на деньги относительно стабилен. На денежный спрос помимо доходов влияют: уровень цен (изменение покупательной способности денег), размеры процентных ставок (рис. 14).
R S2 S11
Деньги M
Рис. 14. Спрос на деньги L и предложение денег S
Предложение денег представляет собой количество денег в обращении. Оно определяется размерами денежной эмиссии, кредитами коммерческих банков, куплей-продажей ценных бумаг. Соответствие между спросом на денежную массу и предложением денег обеспечивает механизм рыночного саморегулирования (точка 1 на рис.14).
Если, как показано на рис. 14, уменьшается предложение денег (S1ÕS2), то условия кредита ужесточаются, процентная ставка (r) повышается. В результате спрос на деньги (L) несколько снизится; часть денег будет использоваться на приобретение более выгодных активов. Равновесие спроса на деньги и предложения денег нарушится, затем установится в новой точке (2). Процентная ставка здесь выше, а денег в сфере обращения меньше. В этих условиях центральный банк, очевидно, скорректирует свою политику – предложение денег возрастет, процентная ставка снизится. Процесс пойдет как бы в обратном направлении (что обозначено на рис. 14 прерывистой стрелкой).