Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению Дня славянской письменности и культуры (стр. 4 из 13)

Сенька с Танюшей были поражены тем, что Илья Муромец отпустил малолетнего воришку и тем самым спас его от расправы, при этом отдал украденное слугам хозяина, не оставил себе (!). «Ставшие невольными свидетелями разговора Ильи с непутёвым мальчишкой, Сенька с Танюшей высоко оценили благородство славного воина, но одновременно удивились его наивности. Ребята не сомневались, что Егорку они в глаза больше не увидят. Тем не менее, уже вечером кудрявый «ангелочек», весело посвистывая, драил щёткой бока и старательно расчёсывал гриву богатырскому коню»[13].

В княжеских хоромах дети из XXI века с удивлением узнают, что племянница князя Владимира умеет ткать и шить, вышивать и вязать, и что весь ее день занят с утра до вечера. Девочка Любава объясняет сразу повзрослевшему Арсению, кто как одевается, какой наряд как называется и из чего состоит, а Таню учит премудростям женского мастерства, ибо той уже пора приданое готовить. Выяснилось, что из лука Любава также мастерица стрелять (вдруг осада города – тогда и женщины на стены выходят), но не отставала от нее «книжница» Танюша. А воин и защитник Арсений оказался просто домашним «компьютерным мальчиком».

И еще одним удивила княжеская племянница современных детей: «Прежде чем выйти из горницы, Любава повернулась к образам, перекрестилась и сказала: «Благослови, Господи!»

– У нас на каждое доброе дело (на учение, на труд, на ратный подвиг) просят помощи у Бога, – объяснила она. – А в вашей стороне так поступают?

– Не знаю, наверное… – неуверенно произнесла Танюша и на всякий случай тоже перекрестилась»[14].

В княжеском тереме многому научились городские избалованные дети, но поняли главное:

«– Всё у них с молитвы начинается, – ворчал спросонья Сенька.

– Может, потому и жизнь так толково налажена. Никуда не спешат, а везде успевают. Каждый без суеты выполняет свои обязанности, и даже дети многому обучены, – ответила Танюша…»[15]

Здесь тема взаимоотношений Человека и компьютера тесно переплетается с другими темами, активно затрагиваемыми художественной и массовой литературой для детей и подростков в последнее время – темой потери человеком своей исторической памяти и утраты национальной идентичности, темой бездуховности современной молодежи и ее нежелания учиться и читать, темой потери взаимопонимания между различными поколениями. Сеньке и похожим на него подросткам взаимоотношения с компьютером, с виртуальным миром заменили жизнь в мире реальном, заменили настоящие мысли, чувства и переживания на искусственные, «игрушечные». Стресс, пережитый в виртуальном мире, вернул мальчика в мир реальный, заставил поверить в то, что и чтение книг, и общение с людьми, и решение «глупых» бытовых вопросов и сложных проблем – это интересно, это необходимо для того, чтобы остаться Человеком. Да и Танюша, любительница книг и истории, «вылезла» из своей социальной ниши – из своего «виртуального мира», сумела решиться не бояться реальной действительности. Герои-подростки поняли главное: за человеком всегда остается право его выбора! Даже если данное произведение Светланы Ананич захватило сначала юного читателя лишь занимательным сюжетом, интересными сведениями по истории Руси, образом того или иного персонажа, то в дальнейшем так или иначе «всплывет», проявится осознание главной мысли произведения, заставит думать и сопоставлять прочитанное, увиденное, услышанное и пережитое.

Знакомить учеников с современной детско-подростковой и юношеской литературой сначала лучше по определенной схеме – дети привыкают к алгоритму «вхождения» в незнакомое произведение, подчиняются его логике, затем сами эту логику воспроизводят при презентации новых прочитанных книг. Уроки по современной литературе обязательно должны иметь яркое, броское, интересное название и эпиграф, которые затем можно «обыграть» в процессе знакомства с новой книгой или новым автором. Например, в 5–6 классах можно провести урок «Путешествие в "Страну городов"», эпиграфом к которому взять хорошо известные учащимся слова А.С. Пушкина «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Урок при этом будет синтетическим с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, а в качестве основных целей и задач можно выделить следующие:

повторить и закрепить исторические и культурологические сведения, полученные учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;

– закрепить знания учеников по истории Древней Руси;

– развивать читательские умения учеников;

– развивать стремление к постоянному приобретению знаний, деятельностное отношение к жизни;

– воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.

Начинается такой урок обычно со слова учителя с элементами беседы или выступлений учащихся, подготовленных под руководством учителя:

Сегодня мы снова будем перелистывать страницы книги на историческую тему – историческую сказку Елены Петровны Чудиновой «Гардарика»[16]. По жанру – это всё-таки повесть, написанная с большой долей вымысла, иногда – фантастики. Однако те из вас, кто уже прочитал эту книгу, наверняка, даже и не поняли, где «спряталась» эта фантастика. Почему? Да потому, что книга Чудиновой – вовсе не фэнтези или научная фантастика: волшебное и фантастическое спрятано здесь в глубине сюжета, в домысливании каких-то исторических фактов, о коих не осталось записей в летописи. В то же время домысливание это – вполне органично, естественно, то есть без натяжки вписывается в те исторические события, о которых мы с вами уже знаем предостаточно.

Давайте учиться разбираться в том, что мы с вами прочитали. Первый вопрос всегда один и тот же, но он – главный:

– Понравилась ли вам книга Елены Петровны Чудиновой? Почему? Чем именно?

– Почему книга названа «Гардарика»? Что означает это слово? Где мы с ним уже встречались?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Гардарика – «Страна городов» – название Руси, данное ей викингами[17].

– Когда происходит действие этой исторической сказки?

– Расскажите кратко, что вы знаете о правлении Ярослава Мудрого.

– Таким ли вы представляли себе этого Киевского князя? В чём ваше представление об Ярославе Мудром отличается от образа, созданного современной писательницей?

– Вспомните, какие народы населяли Древнюю Русь и какие племена жили вокруг древнего Киева.

– Что вы знаете о верованиях этих народов, племен и различных славянских родов?

– Какова была религия древних славян? (Многобожие. Язычество.)

– Объясните, как вы понимаете фразу: «Язычество – комплекс первобытных верований и обрядов, предшествовавший возникновению мировых религий»[18].

– Дополните своими примерами высказывание известного исследователя истории древних славян Бориса Рыбакова: «Славянское язычество, – писал ученый, – часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий»[19].

– Расскажите, что вы узнали из прочитанного ранее и из книги Елены Чудиновой о славянских божествах и их культах.

– Каким представляли себе окружающий мир наши далекие предки? Можно ли схематично изобразить их видение всего сущего? (Конечно, кто-то схематично рисует Мировое древо, а наиболее подготовленные ученики – Вселенную в образе Золотого яйца.)

– Повествования о Сотворении Мира – это мифы или легенды? Кто может четко и логично отстоять ту или иную точку зрения?

– Так чем же легенды отличаются от мифов? Почему тогда многие книги называются примерно одинаково: «Мифы и легенды ...», например, «Мифы и легенды Древней Греции», «Мифы и легенды Древнего Востока»? (Мифы и легенды тесно связаны между собой, так как обобщенное видение мира должно быть дополнено «реальной», живой историей, как бы очеловечено, а затем перенесено в мировосприятие и быт конкретного народа. В то же время герои легенд «живут» и действуют только в «мифологическом мире», в реальном мире это были совершенно другие люди, может быть, совершавшие иные поступки.)

– Так что же такое миф?

– Подумайте и попытайтесь объяснить, почему писательница именно так обозначила жанр своего произведения – историческая сказка.

– Почему она не назвала жанр – преданием или легендой?

После такой беседы уместно перейти к тексту произведения, но в силу того что сегодня не все дети читают предложенные им книги, прочитавшие сказку учащиеся готовят дома пересказы: