Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению Дня славянской письменности и культуры (стр. 9 из 13)

На наш взгляд, очень точно высказалась о романе «Ларец» Ольга Голосова: «…автор пользуется русской историей как канвой, по которой вышивает свою картину»[47]. Отмечая это достоинство романа, О. Голосова подчеркивает: «…именно глубокое знание русской истории, любовь к ней позволяют автору так свободно и увлекательно плести живую ткань своего повествования. Главные героини этой книги, живя в православной России XVIII века, меньше всего знают именно о православии. И в этом тоже знамение нашего времени. Много ли знает о Боге среднестатистический российский подросток из семьи неверующих родителей? А вот о гороскопах, демонах и магии он весьма наслышан. Девочка Нелли, обладая странными способностями – умением видеть в драгоценных камнях прошлое, развлекает себя волшебными историями, как поступил бы любой ребенок на ее месте. Она даже не задумывается о том, хорошо это или плохо, как, не задумываясь, многие взрослые балуются куда более опасными игрушками. Именно эти необычные способности и вовлекают Нелли Сабурову в опасную борьбу с господином Венедиктовым – древним финикийским демоном Хоммутабалом. И тогда все становится на свои места. Зло, нарядившись в самые заманчивые и соблазнительные одежды, оказывается злом, а необычные способности нужны героям, чтобы преодолеть его, хотя, к удивлению героинь, главными оказываются все-таки человеческие качества: мужество, верность, преданность»[48].

Роман Е. Чудиновой «Лилея» повествует о приключениях уже подросших героинь – дворянки Нелли Сабуровой, в замужестве Елены Кирилловны Росковой, супруги французского изгнанника Филиппа де Роскоф, ее верной подруги-горничной Параши и цыганки Кати. Через десять лет подруги оказываются снова в водовороте событий, их приключения становятся все более опасными, «так как теперь против них не только демонические силы, но и целое государство, охваченное кровавым безумием, – революционная Франция»[49].

Давайте сегодня с вами проанализируем первый роман дилогии – роман «Ларец», при этом остановимся и на идейно-художественных особенностях приключенческой литературы, и на специфике художественной литературы на историческую тему, а также и на проблеме ответственности человека за свои поступки. Здесь же можно затронуть также тему взаимоотношений человека и государства, подробно остановиться на теме выбора жизненного пути и жизненных приоритетов героями произведения.

2. Работа с эпиграфом.

– Прочитайте еще раз эпиграф к сегодняшнему уроку.

– Как вы понимаете слова Александра Городницкого? Согласны ли вы с поэтом?

– Что значит «его огонь далёкий не погас»? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры из современной действительности или художественной литературы.

– О какой мелодии поётся в этой бардовской песне («Мелодия его не отзвучала»)? Приведите свои примеры.

– Встречаем ли мы в романе «Ларец» такую мелодию? Расскажите об этом.

– Какие впечатления оставил у вас после прочтения роман Е.П. Чудиновой «Ларец»?

– Кто из вас прочитал всю дилогию? Расскажите, как сложилась дальнейшая судьба героинь первой части дилогии – Нелли, Параши и Кати. Случайно ли им выпали такие испытания при переходе во взрослую жизнь?

3. Рассказ учащегося о прочитанной книге.

Свободный рассказ с элементами отзыва о книге Е.П. Чудиновой «Ларец».

Возможно собственное иллюстрирование учеником прочитанного или его же презентация по мотивам книги.

4. Пересказ прочитанного.

Краткий пересказ нескольких эпизодов произведения (для мотивации на прочтение тех учеников, кто еще книгу не читал, – данная цель поставлена перед пересказывающими):

1 эпизод – «Три подруги – Нелли, Катя и Параша – двенадцатилетние девочки XVIII в. Тайна ларца»;

2 эпизод – «Тайна рода Сабуровых. Что узнала маленькая Нелли о Соломонии Сабуровой и как это отразилось на её дальнейшей судьбе?»;

3 эпизод – «Смерть брата и исчезновение ларца. Кто такой отец Модест?»;

4 эпизод – «Начало приключений трех подруг. Как ведет себя маленькая Нелли?»;

5 эпизод – «Встреча Нелли Сабуровой с графом де Роскоф».

5. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

– Расскажите, что вы узнали о жизни мелкопоместных дворян в середине XVIII столетия?

– Кого напоминает нам юная дворянка Нелли Сабурова? (Героев приключенческих повестей.)

– Опишите юных героинь данного повествования. В чем их сходство и каково различие?

– Что рассказывается в экспозиции романа о роде Сабуровых? Как дополняет художественное произведение наши исторические сведения?

– Когда происходит завязка действия сюжета произведения? (Исчезновение ларца с фамильными драгоценностями.)

– Как вы думаете, каков сюжет этого произведения Елены Чудиновой? (Приключенческий.)

– Расскажите, как развивается сюжет романа в первой книге «Ларца»?

– Расскажите, как развивается действие романа во второй книге? Почему, на ваш взгляд, так трудно оторваться от чтения этой части?

– Какие еще дополнительные исторические сведения мы получаем, путешествуя с тремя девочками по провинциальной России XVIII в.?

Географические – роман расширяет и углубляет наши представления о России, географических реалиях – Среднерусская возвышенность, Урал, Зауралье, Сибирь, Тверь, Санкт-Петербург и его окрестности, путь из новой столицы в старую, Москва и её пригороды: многие местности предстают образно, ярко и выпукло, как в художественном фильме.

Ботанические – рассказывается о флоре тех мест, по которым проезжают Нелли и Катя под видом юного дворянина Романа и его слуги Платона. Нелли любит природу, поэтому особенно внимательно изучает и окружающий пейзаж, и растения, больше те, которых раньше не видела. Обладая даром понимать камни – «мёртвую природу», – она в то же время стремится понять природу живую.

Параша изучает мир растений с практической точки зрения: бабка передала ей дар ведуньи, умеющей врачевать травами, поэтому девочка познает окружающий мир именно с целью узнать что-то новое для своей «незаконной профессии».

Исторические – расселение финно-угорских и славянских племен на восток во времена Древней Руси: Параша явно финно-угорского происхождения, и языческие знания, переданные умирающей бабкой, указывают на связь местного населения с язычеством еще в XVIII столетии. Писательница тонко показывает, как, с одной стороны, в крестьянской среде спокойно уживаются языческие верования и образ жизни с укладом христианским, с другой, как они уже вступают в конфликт между собой и во всем крестьянском мире, и в душе отдельных людей. Например, в душе двенадцатилетней полуязычницы Параши, посвященной в ведьмы, но стремящейся быть хорошей христианкой. Или в душе полуцыганки Кати, выбирающей, кем быть – крепостной «русской» крестьянкой или вольной цыганкой, живущей по цыганским законам, часто вступающим в конфликт с Православием. Даже в душе юной дворяночки Нелли Сабуровой постепенно начинается разлад: воспитанная в «свободе нравов» века Просвещения, она, сталкиваясь со злом – человеческим и абсолютным, – впервые осознаёт, что ей не хватает Веры и Силы, которые даются только Православием. Ступив на путь Веры, Нелли побеждает зло и в своей душе, и в окружающем ее мире.

Как вставные эпизоды даны видения Нелли при ее ворожбе с камнями – рассказы о русской истории, о роде Сабуровых, о Соломонии Сабуровой и её сыне Георгии – наследнике престола, о восстании крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, – рассказы тех людей, кому принадлежали камни, то есть непосредственных участников событий.

Оказавшись за Уралом, в непризнанной республике потомков Соломонии Сабуровой и ее родичей, Нелли с подругами узнаёт много нового по истории и этого полудикого края, и своей родины – России. Выясняется, что в учебниках по истории не всю правду пишут!..

История, переданная устами грамотных потомственных дворян, перемежается преданиями и легендами крестьян разных местностей, что при этом создаёт картину не полуфантастическую, а вполне реальную, только образную и яркую – картину России X – XVIII столетий.

Этнографические – показано население разных земель, их язык и обычаи. Рассказывается о причинах исчезновения того или иного народа, а также причины ассимиляции.

Религиозные – показана борьба высшего Добра с абсолютным Злом в реальном мире, в душах людей; подробно раскрывается сущность как оккультизма, язычества и разных древний верований, так и христианства, в частности – Православия. Общность христианского мышления – русских, французов, крещеных угро-финнов и тюркских племен.

– Тот, кто уже прочитал исторические романы Е. Чудиновой, может ответить, изменяется ли характер главной героини дилогии – Нелли Сабуровой – во время её странствий? Можем ли мы сказать, что характер дан в динамике?

Частично – да, так как автор показывает и физическое, и духовное взросление героини, её мысли и переживания. Более того, меняются и девочки-крестьянки: сначала Параша, жившая в православном монастыре под именем Нелли, – Прасковья начинает думать и постепенно исключать из своей жизни то, что связывает её с ведовством, оставляя только умение врачевать, данное ей, как она теперь считает, для того, чтобы помогать людям во славу Божию. Затем – Катерина: взрослея, она всё больше убеждается в том, что жаждет вольной жизни, а не размеренного уклада крестьянского быта, поэтому даёт весть настоящему отцу о своем решении. В конце романа каждая героиня выбирает то, что ей ближе: Нелли возвращается в любимый дом родителей – продолжать род Сабуровых, Параша также с радостью едет на родину – в милые края, «в свой язык», а Катя уходит «в цыгане». Символично, что ее барыня – Нелли – этому не препятствует: сказывается просвещенческое воспитание о свободе личного выбора человека. И православный взгляд повзрослевшей Елены Кирилловны: каждый должен реализовывать свои таланты, не зарывать их в землю.