Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению Дня славянской письменности и культуры (стр. 7 из 13)

При этом повествование о мальчишке начала нового века предельно жизнеподобное, а характеры персонажей типичные, легко узнаваемые, психологически верные. Читатель-подросток видит перед собой ровесника с теми же проблемами в школе и дома, что и у него самого, «примеряет» на себя решения персонажей произведения, невольно сравнивает поведение героев, анализирует и, соответственно, делает свои выводы. Так, вслед за Стасом Тепловым растут и мужают читатели-дети, постепенно переходя в подростковый, а затем и в юношеский возраст.

Третий пласт данного произведения, почему его и можно с полным правом отнести к жанру романа, — сюжетная линия отца Тихона, данная прерывисто, часто в рассказах окружающих, которые сами еще не осознали, что приехавший в деревню иеромонах и есть тот мальчишка-односельчанин Васька Голубев, что помогал ломать церковь в селе Покровском. Здесь дается повествование о том, как неверующий учитель истории Василий Иванович Голубев обретает веру, которая помогла ему в итоге стать старцем — отцом Тихоном.

Перед лицом смерти все герои романа совершают свой нравственный выбор, ибо ни деньги и богатства земные, ни слава, ни почет не спасут от общего для всех конца. «Что ждет нас за порогом смерти? В чем смысл жизни?» — на эти вопросы сами себе дают ответ взрослые и дети в романе «Тайна рубинового креста».

Один из отзывов об этом произведении на старом сайте писателя заканчивался следующими словами: «Особенность повести Евгения Санина, писателя со стажем, в том, что эта книга способна увлечь невоцерковленного подростка. Она начисто лишена агрессивного напора современных писателей, пытающихся страхом и угрозами привести ребенка к вере. Книга Евгения Санина — долгожданное явление в мире православной художественной литературы. Исконно русское, увлекательно написанное произведение, не отягощенное навязываемым морализаторством, а исполненное истинной радости подлинного христианского миросозерцания»[33].

Свою точку зрения писатель не навязывает, предлагая юному читателю самостоятельно совершить свой нравственный выбор вслед за выбором героев произведений, недаром сегодня существует два варианта изданий повестей Е. Санина для подростков и юношества — уже указанные[34] и изданные отдельными книгами сюжетные линии — про Стаса Теплова и исторических персонажей[35]. Только второй вариант выходит уже не под гражданским именем писателя, а с указанием его нового имени — нового статуса: Монах Варнава. Второй вариант издания предназначен в основном для детей воцерковленных.

Так исторический сюжет из первой книги тетралогии «Тайна рубинового креста» про мальчика Криспа, сына римлянки-христианки и императорского курьера Марцелла Фортуната, идущего по пути взросления физического и духовного, выбравшего при этом путь христианского мученика, стал новой повестью писателя — «Приди и Виждь»[36]. Историческая повесть монаха Варнавы «Иду на Вы» была создана на основе исторического сюжета, идущего параллельно основному сюжету в романе «Белый гонец»[37]. А историческая повесть «Божий суд» выкристаллизовалась из одной из сюжетных линий романа «Мы — до нас»[38].

В интервью, данном журналу для семейного чтения «Православная беседа» (№ 3 за 2011 г.), монах Варнава четко определил смысл своей жизни: «МОЕ ПОСЛУШАНИЕ — ПИСАТЬ КНИГИ»[39]. Но раз акт творчества — послушание, то сами произведения не могут не нести в себе миссионерский заряд. Православный писатель не может не проповедовать, однако делает он это мягко, ненавязчиво, в привычных и любимых жанрах детско-подростковой литературы повествуя о современной нам жизни, демонстрируя возможные варианты нравственного выбора и «проживания жизни» в эпоху становления капитализма в России начала XXI века.

«Чтение – явление динамичное. Пространство чтения детей, его структура, содержание, тенденции как непосредственно, так и опосредованно зависят от взаимосвязи множества объективно-субъективных характеристик. Но в этом пространстве, как бы его ни моделировало «взрослое сообщество», отчетливо живет личностное «я» детского читателя, определяя реальное соотношение всего, необходимого взрослому сообществу и нужного детскому»[40]. Наша задача найти это «реальное соотношение» и способствовать формированию у читателей-школьников интереса к чтению, к размышлениям о мире и человеке в этом мире, об истории и своей жизни, способствовать формированию личностных качеств подростков.

Приложение 3.

УРОК 1.

ВРОНСКИЙ Ю.П. «СТРАНСТВИЕ КУКШИ ЗА ТРИДЕВЯТЬ МОРЕЙ»

(2 – 3 часа)

…Надобно знать, что любишь;

а чтобы знать настоящее,

должно иметь сведение о прошедшем.

Н.М. Карамзин.

Цели урока:

– познакомить учащихся с современным произведением на историческую тему;

– раскрыть перед школьниками специфику и художественные особенности исторической прозы ХХI в.;

– закрепить знания учащихся по истории Отечества;

– продолжить развитие читательских умений школьников;

– пробудить интерес к изучению географии, истории, этнографии, культурологии и литературы;

Форма урока. Интегрированный урок с элементами интеграции знаний по истории, культурологи, этнографии, географии, русскому языку и литературе, включающий в себя работу с эпиграфом к уроку, слово учителя и сообщения учащихся, работу с текстом, творческую работу школьников.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

1. Слово учителя (кратко).

О становлении и развитии исторической прозы в отечественной литературе XIX – XXI вв. (желательно – с компьютерной презентацией и демонстрацией книг на историческую тематику).

2. Работа с эпиграфом.

– Давайте прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку. Подумайте, почему писатель Н.М. Карамзин сказал такие слова: «…Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем»? К кому он обращался?

– Для чего, по вашему мнению, «надобно знать, что любишь»? А может быть, и не надо? Может быть, проще ни о чем не задумываться? Аргументируйте свой ответ.

– Почему не только один Карамзин утверждал, что «без прошлого нет настоящего» и будущего? Что имеется в виду? Приведите свои примеры.

– Понравился ли вам эпиграф к сегодняшнему уроку? Почему? Обоснуйте свой ответ.

– Как соотносится данный эпиграф, с вашей точки зрения, с содержанием и идеей урока?

3. Презентация книг современных авторов на историческую тему.

Подготовленный рассказ 3–6 учащихся о книгах современных авторов на историческую тему – из списка внеклассного чтения или помимо него. Возможна компьютерная презентация, подготовленная совместно всеми выступающими и учителем.

Обязательно – выставка книг с аннотациями к ним; два варианта: I вариант – общая выставка для всех представленных книг; II вариант – выставка, подготовленная каждым из выступающих самостоятельно, – к концу урока выстроится своеобразная галерея стендов с книгами, которые школьники могут посмотреть после урока или занятий. Дублирующие друг друга произведения на разных стендах будут «говорить сами за себя»: и о степени их популярности, и о том, что их можно достать в свободной продаже, и также о том, что все выступающие, не сговариваясь, выделили эти книги из общего числа выпускающихся разными издательствами.

4. Рассказ учащегося о прочитанной книге.

Свободный рассказ с элементами отзыва о книге Ю.П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей»[41].

Возможно собственное иллюстрирование учеником прочитанного или его же презентация по мотивам книги.

5. Пересказ прочитанного.

Краткий пересказ нескольких эпизодов произведения (для мотивации на прочтение тех учеников, кто еще книгу не читал, – данная цель поставлена перед пересказывающими):

1 эпизод – «Пленение Кукши»;

2 эпизод – «Жизнь Кукши в скандинавских странах, у мурманов»[42];

3 эпизод – «Поход викингов на Рим»;

4 эпизод – «Кукша в Царь-граде»;

5 эпизод – «Кукша в Киеве».

6. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

– Итак, перед вами два рода презентации книг: обзорная презентация вышедшей сравнительно недавно литературы (5–10 лет) и презентация одной книги, заинтересовавшей ваших одноклассников. Какая из презентаций вам больше понравилась и почему?

– Одинаковы ли цели этих презентаций книг? Аргументируйте свой ответ.