Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению Дня славянской письменности и культуры (стр. 6 из 13)

2 группа учащихся: описать первую встречу Владимира Ведовского и Киевского князя Ярослава Мудрого.

3 группа учащихся: описать встречу юных наследников престолов своих отцов с девочкой-ведуньей, языческой колдуньей.

При наличии времени в сильных классах можно дать творческую работу или перенести этот вид работы на дом:

Для хорошо подготовленных и читающих учеников: ответить письменно на вопрос «Чему учит нас повесть Елены Чудиновой «Гардарика»?»

Для плохо читающих и слабо подготовленных учащихся: мини-сочинение «Для меня сказка – это …»

Домашнее задание также должно быть дифференцированным:

1. Для плохо читающих учащихся: дочитать повесть Е.П. Чудиновой «Гардарика».

2. Самостоятельное чтение по выбору:

Для всего класса:

Вронский Ю.П. «Юрьевская прорубь».

Калашников В. «Легенды Древней Руси».

Калашников В. «Славянская мифология».

Полевой Н.А. «Избранная историческая проза».

Путилов Б.Н. «Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди».

Толстой А.К. «Князь Серебряный»; баллады.

Досуговое чтение в России уже в начале прошлого столетия рассматривалось как сильнейшее средство социализации личности, залог ее успешного вхождения в социум[20]. К середине ХХ века семейное и индивидуальное чтение — самостоятельное и цененаправленно ориентированное — имело давнюю традицию, при этом однозначно считалось, что «читательское поведение молодежи является важным показателем развития личности»[21]: «…в течение практически двух веков, которые включали в себя важнейшие события мирового масштаба — Первую мировую войну 1914 г., революции 1905 и 1917 гг., Великую Отечественную войну 1941—1945 гг., «перестройку» и другие социальные потрясения, накапливался огромный уникальный материал, дающий представление о чтении россиян как о национальном социокультурном и психологическом феномене (выделено нами. — Н.К.)»[22]. Однако рубеж XX—XXI столетий кардинально изменил не только социальную и экономическую жизнь страны, он резко «прошелся» именно по социокультурной сфере российского общества, особенно кардинально изменил социокультурную жизнь подрастающих поколений: «Современные дети перестали читать — из детской жизни исчезло свободное, не по принуждению, для удовольствия, чтение художественной литературы — совсем еще недавно безусловный и обязательный атрибут детской жизни»[23].

Современным детям, подросткам и юношеству последние годы навязывается западный стереотип поведения, сознательно формируется стремление к достижению «американской мечты», культ вещей и жизненного успеха любой ценой. Тогда как традиционная отечественная детско-подростковая литература всегда воспитывала своего читателя на положительных примерах, представляя в рамках традиционных для данной литературы жанров варианты жизненного пути индивида, отвечающие нравственным нормам поведения человека в обществе[24]. Однако необходимо отметить, что в России на рубеже ХХ—XXI вв. изменился сам характер детской и подростковой литературы.

Постепенно стали возрождаться, казалось бы, давно утраченные функционально-жанровые системы, например, в конце XX в. наблюдается появление вновь одного из функциональных направлений развития детской литературы XVIII—начала XX вв. — детской нравоучительной литературы. Заметно возникновение таких новых жанров, как, например, фэнтези и детский детектив, заимствованных из зарубежной литературы. В то же время появляются произведения, созданные в контексте традиций отечественной детско-подростковой литературы, в том числе и советской, но с иной идеологической составляющей, в частности — православной. Налицо модификация традиционных жанров детско-подростковой и юношеской литературы.

Сегодня в литературе для детей и юношества активно ведутся поиски нравственного начала, определяющего и саму сущность нового героя, и того будущего, которое — в идеале — хочется построить. Более того, в сегодняшнюю литературу настойчиво вторгаются и политика, и религия, и оккультизм. Взрослые откровенно или более-менее завуалировано навязывают подросткам свою идеологию, действуя в русле традиций советской литературы, часто забывая, что читать их произведения будут дети, поэтому последствия такого чтения не предсказуемы. Именно поэтому при отборе книг для самостоятельного чтения школьников можно предложить руководствоваться, прежде всего, идейно-эстетическим содержанием самой литературы, и только после этого — тематическим или жанрово-родовым единством литературы, читаемой в классе и самостоятельно.

Как еще в середине ХХ столетия заявляла историк литературы А.П. Бабушкина, детская литература должна формировать нравственные представления у детей и подростков, а не только развлекать их, рассказывая интересные истории и призывая подражать героям книги как в реальной жизни, так и в игре: «детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15—16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. Она неотделима от общего литературного потока, рождается на пересечении художественной литературы и педагогики и осуществляет единство принципов искусства и педагогики»[25].

Православная детско-подростковая литература рубежа веков также претерпела ряд изменений. Они связаны, в первую очередь, с тем, что изменилась и сама жизнь в России по сравнению с православным обществом XIX — начала ХХ столетий и читатели-дети, в основной своей массе абсолютно не знакомые ни с основами православия, ни с христианской этикой, ни с представлениями разных народов о Добре и Зле. Именно поэтому многие произведения православных писателей в начале XXI века играют чисто миссионерскую роль: их задача сегодня – познакомить юного читателя с христианством, не оттолкнуть от него, ввести в мир христианской этики и эстетики, одновременно демонстрируя, как можно жить «по законам христианства» в современном мире.

Проза для детей и юношества рубежа веков так же эклектична, как и взрослая литература, в основном — литература постмодернизма. Вообще эпоха постмодернизма откровенно наложила на детскую литературу свой отпечаток, хотя многие авторы и открещиваются от нее. Здесь часто используются либо элементы фэнтези, либо перенос в далекое прошлое с погружением в него благодаря рассказу о жизни и приключениях вымышленного персонажа, действующего в реальной исторической действительности. Этот прием хорошо известен по учебникам и научно-познавательной литературе: вымышленный персонаж-проводник путешествует во времени и пространстве, знакомя читателя с иными мирами, разными странами и континентами, различными верованиями и бытом многочисленных народов.

Традиционная повесть о детстве сегодня также редко обходится без обращения к прошлому, так как специфика жанра требует демонстрации примера для подражания, и этот пример берется из исторического прошлого России. О том, на каких примерах воспитывать современного читателя-подростка, задумались писатели Сергей Сухинов[26], Евгений Санин[27], Анатолий Лимонов[28], создающие свои реалистические произведения в основном о реалиях наших дней. Их произведения для старших подростков и юношества находятся в контексте традиций отечественной детско-подростковой литературы ХХ столетия. Так же, как в сказочной и нравоучительной прозе рубежа веков, в основе немногочисленных реалистических произведений для подростков и юношества начала XXI столетия лежит нравственный выбор героя.

Писатель Евгений Георгиевич Санин (род. 1954 г.) изначально замыслил трилогию о взрослении московского мальчика Стаса Теплова: «Тайна рубинового креста»[29], «Белый гонец»[30], «Мы — до нас»[31]. Однако и сегодня автор продолжает повествование о своем герое — уже студенте первых курсов вуза: им задуман и частично написан (версия в Интернете, на сайте писателя) роман для юношества «Чудо — из чудес»[32]. В каждой из книг от нравственного выбора главного героя зависит не только его будущее, но настоящее и будущее окружающих — детей и взрослых. Только осознав эту горькую «правду жизни», герой совершает свой выбор. Соглашаться или не соглашаться с эти выбором — дело уже самих читателей.

Первая книга тетралогии «Тайна рубинового креста» впервые вышла в свет в 2005 году небольшим тиражом — 4000 экз. — в издательстве «Сатисъ», но тут же была распродана и получила множество хвалебных отзывов как от православных христиан, ищущих «хорошие детские книги» для семейного чтения, так и от людей, далеких от религии. В 2009 году вышло переиздание книги. Почему так произошло?

«Тайна рубинового креста» названа автором романом, возможно, по своему объему, однако, скорее всего, в русле «моды»: романы о Гарри Поттере, другие произведения современных зарубежных авторов о подростках, — хотя перед нами типичная повесть о детстве с деятельным героем-подростком в центре сюжета; она создана в контексте традиций русской детско-подростковой литературы, поэтому не может не нравиться представителям старшего поколения. Главный герой повести — современный подросток, живущий и действующий в реалиях нашей жизни, решающий знакомые всем проблемы и совершающий свой нравственный выбор. При этом главный герой не шаблонный персонаж, далеко не идеал, а вполне типичный мальчишка, похожий на своего ровесника — читателя.

Параллельно с сюжетной линией приключений Стаса Теплова — главного героя тетралогии — в каждой из книг Евгения Санина проходит исторический сюжет с православной идеологической составляющей, не сразу бросающейся в глаза неподготовленному читателю. И если в первой книге исторический сюжет относит нас к эпохе возникновения христианства, в Римскую империю, где реальные исторические персонажи и персонажи вымышленные совершают свой нравственный выбор, в данном случае — выбор Веры, то последующие повествуют о различных периодах развития Древней Руси, во времена которых также стоял вопрос: о выборе Веры и государства, борьбы или предательства. Такой композиционный ход помогает писателю, с одной стороны, облегчить сам процесс чтения современному читателю, не привыкшему к чтению произведений большого объема: каждая глава композиционно и содержательно завершена, а каждую «историю», то есть сюжетную линию, можно прочитать самостоятельно; с другой, жизнь Стаса Теплова показывается то глазами самого мальчика-подростка, то с точки зрения автора, а история — глазами писателя-историка.