Смекни!
smekni.com

«Взаимоотношения науки и религии» (стр. 2 из 10)

Мы полагаем, что для адекватного описания целенаправленного поведения и сознания животных и человека подобной редукционистской модели не­достаточно. Существуют и другие толкования, в которых соотношение слу­чайностей и законов предстает более сложным, чем у Моно, и совместимым с некоторыми видами теизма. Биохимик и богослов Артур Пикок приписы­вает случайности положительную роль при исследовании потенциальных возможностей, присущих сотворенному порядку, что можно согласовать с идеей божественной цели (хотя и не с идеей точного предварительного замысла). Моно склонен думать, что наука доказывает отсутствие в космосе цели. Несомненно, правильнее было бы сказать, что наука просто не имеет дела с божественными целями, поскольку они не являются плодотворной концепцией для развития научных теорий.

В качестве другого примера рассмотрим, как отстаивает научный матери­ализм социобиолог Эдуард О. Уилсон. В его работах прослеживается гене­тическое и эволюционное происхождение социального поведения насеко­мых, животных и человека. Он задается вопросом, каким образом у обще­ственных насекомых, например у муравьев, может появляться и сохраняться самоотверженное поведение, если таким образом они жертвуют своей спо­собностью к размножению. Уилсон показывает, что такое «альтруистичес­кое» поведение увеличивает возможность выживания близких родственни­ков со сходными генами (например, в муравьиной колонии), поэтому усло­вия отбора могут способствовать такому самопожертвованию. Он считает, что все человеческое поведение можно объяснить, сведя его к биологичес­ким истокам и существующим генетическим структурам. «Я полагаю, не бу­дет большим преувеличением сказать, что социология и другие обществен­ные, да и гуманитарные науки являются последними отраслями биологии, ко­торые должны быть включены в Современный Синтез». Разум в конечном итоге будет объяснен как «эпифеномен нервной организации мозга».

По мнению Уилсона, на ранних этапах человеческой истории религиоз­ная практика способствовала выживанию, поскольку вносила вклад в спло­чение групп. Однако он полагает, что теперь, когда объяснено эволюцион­ное происхождение религии, она должна уйти навсегда, уступив место фи­лософии или «научному материализму». (Будь Уилсон последователен, он должен был бы сказать, что и сила науки также подорвана объяснением ее эволюционного происхождения. Действительно ли эволюционное проис­хождение той или иной дисциплины подрывает ее значимость?) Уилсон ут­верждает, что мораль является следствием импульсов, закодированных глу­боко в генах, и что «единственной доказуемой функцией морали является сохранение генов в целости».

Труды Уилсона подвергались критике с различных сторон. Так, антро­пологи отмечают, что большинство систем человеческого родства вовсе не организованы в соответствии с коэффициентами генетического сходства и что Уилсон даже не принимает во внимание объяснение человеческого по­ведения с точки зрения культуры. Он описывает важную область биологии, поясняющую ряд ограничений в человеческом поведе­нии, но при этом слишком обобщает, считая это исчерпывающим разъяснени­ем и не оставляет места для сил, объясняющих другие грани человеческой жизни и опыта.

Философ Дэниэл Денет стоит на твердых неодарвинистских позициях, которые он выводит из теории вероятности, когнитивной науки и компью­терного моделирования. Эволюция, по его мнению, есть результат бессмыс­ленного и бесцельного процесса. Он неистово отвергает все формы замысла, включая выдвинутую в некоторых работах Дарвина идею о том, что весь эволюционный процесс и его законы являются результатом замысла. Денет видит себя не «жадным редукционистом» (пытающимся объяснить все про­цессы, происходящие на высших уровнях, в терминах законов, действующих на низших), а, скорее, «добрым редукционистом», признающим существова­ние многих уровней и «новых принципов объяснения для каждого уровня» и пытающимся связать различные уровни друг с другом. Однако он пред­ставляет единое сознание иллюзией и стремится найти физическое объясне­ние для всех психических процессов. «Согласно материалистическим пред­ставлениям, мы можем (в принципе!) считать, что любое психическое явле­ние подчиняется тем же законам и складывается из того же материала, что и радиоактивность, фотосинтез, воспроизводство, питание и рост».

Думается, что эти авторы не смогли отделить научные вопросы от философских. В своих популярных работах ученые стремятся апеллировать к авторитету науки в тех вопросах, которые не входят в ее компетенцию. Но ведь статьи в физических, химических и биологических журналах не обсуж­дают проблем материализма, теизма и иных мировоззрений, дающих фило­софскую интерпретацию науки и являющихся различными системами убеж­дений, каждая из которых стремится охватить всю действительность.

В своих эпистемологических представлениях эти авторы утверждают, что научный метод является единственно надежным источником познания. Та­кие воззрения их критики иногда называют «сциентизмом». Если наука - это единственно приемлемая форма познания, то объяснения с точки зрения ас­трономического происхождения, эволюционной истории, биохимических ме­ханизмов и других научных теорий исключают все остальные формы объяс­нений. Но что наука полагается на безличные концепции и оставляет за пределами своего исследования наиболее отличительные особенно­сти личной жизни. Кроме того, концепция Бога не предназначена для того, чтобы стать гипотезой для объяснения явлений этого мира, конкурирующей с научными гипотезами. Вера в Бога - это, прежде всего, обязательство определенным образом вести себя в соответствии с формами религиозного опыта, сложившимися в обществе как результат исторической традиции. Она не заменяет научного исследования. Религиозная вера создает широкую смыс­ловую конструкцию, в которую могут быть вписаны отдельные события. Грубо говоря, религия спрашивает - почему, а наука спрашивает - как, хотя мы увидим, что подобное разделение нуждается в существенных оговорках.

В области метафизики эти авторы распространяют научные концепции за пределы их научного использования, чтобы поддержать всеобъемлющую материалистическую философию. Мы видели, что Галилей и Декарт различа­ли первичные свойства (такие, как масса и движение, которые признавались независимыми от наблюдателя) и вторичные свойства (такие, как цвет и звук, которые считались чисто субъективными). Отождествление реального с из­меряемыми свойствами, которые связаны строгими математическими соот­ношениями, берет свое начало в физических науках, но его влияние ощуща­ется по сей день и в других науках. Однако видимо эти свой­ства материи рассматривались в отрыве от реального мира, поскольку при этом игнорировались особенности событий и количественно неизмеримые аспекты человеческого опыта. Мы не должны считать, что одна материя ре­альна, а наше сознание, предназначение и человеческая любовь - лишь по­бочные продукты движущейся материи. Короче говоря, теизм совершенно не обязательно должен входить в конфликт с наукой, тем не менее, он неиз­бежно вступает в конфликт с метафизикой материализма.

2. Библейский буквализм

Средневековые авторы признавали, что в Писа­нии присутствуют различные литературные стили и разные уровни истины, и поэтому многие места Писания они трактовали в переносном или аллегори­ческом смысле. Лютер, Кальвин и англикане продолжили развитие этой тра­диции, хотя впоследствии некоторые лютеране и кальвинисты были более склонны к буквальной трактовке. Мы знаем, что буквальная интерпретация Писания католическими лидерами была одной из причин осуждения Гали­лея, хотя не менее важны были и другие факторы, такие, как наследство Аристотеля и авторитет церкви. Во времена Дарвина эволюция считалась вызовом представлениям о Божьем замысле в природе и о статусе челове­чества, но, кроме того, отдельные группы находили ее и вызовом Писанию. Некоторые отстаивали непогрешимость Библии и полностью отрицали эво­люцию. Тем не менее, большинство богословов-традиционалистов, хоть и неохотно, но приняли теорию эволюции. Порой, однако, они делали это с оговоркой, что человечество является исключением, поскольку душа недо­ступна для научного исследования. Либеральные богословы уже тогда при­няли исторический анализ библейских текстов («библейская критика»), про­слеживающий влияние исторического контекста и культурных условий на библейские тексты. Эволюция была вполне совместима с их оптимистичес­кими представлениями об историческом прогрессе, и они считали эволю­цию способом, которым Бог осуществлял творение.

В XX веке Римско-католическая церковь и большая часть основных про­тестантских деноминаций признавали Писание человеческой записью пер­воначального откровения, явленного в жизни пророков и в жизни и личнос­ти Христа. Многие традиционалисты и евангельские христиане отстаивали центральное положение Христа, не придавая особого значения непогреши­мости или буквальному толкованию Библии. Однако небольшие фундамента­листские группы и многие представители некоторых исторических деноми­наций в Соединенных Штатах (а среди южных баптистов таких людей было большинство) настаивали на том, что Писание абсолютно непогрешимо. 1970-е и 1980-е гг. показали рост численности и политической силы фундамента­листов. Для многих членов «Новых правых» и «Морального большинства» Библия в эпоху быстрых перемен служит не только единственной несом­ненной опорой, но и основой защиты традиционных ценностей в период нравственного разложения (сексуальная вседозволенность, употребление наркотиков, растущий уровень преступности и так далее).