Смекни!
smekni.com

«Взаимоотношения науки и религии» (стр. 8 из 10)

1. Естественное богословие

Фома Аквинский предла­гал несколько вариантов космологического доказательство бытия Первопри­чины (или существа, от которого с необходимостью зависят все остальные). Он представил также телеологическое доказательство упорядоченности и постижимости природы как таковой и свидетельства замысла отдельных природных явлений. Ньютон, Бойль и другие ключевые фигуры периода ста­новления современной науки неоднократно превозносили свидетельства существования в природе благосклонного замысла. Юм в XVIII веке критико­вал эти доказательства, однако в начале XIX столетия они еще были доста­точно популярны. Пейли считал, что координация многих сложных частей для выполнения одной функции (например, глаз и зрение) свидетельствует о мудром Творце. Дарвин, в свою очередь, показал, что адаптацию можно объяснить случайными вариациями и естественным отбором, хотя он про­должал утверждать (по крайней мере, до последних лет своей жизни), что сами эволюционные законы - результат мудрого замысла. После Дарвина была выдвинута новая формулировка доказательства, предполагавшая, что результатом замысла стали не определенные структуры отдельных организ­мов, а свойства материи и законы природы, благодаря которым эти организ­мы возникают в ходе эволюционного процесса. Мудрость Бога становится очевидной именно в замысле всего процесса. В 1930-х гг. Ф.Р. Теннант пред­ложил рассматривать природу как единую систему взаимно поддерживаю­щих друг друга структур, которые привели к появлению живых организмов и создали условия для зарождения человеческой морали, эстетики и интел­лектуальной жизни. Новая версия телеологического доказательства завое­вала популярность в католических кругах, где естественное богословие тра­диционно занимало достаточно почетное место, будучи предварительной подготовкой к принятию истины откровения.

Британский философ Ричард Свинбурн - активный сторонник естествен­ного богословия. Отправной точкой для его философии науки является те­ория подтверждения. Он считает, что в процессе развития науки не столько новые факты служат доказательством верности теории, сколько, наоборот, каждая теория изначально имеет некоторую степень вероятности, которая возрастает или уменьшается с получением дополнительных свидетельств (те­орема Байеса). Свинбурн полагает, что существование Бога имеет некую из­начальную вероятность, поскольку это достаточно простое и личностное объяснение мира с точки зрения замысла. Далее он говорит, что наличие порядка в мире увеличивает вероятность того, что теистическая гипотеза верна. Свинбурн также настаивает, что наука не может объяснить существо­вание в мире разумных созданий. Для объяснения возникновения сознания необходимо предположить наличие факторов, «лежащих за пределами тка­ни физических законов», а религиозный опыт дает «решающие дополни­тельные свидетельства». Свинбурн заключает: «Исходя из имеющихся у нас фактов, теистическая концепция представляется наиболее вероятной».

В самое последнее время появился еще один вариант доказательства «от замысла». Это антропный принцип в космологии. Астрофизики показали, что жизнь во вселенной была бы невозможна, если бы некоторые физические константы и другие условия на ранних стадиях истории вселенной даже на самые малые доли отличались бы от тех значений, которые имели место в действительности. Вселенная представляется «идеально настроенной» для возможности возникновения жизни. Вот, например, что пишет Стефан Хоукинг: «Если бы скорость расширения через одну секунду после Большого взрыва была бы меньше хоть на одну стотриллиардную часть, вселенная свер­нулась бы раньше, чем достигла своих нынешних размеров». Фриман Дайсон выводит отсюда следующее заключение.

Из существования таких астрономических и физических случайностей я делаю вывод, что все­ленная оказалась неожиданно гостеприимным местом для того, чтобы в ней появились живые существа. Поскольку я ученый, воспитанный в традициях мысли и языка не XVIII, а XX столе­тия, то я не считаю, что архитектура вселенной доказывает существование Бога. Я полагаю лишь, что архитектура вселенной вполне соотносима с гипотезой о том, что разум играет во вселенной весьма существенную роль.

Джон Барроу и Фрэнк Типлер приводят много других примеров того, сколь критическим было значение различных сил на ранних стадиях исто­рии вселенной. Философ Джон Лесли защищает антропный принцип как доказательство «от замысла». Однако он полагает, что в качестве альтерна­тивного объяснения можно предположить наличие многих миров (либо в последовательных циклах пульсирующей вселенной, либо в отделенных друг от друга сферах, существующих одновременно). Эти миры могут отличаться друг от друга, а мы лишь случайно попали в тот из них, где соответствующие переменные подходят для возникновения жизни. Кроме того, некоторые из этих условий, которые кажутся нам произвольными, могут оказаться не­обходимыми в более универсальной теории, над созданием которой рабо­тают физики.

Бывший епископ Бирмингемский Хью Монтефиоре считает, что имеется много примеров существования замысла вселенной, в том числе антропный принцип и направленность эволюции. Некоторые другие примеры, вроде предложенной Джеймсом Лавлоком (Lovelock) «гипотезы Геи» или «морфогенетических полей» Руперта Шелдрейка (Sheldrake), представляются значительно более спорными и не находят заметной поддержки среди уче­ных. Монтефиоре не настаивает на том, что эти аргументы доказывают су­ществование Бога; он лишь предполагает, что это более вероятное объясне­ние, нежели все остальные.

Ценность каждого из этих аргументов продолжает вызывать бурные дискуссии, на которых мы еще остановимся в следующих главах. Значимость естественного богословия заключается в призыве к религиозному плюра­лизму, поскольку оно основывается на научных данных, которые можно признать, невзирая на культурные и религиозные различия. Кроме того, подоб­ные аргументы могут способствовать преодолению ряда препятствий на пути к вере, показывая, что идея существования замысла Творца вполне разумна как альтернативный способ интерпретации. Однако даже принятие этих аргументов еще не приводит к вере в личного и деятельного Бога Библии, как указывал Юм, но лишь к вере в далекого от мира Творца мудрого замыс­ла. Надо отметить также, что лишь немногие пришли к вере благодаря по­добным аргументам. Естественное богословие способно показать, что суще­ствование Бога весьма возможно, однако подобные рассуждения представ­ляются очень далекими от реальной жизни религиозной общины.

2. Богословие природы

Богословие природы, в отличие от некоторых вариантов естественного богословия, выбирает в качестве отправного пункта не науку, а религиозную традицию, основанную на религиозном опыте и историческом откровении. Однако оно считает, что некоторые традиционные доктрины в свете со­временной науки должны быть сформулированы по-новому. Наука и рели­гия рассматриваются здесь как относительно независимые, но местами пе­рекрывающиеся, источники идей. Наука, в частности, оказывает влияние на доктрины о творении, провидении и человеческой природе. Для того что­бы религиозная вера могла пребывать в гармонии с научным знанием, она нуждается в некоторых коррективах и изменениях. Богословы склонны ско­рее принимать во внимание научные идеи, получившие широкое распрост­ранение, нежели ограниченные и умозрительные теории, у которых больше вероятности быть опровергнутыми в будущем. Богословские доктрины дол­жны согласовываться с научными фактами, даже если последние не нужда­ются в первых.

Понимание основных характеристик природы влияет на наши модели соотношения Бога и природы. Природа воспринимается сегодня как дина­мический эволюционный процесс, долгая история появления нового, харак­теризующаяся как случайностями, так и законами. Природный порядок яв­ляется экологическим, взаимозависимым и многоуровневым. Эти характери­стики должны изменить наши представления о соотношении Бога как с че­ловечеством, так и с остальной природой, что, в свою очередь, должно по­влиять на наше отношение к природе и способствовать выработке экологи­ческой этики. Восприятие проблемы зла в эволюционном мире также отли­чается от ее восприятия в мире статическом.

Отправной точкой для богословских размышлений биохимика и бого­слова Артура Пикока служит прошлый и нынешний религиозный опыт су­ществующей религиозной общины. Подтверждением религиозной веры яв­ляется согласие внутри общины, а также критерии согласованности, всесто­ронности и плодотворности. Однако Пикок стремится по-новому сформу­лировать религиозную веру в ответ на требования современной науки. Он подробно рассуждает о том, как взаимодействуют случайность и закон в космологии, квантовой физике, неравновесной термодинамике и эволюционной биологии, а также описывает появление определенных форм дея­тельности на высших уровнях сложности в многослойной иерархии органи­ческой жизни и сознания. Пикок считает, что случайность играет позитив­ную роль в исследовании и выражении возможностей на всех уровнях. Бог творит на протяжении всего процесса законов и случайностей, а не ограни­чивается лишь вмешательством в разрывы этого процесса. Бог созидает с помощью процессов природного мира, с которого наука снимает покровы. Пикок признает случайность Божьим локатором, выбирающим различные возможности природных систем из всего их многообразия. Кроме того, в качестве аналогии он приводит художественное творчество, в котором по­стоянно присутствует целесообразность и возможность различных вариан­тов развития. По большинству пунктов я согласен с позицией Пикока. Он демонстрирует нам яркие образы, с помощью которых можно говорить о соотношении Бога с миром, характеристики которого раскрывает наука. Од­нако мне кажется, что, кроме образов, наводящих на мысль о связи между научным и религиозным размышлением, нам необходимы также философс­кие категории, которые помогли бы более систематично объединить науч­ные и богословские утверждения.