Смекни!
smekni.com

Кукушкин С. А.; Ганус га (стр. 27 из 52)

— У кого Вы учились мудрости? Тот ответил:

— Меня учили голые мудрецы.

Александр захотел их увидеть. Он послал к мудрецам в лес гонца с рассказом о своих подвигах. Мудрецы сказали:

- Неужели Александр не мог добраться до нас без таких хлопот?

Они согласились принять его и ответить на его вопросы.

Александр задал 10 вопросов и получил 10 ответов.

Первый вопрос был такой: кого в мире больше -живых или мертвых? — "Живых, — ответили мудрецы,

— потому что мертвых больше нет".

Второй вопрос: что кормит больше животных —земля или море? — "Море. Потому что сама земля есть лишь остров в мировом океане'".

Третий вопрос: какое животное самое хитрое? — "То, которое еще не попадалось человеку".

Четвертый вопрос: зачем вы советовали Парасу бороться со мной? — "Чтобы он со славой жил и со славой умер".

Пятый вопрос: что было раньше —день или ночь?

- "День был раньше на один день". ("Трудный ответ!"

— сказал Александр. "На трудный вопрос!" — ответили мудрецы).

Шестой вопрос: как заслужить любовь? — "Будь самым сильным, но не самым страшным".

Седьмой вопрос: что сильнее — жизнь или смерть?

- "Жизнь; в ней больше страданий".

Восьмой: когда надо человеку умирать? — "Когда смерть будет для него лучше жизни".

Два остальных вопроса история не сохранила.

Встреча с саньясином

Александр покорил Индию. И вот, собираясь в обратный путь, он вспомнил, что его учитель Аристотель говорил ему: "Наверное, ты привезешь из Индии много подарков. Мне бы хотелось, чтобы ты привез для меня в подарок саньясина, человека, который ради познания самого себя отрекся от жизни мирской".

Александр прошел через многие земли и всюду спрашивал людей: "Мне хотелось бы увидеть кого-нибудь, кто познал самого себя. Мне не нужны искатели, я хочу видеть того, кто познал". Все, кого он спрашивал, указывали ему на одного человека, говоря: "На пути, поблизости от гор, на берегу реки, вы найдете старика, который познал самого себя".

Александр велел своему приближенному военноначальнику с великими почестями привести к нему этого старика.

Когда отряд прибыл в указанное место, они отправились к старейшине и расспросили его о старике. Тот ответил:

— Да, здесь есть саньясин, великий саньясин. Но будет трудно убедить его следовать за вами.

Но солдаты есть солдаты, поэтому они сказали:

— Не беспокойся об этом. Если Александр прикажет, то весь этот город последует за ним.

Придя в указанное место, солдаты увидели саньясина, тот стоял обнаженным на берегу реки. Они сказали:

— Следуй за нами. Александр приглашает тебя быть его гостем. Тебе будут оказаны почести, ты будешь иметь все, что пожелаешь. Александр возьмет тебя с собой в Грецию.

Саньясин возразил:

— Никакая сила в этом мире не заставит меня следовать за собой. Лучше будет, если вы приведете вашего Александра сюда.

Посланный Александром был сам великим военноначальником, но никогда не слышал такого повелительного голоса. Он не решился применить силу. Вернувшись к Александру, он сказал:

— Этот человек высокомерно обошелся со мной, боюсь, с Вами он поступит так же.

Александр возмутился:

- Всякий, кто не окажет мне должного почтения, умрет. Я иду!

Но когда он прибыл на место, его охватил трепет. Саньясин сам обратился к нему. Он сказал:

— Итак, ты — Александр Великий. Я думаю, что всякий, кто называет себя великим, не велик и не может быть таким. Как по твоему?

— Я пришел не спорить, — ответил Александр, — я пришел пригласить тебя.

Старик ответил:

— Я свободен как ветер! Нельзя пригласить ветер. Он дует сам по себе. Если я почувствую, что мне этого хочется, я приду в Грецию, но если я не хочу, никто не может заставить меня.

Александр пришел в ярость. Он выхватил меч и сказал:

- Если ты не пойдешь со мной, я убью тебя! Саньясин ответил:

-Ты немного опоздал. Я уже сам убил себя. Александр сказал:

— Сейчас твоя голова покатится с плеч! Саньясин ответил:

- Ты можешь отрубить мою голову, но ты не можешь убить меня, потому что, когда ты увидишь мою голову падающей на землю, я тоже увижу ее падающей.

Александр не смог убить этого человека. В его дневнике сохранилась запись об этом. Саньясина звали Датдамеш.

Пророчество мудреца

Покорив Индию, Александр не пошел дальше. Войско его, отягощенное награбленными богатствами, роптало и требовало возвращения. Обратный путь шел через дикую, выжженную пустыню. Воды не было, вместо нее из Индии взяли с собой несметные запасы вина. Путь войска превратился в пьяное шествие.

С Александром ехал индийский мудрец Калан. Он согласился покинуть родину и стать советником царя. В дороге он заболел и, чтобы избавиться от страданий, решил сжечь себя заживо.

- Калан сильнее меня, — сказал Александр. — Я сражался с царями, а он сражается со смертью.

Перед тем, как взойти на костер, Калан посмотрел Александру в глаза и сказал:

— Мы скоро свидимся.

Слова мудреца оказались пророческими. Александр умирал, не оставив наследника своему безграничному царству. Друзья-военноначальники толпились у его постели. Александр уже почти не мог говорить. Его спросили:

— Кому ты оставляешь царство? Он прошептал губами:

— Достойнейшему. Его спросили:

— Кто будет надгробной жертвой? Он выдохнул:

-Вы.

Пророчество умирающего Александра сбылось. Тридцать дней его тело лежало непогребенным. Полководцы боролись за власть: двадцать лет по всем землям и морям от Афин до Вавилона не утихали войны.

Благородство и коварство

Богатства Индии не давали покоя многим завоевателям. Одним из них был Махмуд Газнави. Он атаковал Индию восемнадцать раз и восемнадцать раз терпел поражение.

Когда он потерпел поражение в очередной раз, то укрылся в пещере, как побитая собака. Сидя там, обдумывая свое положение, он обратил внимание на паука, плетущего свою паутину.

Махмуд начал наблюдать за его действиями. Шел дождь, паук пытался прикрепить паутину, но срывался и падал вниз. Он падал ровно восемнадцать раз, а на девятнадцатый добился успеха.

Махмуд неожиданно воспрял духом, ему показалось, что это знак судьбы. Он уже обдумывал, как бесславно вернется. Каждый раз он терпел поражение. Тысячи его воинов погибли из-за его неумелого руководства.

Притхвирджай Чаухан, который стоял на границе, был правителем приграничной области Индии.

Махмуд был царем в своей стране, у него не было повода вторгаться в Индию.

Притхвирджай Чаухан восемнадцать раз нанес поражение Махмуду: ему советовали пойти дальше и добить врага в его логове. Ему говорили, что тот снова соберет войско и неожиданно нападет, поэтому врага надо добить.

Но Притхвирджай Чаухан был человеком великой гуманности. Он говорил: "Люди, живущие в стране Махмуда, нам не враги, они ни в чем не виноваты. Мое войско не для того, чтобы завоевывать страны. Если он придет еще раз, мы снова его разобьем".

...Он не ожидал, что Махмуд нападет сразу же после поражения. Индийское войско было распущено. Махмуд напал неожиданно и победил.

Притхвирджай попал в плен и ему, по приказу Махмуда, вырвали оба глаза. Такова была месть за поражения.

Притхвирджай был очень красивым человеком и непревзойденным стрелком из лука. В ожидании казни он и его друг-поэт, который решил разделить с ним судьбу, сидели в тюрьме.

Когда их вывели на площадь, чтобы казнить, поэт обратился к Махмуду с просьбой. Он сказал:

— Притхвирджай — непревзойденный лучник. Позволь ему сделать последний выстрел перед смертью.

Махмуду стало интересно, как слепой будет стрелять, и он велел подать лук со стрелой.

Поэт обратился к Махмуду и тот ответил. В тот же миг стрела, выпущенная на голос Махмуда, поразила его в самое сердце.

Взывай к милости Бога

Одним из величайших царей в истории человечества был Акбар. За доброжелательство и справедливость к людям его называли Хранителем человечества. В свое правление он значительно расширил и укрепил Индию как государство.

Часто царь Акбар объезжал свою столицу, по обычаю того времени, в богатой карете с упряжкой из восьми лошадей. Герольды и телохранители трубили о его приближении по, всем городским кварталам. Наперекор всей этой помпезности и торжественности царь издал строгий указ — останавливаться всякий раз, когда кто-либо из его подданных хочет обратиться к нему лично с жалобой или прошением.

Однажды возничий остановил лошадей, потому что один нищий-калека протянул к нему руки с мольбой о милостыне. Он громко восхвалял царя и восклицал: "Только царь может дать мне счастье!".

Акбар обратил внимание на то, что неподалеку сидел еще один нищий и, как бы возражая первому громко кричал: "Только Бог может облагодетельствовать человека, только Бог может дать человеку счастье!" Акбар задумался над их словами.

Возвратившись во дворец, он велел испечь каравай хлеба и запечь в нем небольшой слиток золота. На следующий день он специально поехал по этой дороге. Сцена повторилась, и Акбар отдал хлеб тому нищему-калеке, который взывал к милости царя. Второму же нищему он не дал ничего, потому что тот не обращался с просьбой к нему, а взывал только к Богу.

Через некоторое время он снова проезжал по этой улице. Возничий опять остановил лошадей, потому что нищий-калека протягивал руки с мольбой о помощи к царю. Царь вышел из кареты и спросил его:

— Почему ты опять просишь меня о помощи? Разве я не дал тебе каравай хлеба, в котором был слиток золота?

Нищий-калека был удивлен:

— Я не знаю, о каком золоте ты говоришь. Хлеб, который ты дал мне, показался слишком тяжелым, и я решил, что он плохо испечен. Поэтому я отдал его моему соседу-нищему за 10 монет.

Царь посмотрел вокруг. Второго нищего рядом не было. Тогда он велел разузнать, что стало с ним. Когда ему доложили, что нищий отдал хлеб своей жене и та обнаружила в нем золото, купила дом и поправила все дела, Акбар посоветовал другому нищему взывать отныне не к царю, а к Богу, и уповать лишь на Его милость.