Давайте еще раз обратимся к фотографии Коршуновой Зинаиды Яковлевны. Что
В центре стола сидит глава семьи – дедушка Андрей Матвеевич Коршунов, на руках у него маленькая Зиночка, рядом сидит бабушка, Улита Ивановна (дедушка с бабушкой умерли от тифа в 1918 году). Ее окружают дети старшего сына, Ивана Андреевича, сидящего слева от матери (4 справа от края стола, сам он был парализован в 17 году – слишком резко обрушилась на него революция). Рядом с ним его жена, Татьяна Гавриловна (она умерла в 28 году от голода), у нее на руках самый младший член семьи – полугодовалая Лидочка (вместе с братом и сестрой она была выслана на север в 32 году, прожила там 10 лет, а потом сбежала на Украину). За ними (ближе к нам) сидят двое сыновей Ивана Андреевича, Михаил и Егор. Михаил, старший, окончил пять лет школы и стал писарем (его выслали в 22 году под Нижний Новгород вместе с женой, больше о нем родные ничего не знают), а Егор учился в юнкерском училище в станице Усть-Медведицкой (его тоже вместе с женой выслали на север в 23 году, через 7 лет они вернулись, полгода прожили вместе, а потом ночью пришли комиссары и забрали его, больше его никто не видел). По правую руку от дедушки сидит средний сын, Иван Андреевич (он отступал во время революции отступал с белыми, а в 29 году вместе со всеми детьми его выслали на север и там расстреляли, дети остались одни), у него на руках младшая дочка. Далее – его жена (она умерла во время революции, не успев даже увидеться с мужем, – он вернулся только через месяц) и сын. И, наконец, родители Зинаиды – Яков Андреевич и Анфуса Ивановна. Отца забрали 8 февраля 1918 года в Казанку и там расстреляли. А мать прошла вместе с Зинаидой все испытания и тяготы ссылки и умерла уже осенью 41 года: сильно болела.
У всех, кто запечатлен на этой фотографии, судьбы не похожи, но в одном совершенно одинаковы: все эти люди, члены дружной, работящей семьи, некогда гордо величавшие себя казаками, так или иначе, стали жертвами той системы, которая поставила перед собой цель – расказачивание, которое "…будет означать не ломку казачьего быта, а ликвидацию сословных обязанностей и привилегий, снятие воинских повинностей, обеспечение культурного развития…"[80]
Политика коллективизации, захватившая Донскую область в 30-х гг. разрушала семьи и быт казаков, они фактически попали в разряд деклассированных элементов. Миграционная политика, проводимая в 20-х годах, уступила место выселению казаков из области и заселению края иногородними, в результате чего казачество потеряло былую общность. Под действие политики раскулачивания попали не только "кулаки" в общем понимании, но и середняцкие казачьи хозяйства, которых было по области большинство. Это стало причиной физического уничтожения большого количества казаков. Плохая организация руководящего и рабочего состава и проводимая большевиками политика продразверстки, когда по всей стране она была уже практически свернута, привела к голоду, который разрушил последние в сознании людей последнюю связь с прошлым, со своей принадлежностью когда-то к Войску Донскому. Все это доказывает, что целью, преследовавшейся коллективизацией на Дону, было завершение политики расказачивания и окончательная ликвидация казаков как этносоциальной общности.
Глава 4.
КАЗАЧЕСТВО СЕГОДНЯ?
Итак, что же удалось достигнуть большевикам политикой расказачивания? А удалось очень много. Казаки, и правда, исчезли не только как военное сословие, но и утратили многие этнические особенности. Быт и многие культурные традиции давно сохраняются лишь в памяти отдельных людей. А ведь у казаков было множество обычаев по-своему неповторимых.
Взять хотя бы такой пример, мы говорим, что казачество было традиционно православным, а сейчас сложно утверждать то же самое о возрождающихся казаках. Вот какую картину мы увидели во время своей экспедиции в х. Крымском. Издали, почти с самых окраин села, виднелась красавица-церковь, довольно большая, особенно если учесть, что хутор невелик. Но то, что мы увидели внутри, нас потрясло до глубины души. Храм внутри находится в состоянии "полуремонта", то есть реставрация начата, но еще далека до завершения. А матушка рассказала нам, что в храме постоянно меняются батюшки (ее муж уже 4 или 5 священник за последние несколько лет). "С приходом очень тяжело, да и приход-то человек двадцать всего, бабушки в основном, да и те даже внуков своих не приводят, – жаловалась она. – В храме все это время был амбар, и, собственно, это было всем удобно, никто не вступился. Церковь и открыли здесь лишь потому, что пошла такая тенденция с "возрождением казачества". Храм после длительного использования в качестве склада дал трещину и требует капитального ремонта, внутреннее убранство пришло в упадок. Нужны деньги не реставрацию, хоть небольшую. "Раньше-то как, всем миром собирали, – печалится матушка, – а сейчас все сидят по своим углам и только ищут, к чему бы придраться. Попытались мы собрать деньги хоть на краску, уж и побелили сами, так нет. Они говорят, вы сделайте, а мы посмотрим, тогда, может быть, и денег отдадим. А мы бы и рады сами сделать, да не за что". А ведь Крымский – это небольшой хуторок с основным населением казачьим. У них и выслали-то немногих, только самых зажиточных. Вот вам и полное разрушение одного из основополагающих жизненных устоев казачества – веры.Кроме того, Область Войска Донского, в сущности, перестала существовать. Пункт указа Калинина через много лет, но осуществился: Дон заняли иногородние, казаков, используя политику выселения, разбросали по всей России, так что и родных люди часто не могут найти друг друга.
Даже называют себя казаками люди не всегда, не случайны оговорки у Корневой З.Я.: "…А семья вообще крестьянская…", может быть, здесь сыграло роль земледелие, которым занимались родные, а может быть, и нет…
Во всяком случае, то "казачество", которое существует сегодня, сложно назвать таковым. Поэтому и стоит вопрос: нужно ли его возрождать, и если – да, то в каких рамках? Без сомнения, стоит воскресить этнокультурные традиции, ведь на Дону была своя мини культура богатая обычаями, которые вовсе не ограничиваются теми несколькими примерами, что здесь приведены.
В станицах мы попытались спросить у бабушек, помнят ли они какие-нибудь песни, помнят ли, как они молодыми танцевали, пели, играли, как проводили время. Но, в общем-то, нам толком не ответили. Вернее те, к кому мы обращались, не помнили таких вещей: они родились уже позднее, и на их молодость досталась вся тяжесть 20-30-х годов. А репертуар тех казачьих ансамблей, что существуют сейчас, очень далек от песен, звучавших когда-то на Тихом Дону.
С нашей точки зрения, начинать возрождение культурных традиций нужно с того, с чего начинали разрушать, – с широкой пропаганды, попытки увлечь молодых ребят родной историей. Ведь мало кто из современной молодежи знает сегодня что-либо о казачьих традициях и желает их продолжать. А уж если возрождать казачество, то делать это должны именно они.
Кстати, здесь есть и еще один момент: у нас сейчас остается последний шанс узнать все от живых людей, потому что книги и описания, даже архивные данные – это, конечно, хорошо, но общение с людьми, которые прожили это – всегда несравненно больше. Мы, например, поняли, как вовремя взялись за эту тему, когда разговаривали с Ивановой Екатериной Андреевной, отпраздновавшей недавно свой 101 день рождения! Кто знает, смогли бы мы поговорить с ней, если бы пошли в поход в следующем году?
Но есть и другой аспект данного вопроса: если возрождать только этнокультурные традиции, – это будет не казачество. Казаки – войсковое сословие. А нужно ли это их качество в наступившем XXI веке? Здесь есть разные точки зрения. Кто-то говорит, что нет. А с другой стороны, даже в советское время Сталин пытался использовать "полезные" обычаи казаков: верность Родине и Отечеству. В войну были созданы специальные казачие части. Сегодня тоже делается такая попытка: созданы казачьи подразделения по охране рубежей Ростовской области, открываются казачие кадетские корпуса, и кто знает, может быть не зря…
Этот вопрос еще предстоит решить нам всем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Много в XX веке было мирных и кровавых страниц: революция репрессии, голод. Раны нашей страны не успевали заживать. Против многих направила свою "карающую длань" советская власть, в том числе и против казачества.
Что же представляло собой казачество к началу революции 1917 года? Исследования быта, образа жизни казачьей семьи в 20-30-х годах свидетельствуют о сохранении традиционных черт, присущих казакам как особой этнической группе: глубокая патриархальность, патриотизм, приверженность православной вере, старым обычаям. Именно из них складывалось казачье самосознание.
Однако именно они и стереотип казачества, как "антинародной силы", сложившийся в обществе, позволили большевикам после неудавшейся попытки создать Донскую советскую республику объявить казачество сторонниками белогвардейского движения и начать политику расказачивания, продолжавшуюся вплоть до начала Великой Отечественной войны.