Смекни!
smekni.com

Казаки и новая власть (стр. 1 из 13)

"СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ, ЧТО МЫ КАЗАКИ!"

Работу выполнили:

группа учащихся

МОУ СОШ № 6

Колесникова Татьяна

Коренюгина Ольга

Мардарь Виктория

Галезник Наталья

Научный руководитель:

Губанова Е.Г.

Новочеркасск

2002г.

Содержание[1]

Глава 1.

Казаки: дома и на службе

I. На берегах Тихого Дона........................................................................................................ 6

II. "Мы не русские, мы казаки"................................................................................................ 7

Глава 2.

Казаки и новая власть

I. "Дон-Вандея"....................................................................................................................... 10

II. Голодные 20-е....................................................................................................................... 13

III. "Голодающие, православное духовенство и священник Трифильев"......................... 15

IV. "Тиски казачьей сословности и предрассудки общности интересов всего казачества" 16

Глава 3.

Новый виток расказачивания

I. Грозные 30-е......................................................................................................................... 21

II. Дорога в никуда.................................................................................................................... 24

III. "И снег бывает теплым…".............................................................................................. 26

IV. Жизнь отверженных.......................................................................................................... 27

V. Продналог или голод 30-х годов........................................................................................ 28

Глава 4.

Казачество сегодня?.................................................................................................................. 33

Заключение.................................................................................................................................. 35

Приложение................................................................................................................................ 37

ВВЕДЕНИЕ

Донские казаки… Еще пятнадцать лет назад казалось, что от них остались лишь воспоминания и эти люди стали частью "великого советского народа", растворились в нем, потерялись. Но, благодаря коренным изменениям, произошедшим в жизни страны, стало возможным возвращение к такому вопросу, как возрождение казачества. Наш город, как столица бывшего Войска Донского, оказался в центре этого процесса. На данный момент существуют различные точки зрения на данный вопрос. Нас, с рождения живущих на "Тихом Дону", эта тема не может не затронуть, поэтому, для более глубокого ее изучения, мы решили проследить ход событий 20-30-х годов и их отражение в жизни донских казаков, так как именно в этот период произошло разрушение казачества как особой этнической группы

Целью нашей работы явилось изучение политики советского правительства по отношению к донскому казачеству, анализ последствий подобных решений на основе судеб отдельных людей.

При раскрытии темы мы поставили перед собой следующие задачи:

- Проследить изменения в быте казачьей семьи в начале XX века, уделяя особое влияние ликвидации сословной замкнутости при сохранении идеи единства донских казаков.

- Исследовать влияние "расказачивания" – как основного политического курса большевиков на территории Войска Донского – на судьбы граждан.

- Выяснить особенности борьбы с Церковью в казачьем регионе.

Большой фактический материал о быте казаков, проживавших в станицах Донского края, о репрессиях допущенных в отношении правительства к казакам, о лишениях, перенесенных репрессированными во время высылки, был получен из письменных воспоминаний Галезник З.Е. и устных рассказов Корневой З.Я., представительниц зажиточных казачьих родов.

Особый интерес для исследования представляют устные воспоминания Алексеевой А.И., Ивановой Е.А., Богучарской Е.Я., Бандовкиной Е.А., Бойдалагиной Г.С., Бондаренко Л.И.[2], Сальникова П.А., Бахталовой Н.И., Щедраковой В.С. из хуторов, расположенных в низовьях Дона. Для того, чтобы собрать необходимые сведения, летом 2001 года совместно с Центром Туризма был организован поход по Ростовской области. Мы побывали в хуторах Крымском, Ольховом, Виноградном, Коныгине, Пухляковском и в станице Раздорской.

Благодаря работе в ГАРО с материалам Северо-Кавказского крайисполкома (фонд Р-1485: материалы о детской беспризорности, отчеты о работе в селе Ново-Батайске, Батайского района (дело №58), о состоянии финансового положения коопераций на Дону (дело №123), фонд Р-1390: о создавшемся расслоении крестьянства и казачества в Новочеркасском районе, описание землепользования в Донском округе СК в 1925 году по сравнению с дореволюционным), мы смогли проследить ряд экономических факторов политики расказачивания. Следует отметить тот факт, что при более глубоком изучении проблемы, встает вопрос о недоступности с первого взгляда обычных данных: дела либо засекречены, либо находятся в россыпи.

Большое количество информации мы смогли почерпнуть из газеты "Советский Юг" за 22-24 года. Газета интересна тем, что еще сохранила дореволюционный стиль изложения. По оформлению и подбору материалов она близка к газете "Приазовский край", выходившей на Дону в начале века. На ее страницах мы нашли сведения о голоде 20-х годов и о политике изъятия церковных ценностей (статья священника А. Трифильева и судебный процесс по делу архиепископа Арсения). В отличие от газет более позднего периода в ее выпусках довольно полно освещены события и факты голодных лет, а в отношении Церкви газета сохраняет видимость объективности, на ее страницах напечатано как письмо св. Трифильева, так и ответ на нее рабочими-железнодорожниками. Однако уже проглядывается экспрессионный тон в рассуждениях о делах Церкви и о классовой борьбе в деревне.

В сборнике "Восстановительный период на Дону"[3], несмотря на определенный подбор, ряд приведенных документов дают возможность представить накал классовой борьбы на Дону в этот период и проанализировать политику местных властей по отношению к казачеству.

В качестве источника в работе используются статистические сборники Области Войска Донского за 1902–1911 года, а также тексты Декрета СНК СССР "О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс законов о труде" и циркулярного секретного письма ЦК "Об отношении к казакам". Постановление СНК о раскулаченных было использовано из сборника первого конкурса работ победителей (Алексей Раков, Социальный портрет раскулаченного в 1930году, стр. 192), указ Калинина "Об отношении к казакам" – из книги Волкова А.П. "Донские казаки в прошлом и настоящем" (Ростов-на-Дону, 1998 год, стр. 286-287).

Советская историография данный период рассматривает только с точки зрения положительного влияния политики советского правительства как попытку ликвидации отсталости Донского региона, но с середины 90-х годов появился ряд работ донских историков, рассматривающих разные аспекты и последствия политики советской власти на Дону.

В статье Тикиджьяна Р. Г., "Казачество и неказачье население Дона. Становление, этносоциальный состав и проблемы взаимоотношений"[4] исследуются вопросы изменения социальной структуры населения Донской области, приводятся статистические данные переписи 1926 года, что позволяет проследить динамику сокращения казачьего населения.

В отношении процесса "расказачивания" на Дону выделяются три точки зрения:

Чернопицкий П.Г. в статье "Советская власть и казачество"[5] доказывает, что репрессивная политика, проводимая советской властью на Дону, была вызвана логикой гражданской войны. В последствии она была пересмотрена, и взятый новый курс предполагал расширение сотрудничества с казачеством с учетом его самобытности. Потому, говорить о "геноциде" казачества в 20-30-е годы не правомерно. В доказательство своей точки зрения он приводит решение пленума ЦК РКП(б) и Северо-Кавказского правительства, но не учитывает очень часто встречающийся факт противоречия между принятым законом, постановлением и действительностью.

В статье Кислицина "Расказачивание"[6] – стратегический курс большевистской политической элиты в 20-е годы рассматривает несостоятельность теории о существовании еврейско-коммунистического заговора против казаков и доказывает, что национальное происхождение партийных, военных и чекистских деятелей не имело значения для развертывания курса на расказачивание. Этот процесс, как и раскулачивание, раскрестьянивание и т.д., были связаны с задачей утверждения социальной однородности населения государства диктатуры большевиков.

Перехов Я.А. в статье "Казачество и власть: начало консенсуса (1920-1925)"[7] рассматривает не только изменения политики большевиков в казачьем вопросе в связи с НЭПовскими принципами управления Россией, но и отношение к власти со стороны казачества.

Трут В.П.[8] в статье "К вопросу о скрытом расказачивании советского периода и о перспективе казачьего возрождения" раскрывает методы политики скрытого расказачивания, проводимой советской властью в послереволюционный период и сохраняющейся в настоящее время.

Исходя из поставленных задач работа, разбита на четыре главы. В 1-ой описывается быт казаков, анализируются особенности их самосознания и политики царской власти по отношению к ним. 2-ая глава посвящена взаимоотношениям казаков с новой властью, репрессиям и голоду 20-х годов. В 3-ей рассматривается политика коллективизации на Дону и ее последствия через судьбы людей. В 4-ой поднимается вопрос о существовании на сегодняшний день казачества как этносоциальной группы и необходимости его возрождения.