Смекни!
smekni.com

П. Д. Успенский новая модель вселенной (стр. 48 из 132)

Эти слова – "идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" – подобно многим другим, конечно, относятся не ко всем людям.

И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним.

(Матф. IV, 22)

Далее, обращаясь опять-таки к ученикам и разъясняя им смысл эзотеризма, роль и место людей, принадлежащих к эзотерическому кругу, Иисус говорит:

Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

(Матф. V, 13-16)

После чего он объясняет требования, которые ставит перед теми, кто приближается к эзотеризму:

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

(Матф. V, 20)

В обычных толкованиях Евангелий эти слова, которые указывают на вторую линию и относятся только к ученикам, понимаются так же ошибочно, как и места, которые отражают первую линию, относящуюся к Царству Небесному, т.е. к эзотеризму. Все, что содержится в первой линии мысли, при обычном истолковании Евангелий относят к будущей жизни. Все же, содержащееся во второй линии мысли, принимают за моральное учение, относящееся ко всем людям вообще, тогда как на деле перед нами лишь правила для учеников.

К ученикам относится и то, что говорится о бдительности, т.е. о постоянном внимании и наблюдательности, которые от них требуются.

Впервые мы встречаем эту идею в притче о десяти девах:

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху;
Из них пять было мудрых и пять неразумных;
Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла;
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих;
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: "вот, жених идет, выходите навстречу ему!"
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: "дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут".
А мудрые отвечали: "чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе".
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.
После приходят и прочие девы и говорят: "Господи! господи! отвори нам".
Он же сказал им в ответ: "истинно говорю вам: не знаю вас".
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

(Матф. XXV, 1-19)

Мысль о том, что ученики не могут знать, когда от них потребуется активная работа, что они должны быть готовы в любой момент, подчеркнута в следующих словах:

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

(Матф. XXV, 42-44)

Далее имеется упоминание и о работе самого учителя; говорится и о том, что даже от учеников он не надеется на помощь:

Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною...
И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна...
Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников.

(Матф. XXVI, 38, 40, 41, 45)

Очевидно, идее "бодрствования" придается большая важность. О бодрствовании несколько раз сообщают другие евангелисты.

В Евангелии св. Марка говорится:

Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время.
Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
Итак, бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
Чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими.
А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

(Марк, XIII, 33-37)

В Евангелии св. Луки вновь подчеркнута необходимость быть готовым в любой момент, невозможность знать что-либо заранее:

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи...
Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им.
И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой;
Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

(Лука, XII, 35, 37-40)

И еще:

Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сил будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

(Лука, XXI, 36)

Предыдущие отрывки относятся к так называемой "бдительности". Но слово это имеет несколько разных значений. Совершенно недостаточно понимать его в обыденном смысле "быть готовым". Со словом "бдительность" связана целая доктрина эзотерической психологии, которая объясняется лишь в оккультных школах.

Наставления Христа о бдительности очень похожи на наставления Будды об этом же. Но в учении Будды цель и смысл бдительности выступают с еще большей силой и ясностью. Будда сводит к бдительности всю внутреннюю работу "монаха"; он указывает, сколь необходимы постоянные упражнения в бдительности для приобретения ясности сознания, для преодоления страдания и достижения освобождения.

Вслед за этим излагается второе важное требование "оккультных правил", а именно, умение хранить тайну, т.е. способность к безмолвию.

Христос придает этому вопросу особую важность; требование молчания повторяется в Евангелиях семнадцать раз, как выражение "имеющие уши да слышат".

И он тотчас очистился от проказы.
И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай...

(Матф. VIII, 3, 4)

И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

(Матф. IX, 30)

И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении.

(Матф. XVII, 9; Марк, IX, 9)

В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Но Иисус запретил ему говоря: замолчи и выйди из него.

(Марк, 1, 23-25); Лука IV, 33-35)

И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он – Христос.

(Марк, 1, 34; Лука, IV, 41)

После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
И сказал ему: смотри, никому ничего не говори...

(Марк, 1, 42-44; Лука, V, 13, 14)

И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты – Сын Божий.
Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

(Марк, III, 11-12)

И девица тотчас встала и начала ходить...
И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал...

(Марк, V, 42, 43)

И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
И поведал им не сказывать никому...

(Марк, VII, 35-36)

Потом опять возложил руки на глаза его и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

(Марк, VIII, 25, 26)

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты – Христос.
И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

(Марк, VIII, 29, 30; Матф. XVI, 20; Лука, IX, 20, 21)

Идея сохранения тайны связана в эзотеризме с идеей сохранения энергии. Безмолвие, тайна создают замкнутый круг, как бы "аккумулятор". Эта идея есть во всех оккультных системах. Способность хранить молчание или говорить лишь то, что необходимо, и лишь тогда, когда необходимо, – первая ступень контроля над собой. В работе школы способность хранить молчание означает определенную степень достижения. Способность хранить молчание включает в себя искусство скрытности, умение не высказывать себя. "Посвященный" всегда сокрыт от "непосвященных", хотя непосвященные могут обманываться, полагая, что понимают мотивы и действия "посвященного". Согласно эзотерическим правилам, "посвященный" не имеет права и не должен раскрывать положительную сторону своей деятельности и своей личности, – ни одному человеку, кроме тех, чей уровень близок его собственному, кто уже прошел испытание и доказал, что его отношение и понимание правильны.

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показываться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны.