Процедура ликвидации обществ с ограниченной ответственностью подробно регламентируется Гражданским кодексом РФ. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает лишь некоторые особенности ликвидации данного вида юридических лиц.
Если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии общества должен включаться представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Порядок распределения между участниками ликвидируемого общества его имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, либо в случае, когда общество не имеет обязательств перед кредиторами на момент принятия решения о ликвидации определен в ст. 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Руководство процессом ликвидации общества осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор) общества. Ликвидационная комиссия назначается решением общего собрания участников общества по предложению Совета директоров, исполнительного органа общества или любого из участников ликвидируемого общества. Решение по данному вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества. Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения большего числа голосов. В соответствии с п. 4 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах» аналогичное решение в акционерном обществе может быть принято лишь квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Считаем данное положение акционерного законодательства более правильным, поскольку решение о назначении ликвидационной комиссии является чрезвычайно важным как для самого общества, так и для его участников. Важность этого решения обусловлена тем, что с момента его принятия именно к ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению обществом, исполнительный орган общества, а также, в основной части, и общее собрание участников общества прекращают свою деятельность. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает и в суде.
Имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в порядке очередности, установленной ст. 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Оставшееся имущество распределяется между участниками общества с ограниченной ответственностью пропорционально их долям в уставном капитале общества. Выплаты могут осуществляться как в деньгах, так и в иной имущественной форме. Следовательно, стоимость полученного имущества не обязательно будет равна вкладу участника в уставный капитал общества, т.е. номинальной стоимости его доли, здесь все зависит от стоимости чистых активов общества.
Ликвидация общества с ограниченной ответственностью в связи с объявлением его несостоятельным (банкротом) регулируется специальными нормами законодательства о банкротстве[48].
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения. Обязательным условием для возбуждения дела о несостоятельности является сумма задолженности должника, она должна быть не менее ста тысяч рублей. При этом не учитываются обязательства юридического лица по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, задолженность по выплате заработной платы, выходных пособий, авторского вознаграждения, а также обязательства перед участниками юридического лица, вытекающие из такого участия (например, обязательства по выплате распределенной, но не выплаченной прибыли).
Ликвидация общества с ограниченной ответственностью считается завершенной, а общество - прекратившим свое существование с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.
Действующее законодательство уделяет большое внимание правовому регулированию уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Это вполне объяснимо и оправданно, учитывая большое значение уставного капитала как для самого общества и его участников, так и для кредиторов общества.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
В юридической литературе[49] традиционно выделяют три основные функции уставного капитала: 1) обеспечительную (или стартовую), которая выражается в том, что уставный капитал составляет начальную материальную основу деятельности общества, которая дает старт к дальнейшей деятельности общества, обеспечивает возможность такой деятельности; 2) гарантийную, которая состоит в том, что уставный капитал - это тот минимум средств, наличие которых гарантируется обществом при любых условиях, это определенная гарантия удовлетворения требований кредиторов общества.
«Кредиторы общества, вступая с ним в обязательственные отношения, должны знать, в пределах какой стоимости может быть обеспечено исполнение обществом принятых на себя обязательств»[50]. И, наконец, третьей функцией уставного капитала общества с ограниченной ответственностью является функция определения долей участия учредителей (а впоследствии и участников) в обществе и его прибылях. Это проявляется в том, что уставный капитал позволяет определить номинальную стоимость доли каждого участника. Именно количество и размер долей характеризуют положение отдельного участника в обществе с ограниченной ответственностью, от этого зависит объем его возможностей по определению деятельности общества, размер получаемой от деятельности общества прибыли и т.д.
В действующем законодательстве отсутствует определение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Это можно объяснить тем, что законодатель не ставил перед собой цели дать определение этому институту, это не требуется и с позиций юридической техники.
Характеристика этого понятия дается через определение основных функций уставного капитала, регламентацию порядка и способов его формирования, уменьшения и увеличения и т.д. Формулирование определений - это задача науки гражданского права, а не законодательства. Однако, в научной литературе предпринималось не так много попыток дать определение уставного капитала. Так, например, по мнению И.В. Елисеева, уставный капитал - «...это зафиксированная учредительными документами и определенная в рублях сумма всех вкладов, которые учредители (учредитель) решили объединить (выделить) при создании юридического лица»[51].
Правовое регулирование уставного капитала направлено на обеспечение его стабильности, при этом упор явно делается на защиту интересов кредиторов общества с ограниченной ответственностью. Это проявляется в следующем.
Во-первых, законом устанавливается минимально допустимый размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Этот размер должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда на дату представления документов для государственной регистрации общества (абзац 2 пункта 1 статьи 14 Закона). Таким образом, на сегодняшний день вновь создаваемое общество с ограниченной ответственностью не может иметь уставный капитал менее 10 000 рублей. Очевидно, что эта сумма настолько мала, что является чисто символической гарантией для кредиторов (даже при том, что уставный капитал реально сформирован и не завышена оценка имущественных вкладов). Уставный капитал в таком размере не способен выполнять ни стартовую, ни гарантийную функции, поскольку этой суммы недостаточно ни для начала предпринимательской деятельности, ни для предоставления реальных гарантий кредиторам общества. Не следует забывать и об инфляции, которая постоянно снижает реальную стоимость уставного капитала. Из вышесказанного следует вывод, что норма, предусматривающая минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, нуждается в доработке. Необходимо увеличить минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью хотя бы до 300-500 минимальных размеров оплаты труда. Это повысило бы значение и реальную ценность уставного капитала, позволило бы ему эффективно выполнять все свои функции. Наряду с этим, такое правило позволило бы ограничить количество обществ-однодневок, которые создаются порой для совершения какой-либо одной сделки.
В качестве еще одного аргумента в пользу нашей позиции, упомянем о том, что в настоящее время государственная пошлина, взимаемая за регистрацию юридического лица, а также за регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица (регистрационный сбор), составляет 2000 рублей[52], т.е. 20 % от минимально допустимого уставного капитала. Вводя такую сумму, законодатель, прежде всего, заботился о наполнении бюджета, преследовал фискальные цели, и совсем не задумывался о том, что данная сумма станет непосильной для тех или иных юридических лиц. Установив столь низкий минимум для уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, законодатель, видимо, наоборот исходил из возможностей большинства населения, стремился сделать общество с ограниченной ответственностью одной из наиболее доступных организационно-правовых форм юридического лица. Где же логика? По нашему мнению, общество с ограниченной ответственностью не должно быть самой доступной организационно-правовой формой, ведь для тех, кто не в состоянии сформировать достаточно высокий уставный капитал есть другие формы предпринимательства, а невозможность создания юридического лица для потенциальных учредителей должна быть связана с невозможностью сформировать его уставный капитал на необходимом уровне или обеспечить иные условия деятельности, но никак не с невозможностью уплатить регистрационный сбор.