9. Когнитивная сложность – психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность.
10. Контент-анализ – метод социальной психологии, основанный на качественно-количественном анализе документов, подразумевающий подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала.
11. Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
12. Перцептивная защита – разновидность психологической защиты, являющаяся способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.
13. Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.
14. Предубеждение – установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.
15. Расизм – 1) индивидуальные предвзятые установки (предубеждения) и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы; 2) институциональная практика (даже если она не мотивирована предубеждениями), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.
16. Референтная группа (от лат. referens – сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
17. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
18. Социальная дискриминация – неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам, сопровождающееся ущемлением их прав и достоинства.
19. Сплоченность групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.
20. Стереотип социальный (от греч. stereos – твердый, прочный и typos – форма, образец) – обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.
21. Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
22. Установка социальная (аттитюд) – субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
23. Фасилитация социальная (от англ. facilitate – облегчать) – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.
24. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.
25. Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
26. Эффект новизны – феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.
27. Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.
28. Эффект первичности – более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.
Оглавление
I. Социально-психологические теории личности…………………… | 3 |
Контрольные вопросы………………………………………………… | 8 |
Практическое задание…………………………………………………. | 8 |
Библиографический список……………………………………………. | 10 |
II. Психология общения как одна из сторон реализации личности…..... | 11 |
Контрольные вопросы………………………………………………… | 18 |
Практическое задание………………………………………................. | 18 |
Библиографический список……………………………………………. | 20 |
III. Самостоятельная работа студентов………………………………. | 20 |
Темы для самостоятельного изучения……………………………….. | 21 |
Тема 1. История развития психологического знания и основные направления в психологии…………………………………. | 21 |
Тема 2. Общение как социально-психологический феномен. Вербальная и невербальная коммуникация…………………… | 22 |
Примерная тематика рефератов………………………………………. | 22 |
Методические рекомендации по написанию реферативных работ…… | 23 |
Словарь социально-психологических терминов…………….............. | 24 |
Грибанов Сергей Владимирович
Шиндин Александр Николаевич
Социально-психологические аспекты
формирования и развития личности
Учебно-методическое пособие
Печатается по авторскому оригиналу
без редактирования и корректуры
Компьютерная верстка М.Е. Савинова
Подписано в печать 07.09.09.
Формат бумаги 60´84 1/16. Гарнитура «Таймс».
Ризография. Усл. печ. л. 1,74. Уч.-изд. л. 1,75.
Тираж 570 экз. Заказ 388.
Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО «ВГАВТ»
603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
* Согласно бихевиоризму посредством стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение, манипулировать индивидом. Поведение индивида жестко детерминировано и он в какой-то мере – раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.