Смекни!
smekni.com

Профессионального Образования «московский педагогический государственный университет» (стр. 4 из 10)

Глава II Разработка проблемы методов воспитания русскими педагогами

2.1. Методы педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника (приучение, разъяснение, внушение, убеждение примером, рассказ, беседа)

Цель воспитания определяет выбор методов воспитания. Важной составляющей нравственного воспитания является формирование у детей представлений, знаний о нормах морали, принятых в обществе. В педагогике существуют специальные методы воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника - приучение, разъяснение, внушение, убеждение примером, рассказ, беседа.

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю детей направлены на формирование у детей нравственно-социальных взглядов и убеждений. Педагогика основывается на том, что процесс формирования личности ребенка опирается прежде всего и главным образом на опыт, приобретаемый в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Было бы, видимо, неправильно устанавливать некую очередность: сначала накапливается опыт, а затем формируются соответствующие понятия, или наоборот. Как правило, процесс осуществляется синхронно, во взаимных переходах от понятия к опыту и от опыта к его осмыслению. Сказанное определяет необходимость специальных методов, которые обеспечивают целенаправленное и систематическое формирование у дошкольников нравственного сознания, которые позволяют регулировать закрепление соответствующих мотивов и форм поведения. Это достигается при помощи методов убеждения. В дошкольном детстве широко используются такие важные и ценные в воспитательном отношении формы и методы убеждения детей, как разъяснение и внушение, рассказ и беседа, чтение, убеждение примером.

Как считали русские педагоги XIX века, нравственность – это не природное качество, следовательно, полагаться только на собственные стремления детей нельзя - действия детей необходимо вызывать требованиями взрослых. У ребенка наряду со стремлением к деятельности выступает любовь к близким – взрослым. Он стремиться сделать то, что и они. К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова считали, что ребенок в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример взрослых, уважаемых им людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами: у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность чаще носит подражательный характер. Усваивая опыт старших, ребенок часто копирует образ поведения уважаемого и симпатичного ему человека. Подражание у старших дошкольников носит избирательный характер: их привлекают определенные черты характера другого человека.

Педагоги прошлого считали, что склонность детей к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. Поэтому перед воспитателем стоит задача – направлять подражательность ребенка на положительный пример.

К.Д. Ушинский писал, что в воспитании нельзя ограничиться тем, что ребенок подражает и копирует. По мысли К. Д. Ушинского, надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно, как особая, неповторимая индивидуальность. Это станет возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность и самостоятельность.

Значимыми методами формирования морального сознания многие педагоги называли этические беседы (28).

Это беседы на моральные темы. Функция ее – моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение этическая беседа имеет для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным в соответствии с требованиями современной морали. Источниками для этических бесед с детьми, по мнению отечественных педагогов Одоевского, К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой, являются факты, явления, события в жизни детей, могут быть их поступки, взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, спектаклей.

К этическим беседам русские педагоги предъявляли определенные требования: тесная связь с жизнью детей и с жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям детей, закрепление моральных понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.

Живое, задушевное слово воспитателя, его страстность и увлеченность, считали русские педагоги, это действенный фактор нравственного формирования личности ребенка. Метод рекомендовали нацеливать на то, что на какую бы тему воспитатель ни начал разговор с учащимися, он прежде всего должен быть уверен в том, что предстоящий рассказ жизненно актуален для группы, вызовет у детей нравственное доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию.

Этот метод воспитания широко используется для расширения круга представлений и понятий дошкольников в области общественной жизни, науки и техники, этики и эстетики. Часто одинаковые по нравственному содержанию поступки людей представляются детям различными, так как совершены были в непохожих ситуациях. И наоборот, поступки, противоположные по их нравственному значению, в сходной ситуации кажутся им одинаковыми. Иногда сам ребенок поступает неправильно, так как не отдает себе отчета в своих намерениях или не знает, как их правильно оценить. Поэтому назначение этических бесед – в доступной форме разъяснить детям принципы и нормы морали, осмыслить и обобщить их нравственный опыт.

Формированию нравственных черт характера, по мнению педагогов, способствовали беседы по нравственным вопросам. В. Ф. Одоевский подчеркивал, что живое слово, сказанное кстати, может произвести могучее действие на все внутреннее развитие ребенка, не только нравственное, но и на умственное, эстетическое, религиозное. (32).

Воспитатель, как считали русские педагоги, обязан был объяснить детям сложные жизненные ситуации, помочь им оценить собственные поступки и действия их товарищей, помогать при их колебаниях в выборе способа действия, возможно осуждать, приводить к раскаянию, мукам стыда и упрекам совести. Понятие красивого и некрасивого в нравственном отношении поступка, по мнению русских педагогов, было очень плодотворно для нравственного воспитания детей.

Л. Н. Толстой собрал нравственные истины и изложил их в доступном детям языке в своей работе «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (26). Он предлагал каждый день зачитывать детям по одной мысли и беседовать потом с ними, разъясняя непонятное и отвечая на детские вопросы. Это беседы о Боге, жизни по воле Бога, любви, смирении, самоотречении, противостоянии внутренним и внешним соблазнам, совершенствовании, разуме, мысли, словах и поступках и о многом другом. Такие беседы способны помочь детям достигнуть законы нравственности без скуки и принуждения, не превращаясь в задачу или урок.

В.И. Водовозов предлагал использовать произведения отечественной литературы и в процессе чтения раскрывать детям все стороны многогранных произведений (7). В.И. Водовозов отводил значимую роль в воспитании нравственных чувств отечественной литературе и истории, говорил о необходимости ярко и полно раскрывать идейные стороны произведений и событий.(7). Излагая русскую историю, считал он, необходимо подчеркивать лучшие нравственные черты героев: доброту, смирение перед Богом, справедливость, честность, самоотверженность, готовность сражаться и умереть за свое отечество. Осуждению должны подвергаться трусость, жадность, развратность, ненависть, предательство. Особо отмечались заслуги перед отечеством, деятельность, направленная на благо государства в военное и мирное время. Литературе отводилась задача пробуждения в ребенке всего самого лучшего в нравственном отношении, что хранит его душа, борьбы во имя добра и истины с помощью литературных образов и сюжетов за его духовно-нравственное совершенствование, за улучшение действительности через улучшение каждой человеческой личности, внесение в действительность светлых начал на основе любви к человечеству.

К. Д. Ушинский уделял внимание устному народному творчеству, в частности сказке, которая описывает нравственные качества своих героев и вместе с тем наставляет и детей, слушающих эти шедевры народного творчества. (14, с. 70). Многие русские педагоги также говорили о том, что эстетическое воспитание (музыка, пение, поэзия, рисование) в целом может служить хорошей основой для всего нравственного воспитания.

Педагоги отмечали, что воспитание нравственности начинается еще с младенчества, когда ребенок слышит вокруг себя родную речь. Народные песни, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут сказочные герои. Дошедшие еще с древних времен сказки продолжают воспитывать в детях те качества, которые были ценными во все времена, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Сказки передают из поколения в поколение нравственные ценности народа, их создавшего. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Загадки, пословицы, поговорки воспринимаются ребенком легко и естественно. В них отражается юмор, глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Героический эпос – сказания и былины также имеют важное значение.

Воспитателю русские педагоги рекомендовали обращать внимание детей на нравственные качества главного героя, на его патриотизм, на беззаветную любовь к своей земле, самоотверженность, готовность умереть за отечество. Именно устное народное творчество считали отечественные педагоги средством (методом) формирования начал любви к своему народу, к своей стране.