Смекни!
smekni.com

Профессионального Образования «московский педагогический государственный университет» (стр. 5 из 10)

В.Г.Белинский подчеркивал важность проведения бесед с детьми, рассказывания и чтения сказок, детских книжек о родном крае, о России, о жизни русского народа. (4).

Таким образом, методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю детей направлены на формирование у детей нравственно-социальных взглядов и убеждений. Значимыми методами формирования морального сознания многие педагоги называли этические беседы, рассказывание и чтение сказок, детских книжек о родном крае, о России, о жизни русского народа. Отечественные педагоги считали, что в основе воспитания нравственности - принцип народности, русские традиции.

2. 2. Методы формирования общественного поведения (формирование характера посредством привычки, упражнения, упражнения в деятельности, навыка, режима, поручения)

К. Д. Ушинский считал, что задача воспитания – формирование характера, а характер складывается из прирожденных наклонностей и приобретенных в жизни убеждений и привычек. Привычка, по мнению Ушинского, есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностями и мысль переходит в дело. Воспитание, строящее свое здание на привычках, строит его прочно. Привычка – вторая природа, но природа, послушная искусству воспитания.

Анализируя взгляд Ушинского о характере, отмечаем следующее. Он считал, что характер каждого человека состоит из двух элементов: природного и духовного, что эти два взаимные воздействия прирожденных наклонностей и приобретаемых в жизни убеждений и привычек возникает характер. Само убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело, считал Ушинский. (51). Нам были интересны наблюдения автора по поводу влияния телесной стороны на духовную и наоборот. Что не только умственное развитие отражается в наружности человека, - нравственная сторона его души также ищет высказаться в теле. Ушинский говорил о том, что жизнь ребенка в семье, где раскрывающаяся душа его получает первые и самые сильные впечатления, только развивает далее врожденные задатки характера. Но со временем «…сознание проясняется, воля показывается, религия и воспитание приходят на помощь, и новая борьба разумной жизни с темной бездной природы начинается; она происходит на том же поле, только освеженном долгой зимой; приходит новая весна, и сеются вновь семена добра и истины» (51, с. 155). Ушинский говорил, что надо воспитывать сильный характер. Что человеку нужен помощник, который облегчал бы для нас победу над нашими дурными наклонностями и, в то же время, награждал бы нас за эту победу.

Ушинский считал основанием воспитательной силы, рычагом воспитательной деятельности – привычку. Важную роль при этом играет навык, приобретаемый детьми от упражнения и укореняющийся в его нервной системе в форме рефлективных, бессознательных или полубессознательных движений.

Ушинский давал конкретные рекомендации по формированию привычек:

· повторение, особенно вначале, должно быть по возможности чаще;

· для укоренения привычки требуется время;

· нельзя укоренять много привычек одновременно;

· востребованность привычек и осознанное отношение к привычкам у детей: «привычки и навыки, укореняемые в воспитанниках, должны быть не только полезны для них, но и необходимы, так что воспитанник, приобретая какую-нибудь привычку или навык, мог потом пользоваться ими, а не принужден был бросать их, как ненужное»;

· четкость и доступность правил поведения: «если мы хотим вкоренить какую-нибудь привычку или какие-нибудь новые навыки в воспитаннике, то, следовательно, хотим предписать ему какой-нибудь образ действий. Мы должны зрело обдумать этот образ действий и выразить его в простом, ясном, по возможности коротком правиле и потом требовать неуклонного исполнения этого правила»;

Правил этих одновременно должно быть как можно меньше, чтобы воспитанник мог легко исполнять их, а воспитатель легко следить за их исполнением. Не следует устанавливать такого правила, за исполнением которого следить нельзя, потому что нарушение одного правила ведет к нарушению других.

Таким образом, заключает К.Д. Ушинский: «Природа наша не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хотя одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу и к установлению других однородных» (49).

Ушинский отмечал, что часто приходится воспитателю не только укоренять привычки, но и искоренять уже приобретенные. Это последнее труднее первого: требует больше обдуманности и терпения. Привычка искореняется либо от прекращения тех действий, к которым вела привычка, или другой, противоположной привычкой. При искоренении привычки следует вникнуть, отчего привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий. При множестве глубоко укоренившихся дурных привычек полезно бывает иногда переменить для дитяти совершено обстановку жизни: перенести его в другую местность и окружить другими людьми. Многие привычки действуют заразительно, и потому нужно быть внимательнее к детям.

Конечно, лучше, по мнению русского педагога, чтобы воспитанник, сознав разумность правила, собственным своим сознанием и волей помог воспитателю, но многие привычки должны быть укореняемы или искореняемы в детях такого возраста, когда объяснить им пользу или вред привычки еще невозможно. «В этом возрасте дитя должно руководствоваться безусловным повиновением к воспитателю и, из этого повиновения исполняя какое-нибудь правило, приобретать или искоренять привычку».

Ушинский, говоря о доброй привычке, называет ее нравственным капиталом, «положенным человеком в свою нервную систему; капитал этот растет беспрестанно, и процентом с него пользуется человек всю свою жизнь» (49,Т1, с 228). Ушинский говорил, что наше сознание и воля должны постоянно стоять настороже против дурной привычки. Впрочем, читаем мы у Ушинского, бывают и такие явления в жизни людей, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление – одним ударом истребляют самые вредные наклонности и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знамением (автор приводит пример из Евангелие: быстрое изменение души человеческой в одном из разбойников, распятых со спасителем).

Привычку на обыкновенном русском языке называют усиление той или другой способности, происходящие от упражнения. Чем старее привычка, тем она крепче, т. к. укореняется именно повторением. Ушинский не сомневался в том факте, и с этим мы тоже должны согласиться, что привычки, твердо установившиеся, могут быть переданы в той же мере, как и всякая нормальная наклонность. Но мы должны отличать привычку от инстинкта по своему происхождению: первая приобретается, вторая дается нам от природы.

Анализ работ К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. Н. Водовозовой, А. С. Симонович и показал, что наиболее часто используемый метод педагогического воздействия на ребенка является упражнение.

Воспитание есть не что иное, считали русские педагоги, как упражнение в правильном поступке. Упражнение в широком смысле – это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей, приучение их к выполнению принятых в обществе норм и правил поведения. (3).

Упражнение включает в себя многократное повторение определенных действий и поступков. По отношению к дошкольному и младшему школьнику можно говорить о приучении детей к определенному поведению. Упражнение и приучение не следует понимать только как механическое повторение одних и тех же действий, хотя без него нельзя выработать привычку. Упражнение и приучение для ребенка – сознательный, творческий процесс. В результате упражнения вырабатываются умения и навыки, привычки, новые знания, развиваются умственные способности, расширяется и обогащается нравственный опыт воспитанника.

Основное назначение упражнения как метода воспитания – практический опыт коллективных отношений, необходимый для формирования положительных качеств личности, как устойчивой основы общественного поведения.

Вслед за Ушинским Водовозова исходила из принципа действенности в нравственном воспитании: «воспитывать детей в нравственном духе можно только упражняя их в нравственной деятельности». Водовозова объясняла, что значит деятельная жизнь ребенка, т.е. содержательная, он должен быть всегда чем-то занят, тогда не будет дурных наклонностей (шалости, леность, раздражительность…). Ребенку свойственно стремление к активности, к занятию и какой-либо работе и надо это удовлетворять.

Развитие принципа действенности нравственного воспитания мы видим в правильном утверждении Водовозовой – требовать от ребенка выполнения его обязанностей. Каждый период в жизни человека, в том числе дошкольный, имеет свои обязанности. У детей этого возраста они менее сложны. Для того, чтобы заставить ребенка выполнять свои обязанности, родители и воспитатели должны установить правильный режим. Значение его, пишет Водовозова заключается в том, что он «прежде всего вырабатывает в детях добропорядочные привычки, обуздывает вспышки гнева, своенравие, капризы…, прививает навыки послушания, - все это вместе постепенно приучает ребенка к аккуратному выполнению своих обязанностей» (6, стр. 208). В ребенке развивается послушание, хотя он, может быть, еще не всегда понимает, почему от него требуют того или другого, но в большинстве случаев он выполняет то, что от него хотят. Это происходит, по мнению Водовозовой, от усвоенной привычки аккуратно выполнять свои несложные обязанности.

Таким, по мнению русского педагога, должен быть ребенок в начале дошкольного периода детства. В последующие годы надо закреплять и развивать имеющееся, чтобы ребенок мало-помалу самостоятельно научился выполнять свои обязанности и вместе с умственным ростом постепенно осознавал их необходимость.