Смекни!
smekni.com

Разработка туристских маршрутов по России для испанских туристов (стр. 9 из 15)

6 ДЕНЬ. Завтрак. Отправление группы в Москву (Автобус марки “Mersedes”, федеральная автомагистраль М7, расстояние между городами — 190 км, время в пути — 2, 5 часа). Прибытие. Обед. Свободное время — туристы осматривают достопримечательности по своему выбору и желанию. Ужин. Отправление группы (автобус) в аэропорт Шереметьево-2 — возвращение в Испанию.

Рассмотрев и описав маршруты по дням, остановимся более подробно и детально на некоторых достопримечательностях и объектах показа, в частности, на тех из них, которые непосредственно связаны с деятельностью и пребыванием в них испанцев в разные периоды российской истории.

МОСКВА. В Москве испанцы знакомятся и посещают Испанский Центр, Институт Сервантеса, Манеж, Дом Дружбы с народами зарубежных стран и один из московских католических костелов. Так как об Испанском Центре и об Институте Сервантеса уже было подробно и полно рассказано выше, рассмотрим остальные достопримечательности.

Манеж (См. Приложение 3). Здание московского Манежа было построено, как уже отмечалось выше, в 1817 году по проекту испанского инженера А.А. Бетанкура, работами руководили инженеры Л.Л. Карбонье и А.Я. Кашперов. Особенность его конструкции — кровля шириной 45 метров от стены до стены без промежуточных опор — для того времени было поистине чудо техники. Однако уже в 1823-24гг. сложная инженерная конструкция потребовала усовершенствования из-за начавшихся осадок, связанных со спешностью стройки. Реконструкция кровли была предложена и осуществлена, как уже отмечалось выше, испанским инженером Р.Р. Баусой. Одновременно архитектором О.И. Бове был разработан проект фасадного декора. Осуществлённый в 1825г., он придал сооружению современный вид. Цельность облика постройки обусловлена лаконизмом и единообразием крупных архитектурных деталей. “Мерный ритм протяжённых фасадов (свыше 166 м) создаётся аркадой оконных проёмов, разделённых трёхчетвертными тосканскими колоннами, и тяжёлым антаблементом, включающим рельефные вставки”[54]. Первоначально по оси фасада, обращённого к Александровскому саду, была помещена входная полуротонда. Высокая двускатная кровля зрительно облегчена часто поставленными слуховыми окнами и гладкими, без декора, фронтонами в торцах здания. В угловых простенках и у входов О. И. Бове предполагал установить крупные скульптурные композиции, однако это не осуществилось. Манеж был построен в честь пятой годовщины победы в Отечественной войне 1812г.: его открытие было ознаменовано парадом войск, вернувшихся из победоносного похода во Францию. В дальнейшем Манеж использовался для верховой езды, но не только: в нем производились военные учения, причем свободно маневрировал целый полк; устраивались симфонические концерты (на них дирижировали, в частности, Гектор Берлиоз и Камиль Сен-Санс) и самые разнообразные выставки: этнографические, цветов, птиц, животных и т.д. Любопытно отметить, что “Лев Николаевич Толстой в молодости учился здесь верховой езде, а в старости — езде на велосипеде”[55]. После революции в здании Манежа помещался гараж, а после реконструкции в 1957 году открылся Центральный выставочный зал. Крупные выставки проходят в нем и по сей день.

Дом Дружбы с народами зарубежных стран (См. Приложение 4). Здание Дома Дружбы было построено в 1894-99гг. по проекту архитектора В.А. Мазырина для А.А. Морозова, племянника знаменитого фабриканта Саввы Морозова. Рассказывают, что, путешествуя по Европе, Арсений Морозов был восхищен средневековой архитектурой Испании. Это восхищение и воплотилось в особняке в центре Москвы, внешний декор которого копирует испано-мавританские замки XVI – XVIII вв., построенные в стиле “мануэлино”[56]. Дом получился эклектичным, диссонирующим со строгими классическими фасадами своих соседей. Он высмеивался москвичами в разговорах, газетах и даже художественных произведениях: картину строительства этого “глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку” гневно нарисовал Л.Н. Толстой в XII главе второй части романа “Воскресенье”[57]. Хозяин увлекался символикой. Это отразилось и на “испанском замке” или “испанском палаццо” — так москвичи называли дом Морозова. Вход в здание имеет форму подковы (намек на счастье, которое она, по поверью, приносит), канаты на фасаде, стянутые в прочные узлы, символизируют благополучие и долголетие. Кружевной аттик, решетка балкона, экзотические морские раковины, усеявшие стены, круглые башни, имитирующие крепостные ворота — все это призвано было не просто удивить, а ошеломить москвичей. Особняк Морозова на своем веку повидал многое: после Октября 1917г. в залах его шумела анархистская вольница, которую сменили поэты, писатели, художники. В мае 1918г. сюда перебрался театр Пролеткульта, а точнее его Первая рабочая передвижная труппа, с которой молодой режиссер Сергей Эйзенштейн поставил пьесу А.Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты”. С конца 20-х гг. и до середины 50-х в особняке размещались различные дипломатические учреждения, а в 1959г. открылся Дом дружбы с народами зарубежных стран, где и сейчас проходят различные конференции, собрания, вечера, встречи и кинопросмотры.

Московские католические костелы. Испанцы являются приверженцами католического вероисповедания, поэтому резонно предположить, что их заинтересует, помимо посещения других достопримечательностей и объектов, и посещение одного из московских католических костелов. На сегодняшний день в Москве открыты и действуют два римско-католических костела. Без сомнения, первым в этом ряду должен быть назван костел Непорочного зачатия Девы Марии, который находится по адресу Малая Грузинская улица, дом 27. Построенный в 1897-1911 годах по проекту архитектора Ф.О. Богдановича костел представляет собой традиционный вариант римско-католической церкви и поражает своей красотой и монументальностью. Костел был закрыт в 1931 году. Во время Великой Отечественной войны в него попала бомба, но, к счастью, повреждения были не очень значительны. В дальнейшем здание костела использовалось под различные складские помещения. Одно время в нем располагалась даже овощная база. В 1992 году костел был передан католической общине Москвы и отреставрирован. В настоящее время здесь ведутся лишь отдельные мелкие реставрационные работы. Сейчас он является действующим и открыт для посещения. Другим костелом Москвы является костел Святого Людовика, расположенный по адресу улица Малая Лубянка, дом 12. Костел на этом месте был основан еще в 1791 году. Нынешнее здание, выполненное в стиле базилики, построено в 1827-1830 годах по проекту архитекторов Д.И. и А.О. Жилярди. В начале XX века при костеле был открыт лицей. Надо отметить, что костел Святого Людовика не был закрыт после Октябрьской революции, и служба в нем (правда, с весьма значительными перерывами) продолжалась. В 1992 году костелу был передан весь комплекс зданий, принадлежавших ему до 1917 года, в том числе и здание лицея. Костел является действующим и открыт для посещения.

Как уже отмечалось выше, туристы могут (по желанию) посетить Государственный Музей Изобразительных Искусств имени А.С. Пушкина — одно из известнейших в мире собраний памятников мирового изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней. Коллекции музея разнообразны и обширны, однако особый интерес для испанцев представляют, несомненно, залы, где представлено искусство Испании. В зале № 11 (2-й этаж) представлено испанское искусство XVI-XVIIвв.: здесь туристы познакомятся с великолепными работами Эль Греко, Хосе Риберы, Франсиско Сурбарана, Диего Веласкеса, Антонио Переды, Бартоломео Эстебана Мурильо, а также увидят образцы испанской пластики — скульптурные изображения святых, типичные для искусства Испании того периода[58]. В залах № 17а-17 (3-й этаж) представлены работы другого знаменитого испанца — великого художника XX века Пабло Пикассо: в коллекции музея собраны ранние полотна мастера[59].

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В северной столице испанцы посещают и знакомятся с Исаакиевским собором, Дворцовой площадью, Меншиковским дворцом, Университетской набережной, Испанским клубом. Так как о последнем было достаточно подробно рассказано выше, перейдем к остальным объектам и достопримечательностям.

Исаакиевский собор. Исаакиевский собор — крупнейшее сооружение Петербурга, выдающийся памятник русского позднего классицизма. Его золоченый купол буквально царит над центром города. По масштабам собор намного превосходит все храмы города и может вместить более 12 тысяч человек. Высота собора — 101, 5 м. На портиках и вокруг барабана купола установлены 72 крупнейшие в мире колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114т[60]. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 м. История сооружения Исаакиевского собора восходит к первым годам существования “города на Неве”. По церковному календарю день Святого Исаакия Далматского приходится на 30 мая. Это день рождения Петра I. Поэтому первая деревянная Исаакиевская церковь появилась у западного фланга Адмиралтейства на берегу Невы еще в 1710г. С 1717г. велось строительство каменной церкви по проекту Г.-И. Матарнови, затянувшееся до 1750-х гг. Это здание вскоре разобрали, а с 1768г. началось строительство Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди — на том месте, где стоит ныне существующее здание. Постройку завершил к 1802г. архитектор А. Бренна, но уже через несколько лет возникла мысль о создании нового грандиозного сооружения. Так, в 1818г. приступили к возведению собора по проекту О. Монферрана, продолжавшемуся 40 лет — до 1858г. В процессе строительства возникало немало сложностей, в преодолении которых принимали участие ведущие инженеры и зодчие того времени: К.И. Росси, А.А. Михайлов, В.П. Стасов. Однако поистине огромную роль в строительстве Исаакиевского собора сыграл начальник “Комитета по делам строений и гидравлических работ” талантливый испанский инженер, генерал-лейтенант А.А. Бетанкур: именно он произвел полный расчет фундамента здания, спроектировал и создал строительные леса и сложные подъемные механизмы для возведения колонн собора, в результате чего, как уже отмечалось выше, впервые в инженерно-строительной практике гигантские колонны поднимались на 40-метровую высоту[61]. Скульптурное убранство собора создали И.П. Витали, П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.С. Пименов и другие мастера. Впервые для монументальной скульптуры была использована техника гальванопластики, разработанная Б.С. Якоби. В декоративной отделке интерьеров собора широко использованы мрамор, яшма, порфир, малахит, лазурит и другие ценные минералы. Живописные композиции выполнены ведущими художниками того периода: К.П. Брюлловым, Ф.А. Бруни, П.В. Басин, В.К. Шебуев, Т.А. Нефф. Часть этих произведений была впоследствии переведена в мозаику мастерами Мозаичного отделения Академии Художеств. В 1931г. собор был превращен в музей, который является одним из самых популярных в Петербурге. Его посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43м полюбоваться панорамой центра города. Стоит отметить, что во время Великой Отечественной войны зданию были нанесены значительные повреждения. В послевоенные годы собор был отреставрирован и ныне снова предстает во всем своем великолепии и красоте, являясь одной из доминант силуэта города.