Смекни!
smekni.com

Практическая психология Тутушкина (стр. 25 из 93)

Очень важными показателями эффективности чтения являются скорость и усвоение прочитанного материала. Скорость чтения рассчитывается по количеству прочитанных слов в минуту и может быть низкой — 200, средней — 250-300, быстрой — 300-450, и сверхбыстрой — 650 слов/мин. Конечно, надо стараться развивать у себя навыки быстрого чтения, так как они позволят быстрее усваивать информацию, а, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. Можно порекомендовать ряд технических приемов, способствующих ускорению чтения: читать не каждое слово, а сразу все предложение и вообще стараться схватить взглядом как можно больше текстового материала, не проговаривать читаемые слова, на это уходит время, стараться не возвращаться взглядом к прочитанному, регрессии тоже требуют времени. Вообще, при скоростном чтении глаза не переходят от строчки к строчке, а держатся посередине страницы с небольшими отклонениями влево и вправо.

Конечно, большую роль играет практика, поэтому надо сделать своей постоянной привычкой чтение как профессиональной литературы, так и газет, журналов, в том числе на иностранных языках.

Очень интересные исследования проводят сейчас в библиотеках, анализируя, какую литературу предпочитают читать разные читатели: по выбору литературы можно судить о направленности интересов, интеллектуальных особенностях, способах адаптации к жизни. Так, например, по последним исследованиям, очень популярными являются литературные произведения типа «женских романов», так как они позволяют уйтиот непонятной и тревожной действительности, окунуться в мир гармонии и финансового благополучия. Это — своего рода бегство от действительности как способ психологической защиты.

Чтение литературы, особенно профессиональной, предполагает запоминание прочитанного, и лучший мнемонический способ для этого — конспектирование.

Культура конспектирования, как и культура чтения, состоит прежде всего в отказе от поэлементного, пословного или пофразового конспектирования, что не только невозможно чисто физически (скорость письма во много раз меньше скорости мысли), но и неэффективно. Записывать надо ведущие аргументы и суждения, можно использовать при этом сокращенные способы, подобные принятым в стенографии. При конспектировании надо всегда оставлять пространство, например, поля для синхронного или последующего рецензирования прочитанного, для своих замечаний. Очень помогают при последующей работе над конспектом «цветные» выделения наиболее важных положений, обведение их рамочкой, подчеркивание и т. п.

К сожалению, в учебной практике российской школы отсутствует такой важный предмет, как каллиграфия — умение красиво и четко писать. После нескольких занятий по прописям дети остаются наедине со своими особенностями, вкусами, пристрастиями, и в результате мало кто из окончивших школу может похвастаться разборчивым красивым почерком. А ведь почерк, и в целом письменная речь, какое бы малое место они не занимали в общей структуре (всего 9%), могут дать очень подробные психологические сведения об авторе.

Существует наука графология, или психографология, которая по особенностям почерка помогает определить психологические свойства личности. Конечно, приходится принимать во внимание два обстоятельства: уровень подготовленности к письменной речи на данном языке и эмоциогенные условия написания текста. В первом случае надо говорить о наличии определенной практики (например, бесполезно пытаться оценивать почерк младшего школьника, так как он еще в стадии становления и развития). Обычно стабилизация почерка заканчивается к 22-24 годам. Во втором случае — и это уже предмет размышления для криминалистов — оцениваются изменения почерка при различных состояниях возбуждения, депрессии и т. д. Криминалисты же занимаются вопросами идентификации почерка, особенно идентификацией подписей.

Особенности письменной речи начинаются с пространственного использования: расположения слов и фраз на листе бумаги. При нормальном, рациональном использовании строчки расположены на небольшом расстоянии друг от друга (2-3 мм) слева и справа — небольшие поля (4 мм), пробелы вверху и внизу страницы — до 4 мм. Строчки ровные, не налезающие друг на друга.

Если строчки слишком плотные, буквально «слипаются друг с другом», полей и вообще промежутков нет, то можно говорить о преувеличенной расчетливости и даже скупости. Если же полей и промежутков слишком много, то скорее всего пишущий относится к разряду бесшабашных «широких» натур с не очень высокой организованностью.

Если строчки «ползут» вверх, то можно считать, что запасы нейропсихической энергии большие, а сам пишущий обладает высокой, даже завышенной самооценкой. Если же строчки сползают по краям вниз, то это свидетельствует об утомляемости нервной системы, недостаточности ее и о тенденции к заниженной самооценке.

Пробелы в конце строк, оставленные как бы из боязни перенести слово, могут быть показателями каких-то фобий, тревог.

Если почерк вообще неразборчив или мало разборчив, буквы написаны нечетко, слова недописаны, то причиной этого может быть эмоциональная неустойчивость, слабость эмоционально-волевой регуляции. И, наоборот, четкий красивый разборчивый почерк с четко расставленными знаками препинания и точками в буквах «е», «й» свидетельствует об исполнительности, аккуратности, пунктуальности, склонности к художественному творчеству.

Нелепое безвкусное исполнение некоторых букв, их вычурность, например, завитушки в заглавной букве «П», можно истолковывать как стремление произвести впечатление, самоутвердиться. Возможно, что у обладателя этих «завитушек» довольно много незрелых нелепых мыслей и поступков.

Сильный нажим свидетельствует об энергетических и организаторских склонностях пишущего. Наклон букв, который можно измерить с помощью обыкновенного транспортира, у правшей должен быть в правую сторону, в соответствии с обучением по прописям. При этом очень низкий наклон — 30-40°, буквы как бы лежат на строчке — свидетельствует о вспыльчивости и возбудимости человека, его излишней прямоте и торопливости в поступках. Оптимальный наклон — 40-50°, свидетельствующий о гармоническом развитии натуры и широком круге интересов. Наклон 5-60° и более свидетельствует о сдержанности, самообладании, свернутом в профессиональном плане круге интересов или узком диапазоне увлечений. Вертикальные или наклоненные влево буквы говорят об упрямстве, скрытности, иногда неискренности пишущего.

Мягкость, округлость при письме, плавный переход в написании букв характеризуют личность как спокойную, терпеливую, следующую в своей деятельности по линии наименьшего сопротивления, склонную к компромиссам. Большое число углообразований — это признаки упрямства, неуступчивости, требовательности к себе, резкости, даже агрессивности.

Выявлены половые, возрастные и профессиональные особенности почерка. Например, мужской почерк, в отличие от женского, характеризуется более низкими и широкими буквами, не очень постоянными по размеру и не очень связанными между собой, так называемый «рваный» мужской почерк. Почерк инженерный — это мелкие по размеру буквы, меньше 3 мм, плохо связанные между собой и с вертикальным или близким к нему наклоном.

Конечно, для окончательных выводов нельзя использовать не только графологические показатели, они должны быть усилены методами психодиагностики, но для первых этапов наблюдения и самонаблюдения графология может дать очень ценную информацию. Можно сослаться на опыт кадровых служб некоторых зарубежных стран, например Израиля, где психологи оценивают будущего кандидата по образцам его письменной речи.

Очень большое значение имеют, безусловно, содержательные характеристики письменной речи, ее смысловые и мыслительные свойства, которые показывают интересы, желания, потребности, когнитивные и креативные структуры личности. Психологи и социологи пользуются для оценки этих свойств методом контент-анализа сообщения, выделяя категории контент-анализа (так называемые контент-категории) и подсчитывая частоту использования этих категорий носителями языка. Ценность контент-анализа состоит в определении контент-категории, этого измерительного инструмента, сетки, через которую просеивается все сказанное, написанное, напечатанное и пр.

Письменная речь, по сравнению с устной, является более регулируемым процессом, более осознанным, с более замедленной обратной связью с партнером общения. Некоторые образцы письменной речи, например, деловые письма, письма-рекламы, требуют соблюдения соответствующих организационных и этических правил. Для эффективного использования их необходимы сведения об адресате с точным почтовым индексом, фамилией, именем, отчеством, точное и корректное описание проблемы (в случае с рекламой — с указанием мотивов личной выгоды), письмо должно иметь персональную подпись, лучше высокого по статусу отправителя (например, подпись президента фирмы можно передать с помощью факсимиле).

Техника исполнения современных деловых писем на принтерах, конечно, очень высока, но даже за принтером стоит человек с его привычками, образом мышления, речью, и даже в компьютерном варианте видны свойства его исполнителя.

Речь — очень сложный психический процесс, в котором смешаны свойства разных структур человека — от его индивидуальных проявлений до личностных и социальных. До сих пор в исследовательских работах по речи очень много белых пятен. Особенно это касается вопросов, связанных с моделированием и автоматизацией речи на уровнях ее распознавания и синтезирования. Идея говорящих и понимающих роботов открывает новые страницы в истории создания систем искусственного интеллекта, и эта идея принадлежит XXI веку.