Смекни!
smekni.com

Практическая психология Тутушкина (стр. 55 из 93)

проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей;

взывайте к благородным побуждениям;

придайте своим идеям наглядность, инсценируйте их;

бросайте вызов.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

2. Богомолов Н. Н. Доктрина «человеческих отношений». М.,1970.

3. Бодалев А. А. Личность и общество. М., 1983.

4. Добрович А. Б. Общение: Наука и искусство. М., 1980.

5. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

6. Коган М.С., Эткинд А. М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. N 4. С. 21-27.

7. Крижанская Ю. С., Третьякова В. Н. Грамматика общения. Л., 1990.

8. Кузьмин Е. С. Вопросы социальной психологии руководства. Л., 1977.

9. Куницина В. Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.

10. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.

11. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

12. Психология в управлении: Сб.Л., 1983.

13. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и групп. М., 1988.

14. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986.

15. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

Часть 3. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Человек как субъект профессиональной деятельности, труда, составляет одну из важнейших характеристик индивидуальности. Начиная с определенного возраста, большинство людей оказываются включенными в ту или иную профессиональную деятельность, а значительная часть юности уходит на подготовку к ней. Представить себе современного человека вне труда крайне сложно. Не случайно на вопрос, кто вы такой, люди в большинстве случаев называют свою профессию.

Для того чтобы понять некоторые истоки современной трудовой этики, приведем краткий обзор истории развития смысла и значимости труда.

В древней Греции господствовало негативное отношение к обязательной повседневной работе, особенно физической, которая считалась работой для рабов. Только труд, в результате которого создавалось нечто «вечное», являлся социально значимым.

В Ветхом Завете труд представлен как тяжелое испытание, наложенное Богом в наказание за первородный грех. Труд — это искупление. Труд как возмездие рассматривается и в Средние века. Смысл его — переделать и усмирить естество и таким образом способствовать самореализации человека по образу и подобию Божьему.

Реформация подчеркнула и возвысила роль труда как особой формы служения. Работа была благодатью, и чем тяжелее труд, тем лучше. В своей знаменитой работе «Протестантская этика и сущность капитализма» (1920) М. Вебер показывает, что именно эти мотивы лежат в основе буржуазной трудовой этики.

Промышленная революция XVIII-XIX веков привела к необходимости повышения уровня организации труда, для чего потребовалось заменить принуждение и насилие как основные формы прежней организации, формированием нового самосознания работников. В число добродетелей стали включаться такие качества как исполнительность, дисциплина, надежность, лояльность и др.

В XX веке труд рассматривается как основной способ самовыражения и средство удовлетворения материальных и социальных потребностей. Труд — источник положительного самоутверждения, которое помогает работнику создать внутреннюю мотивацию труда, даже, несмотря на плохие условия работы.

Своеобразно происходило становление представлений о значимости труда в России. Длительный период крепостного права привел к тому, что господствующим был ветхозаветный подход к труду, а умственный труд в качестве труда не признавался. Институт холопства сформировал определенную трудовую антиэтику: редко в каких языках существуют пословицы типа «дурака работа любит». Большинство российских предпринимателей и купцов первой, петровской, и второй волны были из сибирских или уральских крестьян или казаков, которые не знали крепостного права, а самыми зажиточными крестьянами на Руси являлись сектанты — баптисты, молокане, духоборы и др.

Октябрьская революция поставила перед обществом задачи становления нового человека, прежде всего в смысле его отношений к труду. Не случайно, в первые годы советской власти на психологию возлагались особые надежды в деле формирования «нового человека» методом условных рефлексов.

В соответствии с новыми представлениями труд являлся условием удовлетворения прежде всего социальных потребностей, а награда за труд — быть уважаемым членом коллектива. Значимость труда оценивалась через результат, результатом же являлся не столько качественный продукт или прибавочная стоимость, сколько членство в коллективе, индивидуальные потребности были отставлены на далекий второй план.

В сознательных представлениях и бессознательных установках по отношению к труду современных людей присутствуют все уровни субъективной значимости. Проведенный нами опрос представлений студентов о реальном и идеальном труде показал, что около 70% студентов считают, что стоит работать, даже если есть возможность этого не делать. При этом девушки рассматривают труд либо только как способ самовыражения, либо как самовыражение и одновременно способ зарабатывания денег. Для юношей труд, — прежде всего способ зарабатывания денег. Что касается представлений об идеальном труде, то для юношей — это интересная, приносящая удовлетворение работа. Для девушек кроме интереса и удовлетворения, в представление об идеальном труде включается еще и фактор хорошей оплаты. При этом от реального труда они не ждут особых материальных вознаграждений. Таким образом, для девушек идеальное означает недостижимое, нереальное, а для юношей оно включает в себя положительные эмоциональные ценности. Возможно, что такое различие в представлениях отражает общую гендерную ситуацию на современном рынке труда.

Являясь основным по времени и, зачастую, по значимости, компонентом человеческой жизни, профессиональная деятельность может порождать множество проблем. Это выбор профессии в юности и ее смена в кризисные периоды, мотивы трудовой деятельности и нежелание работать, материальная и психологическая удовлетворенность трудом и возможности самореализации, наконец, безопасность, комфорт и сохранение здоровья в процессе трудовой деятельности. Круг этих и подобных проблем призвана решать психология труда.

По определению крупного отечественного психолога М. А. Дмитриевой,психология труда это наука, изучающая закономерности становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек как субъект труда — профессиональная среда».

К характеристикам субъекта труда, или работника, относятся профессионально-значимые свойства — те психологические особенности, без которых невозможно достижение профессиональной успешности в том или ином виде деятельности; профессиональный опыт — знания, умения и навыки, необходимые для реализации профессиональной деятельности; профессиональная мотивация — психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека. На основе мотивов формируются отношения человека: к труду вообще, к конкретной профессиональной деятельности, к своей специальности, к себе как специалисту. Фоном для выполнения человеком профессиональных задач являются праксические состояния, которые возникают в процессе деятельности. Состояния делятся на относительно устойчивые, зависящие от отношения к труду (удовлетворенность, заинтересованность, скука); ситуативные — зависящие от взаимоотношений с партнерами и коллегами по работе и от влияния неблагоприятных факторов, неполадок; и на периодически возникающие — врабатывание, утомление, азарт.

К характеристикам профессиональной среды относятся:

объект и предмет труда — характер и система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно и/или практически оперировать;

цели и задачи труда — результат, которого требует или ожидает от человека общество;

средства труда — приспособления, оборудование и любые другие средства, которые усиливают воздействия на предмет труда;

физическая среда, включающая в себя внешние условия деятельности: микроклимат, температуру, освещенность, шум и другие специфические условия, и особенности рабочего места и помещения;

социальная среда — психологический климат и социально-психологическая структура коллектива.

Основой психологического изучения профессиональной деятельности является составление профессиограммы — описания по определенным правилам социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. В содержание профессиограммы входит следующая информация:

1. Производственная характеристика профессии и ее специализаций.

2. Указание на экономическое значение профессии.

3. Социологические и социально-психологические характеристики профессии (социальный престиж, особенности коллективной деятельности и межличностных отношений).

4. Перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство. Сроки подготовки и перспективы продвижения.

5. Гигиеническая характеристика условий труда с особым выделением профессиональных вредностей.

6. Перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинские противопоказания.

7. Составление психограммы, или характеристики требований, предъявляемых профессией к психике человека. Психограмма — это ядро и основная часть профессиограммы, она включается в любое психологическое мероприятие, связанное с исследованием в области трудовой деятельности.

Содержание профессиограммы зависит от целей исследователя. В задачах профотбора упор делается на определение относительно устойчивых свойств человека, таких, с помощью которых работников можно дифференцировать на более или менее успешных (пп. 6, 7). При профориентации внимание уделяется широкому и доступному изложению основных особенностей деятельности (пп. 1, 2, 5). Задачи профессиональной подготовки требуют точных знаний того, какие профессионально-важные качества поддаются развитию в процессе упражнений (пп. 4. 7). Рационализация режима и условий труда предполагает выявление лабильных психических функций, динамика которых может служить показателем наиболее слабых мест в организации труда (пп. 3, 5,7).