Смекни!
smekni.com

Формирование музыкальной культуры школьников посредством информационно-просветительской деятельн (стр. 2 из 10)

Настоящий период отмечен все возрастающим вниманием исследователей к проблеме музыкальной культуры как целостного явления. В то же время интеграция различных областей знания оставляет за каждой из них право специфического ракурса изучения феномена музыкальной культуры.

С точки зрения социологии музыкальная культура представляет собой вид художественной культуры и изучается как жизнь музыки в обществе (Б. Асафьев, Р. Грубер, М. Коган, А. Сохор и другие).

Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими.

Перспективность направления музыкально-педагогических и просветительских исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей младшего школьного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании музыкального вкуса и музыкальной культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие).

Проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры младших школьников в единстве классных и внеклассных форм работы изучены недостаточно полно.

Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью музыкального воспитания средствами музыкальной культуры и, недостаточной разработанностью содержания методов формирования музыкальной культуры современной личности, Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: “Формирование музыкальной культуры младших школьников посредством информационно-просветительной деятельности”.

Методика и организация исследования:

На первом этапе исследования – аналитическом - были изучены теоретические аспекты организации формирования музыкальной культуры школьников, при этом главное внимание было уделено выявлению необходимости проведения такой работы с детьми, степени интереса и потребности к изучению данной проблемы. На этом этапе использовались методы теоретического анализа и синтеза.

На втором этапе – диагностическом – было определено практическое состояние проблемы. Посредством методов наблюдения, опроса (анкетирование),анализа документов и специальной литературы был исследован уровень сформированности музыкальной культуры школьников (на базе МОУ СОШ №46, МОУ СОШ № 27 г.Калининграда и МОУ СОШ №2 г.Гусева), проведено исследование средств и форм для повышения уровня музыкальной образованности детей посредством музыкально-просветительной (концертной) деятельности Калининградского областного оркестра русских народных инструментов.

На третьем этапе – формирующем - были выявлены условия совершенствования по формированию музыкальной культуры школьников и разработана программа, способствующая расширению и повышению потенциала музыкальной культуры младших школьников в городе Калининграде и регионе. На данном этапе были использованы методы социально-культурного проектирования.

База исследования

Базой исследования явились МОУ СОШ № 46, МОУ СОШ № 27 г.Калининграда и МОУ СОШ №2 г.Гусева.

Теоретическая значимость исследования заключаетсяв раскрытии сущности и функций музыкальной культуры, в определении специфики взаимодействия Калининградского оркестра русских народных инструментов и учащихся общеобразовательных школ города и области (как объектов социально-культурной среды), в определении механизма формирования у школьников музыкальной культуры средствами музыки различных жанров.

Практическая значимость исследования заключается:

- в разработке программы, направленной на расширение возможностей по совершенствованию формирования музыкальной культуры школьников, которая может быть использована в общеобразовательных школах для развития представлений у детей о музыкальной культуре в целом, а также направленной на приобщение учащихся младшего школьного возраста к русскому национальному музыкальному искусству;

- в определении условий внедрения данной программы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определение музыкальной культуры как одной из форм информационно-просветительской деятельности, осуществляемой различными социальными институтами в процессе формирования музыкальной культуры личности.

2. Национально-культурные ценности музыкального искусства способствуют формированию музыкальной культуры учащихся; играют активизирующую роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии личности, в решении проблем воспитания культуры, становления духовно-нравственных качеств школьников как общего процесса духовно-патриотического возрождения России.

3. Система организации учебно-воспитательного процесса по формированию музыкальной культуры школьников, основанная на формах, позволяющих охватить широкое информационное музыкально-эстетическое пространство региона и способствующая овладению учащимися национальными ценностями русского музыкального искусства в самом западном регионе России.

4. Проект программы по формированию музыкальной культуры школьников посредством музыкально-просветительской деятельности оркестра русских народных инструментов.

Структура и объем курсовой работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1.Теоретические основы формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста.

1.1. Многосторонний характер информационно-просветительной деятельности в формировании музыкальной культуры школьников.

В связи с глобальными социальными преобразованиями в обществе все более приоритетное значение приобретают гуманистические ценности в жизни людей. Формирование музыкальной культуры личности, наряду с высокой социальной значимостью классической функции музыкально-эстетического воспитания, выходит на уровень общих духовно-нравственных ценностей и гуманистических убеждений. Перед современным художественным образованием стоят задачи художественно-образного познания мира и воспитания чувства единства с ним (целостное миропонимание). Это задачи по формированию культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистического воспитания и духовно-нравственного развития, освоения национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, интеграции личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

В данной ситуации для рассмотрения методологических подходов к проблеме формирования музыкальной культуры школьников посредством информационно-просветительской деятельности, прежде всего, необходимо осмысление сущности понятий "информационно-просветительная деятельность", "информационная культура", "искусство", "культура", "музыкальная культура" и их роль в современном обществе.

Информационная культура – это информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры.

Можно говорить об информационной культуре и с точки зрения качественной характеристики жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

Информационно-просветительная деятельность в современном обществе — это мощное движение, развивающееся в рамках деятельности государственных, коммерческих и некоммерческих учреждений культуры.Она по сути своей является комплексом педагогического воздействия, который стимулирует формирование гармонически развитой личности.

Информационно-просветительная деятельность носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию интересов и запросов человека и ребенка в частности. Способы ее воздействия на личность сочетают в себе информационно-логическую и эмоционально-образную линии, предполагают особою яркость, зрелищность, разнообразие, а значит, комплексное использование идейно-эмоциональных выразительных средств.

Просветительская деятельность опирается на принцип комплексности. Говоря о применении этого принципа в воспитательной работе, замечательный советский педагог А. С, Макаренко подчеркивал: «...человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается».

В информационно-просветительской деятельности происходит целенаправленное использование всех средств и методов просвещения для формирования социально активной и гармонически развитой личности.

Комплексный подход к системе формирования личности позволяет согласовать и объединить усилия различных социальных институтов в достижении единых воспитательных задач.

Идейно-эмоциональная информация и средства ее передачииспользуют все существующие «носители» идей и чувств: устное живое слово, печать, средства наглядности, произведения искусства. Многообразное совместное использование этих средств влияния на личность помогает достижению просветительных и воспитательных целей в современном обществе.

Огромную роль в выразительности и убедительности воздействия на объект играет субъект воздействия, методическое мастерство, познания, деловой и нравственный авторитет самого субъекта (учреждения культуры, либо другого культурно-досугового учреждения).

Информационные и выразительные возможности средств идейно-эмоционального воздействия варьируются в зависимости от методической структуры субъекта.